Алексей Греков о школьном образовании: школа должна измениться или умереть

Автор
Алексей Греков о школьном образовании: школа должна измениться или умереть

Споры о школьном образовании ведутся регулярно. Многие понимают, что система школьного обучения должна меняться, но что делать, кому, как и когда?

Так, российский философ, литературовед, культуролог Михаил Эпштейн пропагандирует свою идею о причинах не ходить в школу. А украинские мамы все чаще находят аргументы для объяснения того, почему школьное образование в Украине умирает.

Алексей Греков

Реформы школьного образования

есть, но они либо незначительны, либо вообще не играют роль в общей картине. Вице-президент Тьюторской ассоциации Украины, соучредитель столичной частной школы «Афины» Алексей Греков написал пост о том, почему и как должно меняться школьное образование.

Мой пост адресован не педагогам, но родителям. Только вы можете остановить процесс превращения ваших детей в будущих лузеров.

Когда я слышу фразу "реформа образования" — меня охватывает бешенство. Почему-то сразу вспоминаются "двое из ларца — одинаковы с лица", которые рубили тесто и месили дрова: вроде и действия правильные, и намерения добрые, но, приложенные не в том месте не к тем предметам, они не дают никакого полезного результата.

Два года, прошедшие после Майдана, в системе образования не изменили ничего. Педагогическое сообщество доказало свою неспособность организовываться, порождать новые смыслы и договариваться о целях.

"Закон о высшем образовании", якобы прогрессивный, подтверждает этот тезис как нельзя лучше: два года согласований и выхолащивания сути произвели на свет текст не более революционный, чем инструкция к стиральному порошку. Теперь эту хирургическую процедуру применяют к рамочному "Закону об образовании".

Всерьез обсуждалось, пять или шесть лет должна длиться начальная школа. Остановились на пяти, и все это было гордо названо структурной реформой.

Когда горизонт планирования для украинского бизнеса составляет год, а то и квартал, — это можно понять: он — заложник решений, принимаемых государством. Когда государственные чиновники принимают решения, наивно предполагая, что Будущее — это всего лишь Present Continuous или "длящееся настоящее", — это халатность, граничащая с преступлением. Но когда вся система образования живет в иллюзорном мире Past Continuous — это беда.

Past Perfect

Уважаемые родители! Если ваши дети идут в школу в этом году, окончат они ее в 2028. Задайте, пожалуйста, вопрос вашим учителям (а заодно — и разработчикам программ): почему они считают, что в 2028 году все эти знания и навыки, приобретаемые учениками, будут еще важны? (Я не утверждаю, что они неважны, но пусть педагоги ответят — почему). А когда они начнут отвечать, переспрашивайте: что-что? Навык социализации? За партой? Глядя друг другу в затылок? — Научиться читать и писать? Тем же способом, что и десять, и двадцать, и сто лет назад? В тех же прописях? По тем же текстам?

Но оставим в покое «началку». Худо-бедно, она как-то справляется со своими задачами. Несмотря на перегруз программ и классов, большинство детей сохраняет интерес к учебе и жизни. Добивает же их основная школа. И потому я обращаюсь к вам, уважаемые родители пятиклассников — или, после "структурной реформы", шестиклассников!

Ваши дети окончат школу в 2023 году. Знаете ли вы, каким будет мир через 7 лет? Что изменится? Какие навыки будут востребованы? Что уже станет неактуальным?

— Да что вы ерунду городите? — воскликнет нетерпеливый читатель. — Что такого может случиться за эти 7 лет? Я буквально вчера выходил в первый раз на Майдан с оранжевой ленточкой на груди, а вот уже 11 лет прошло, и — положа руку на ту же грудь — ничего, по сути, не изменилось.

— Так ли это? Хорошо. Перенесемся даже не в 2004, а в 2007 и осмотримся в окружающем нас технологическом пейзаже.

В начале года выходит новая операционная система от Microsoft — Windows Vista (помните такую?) Еще не начались продажи первого iPhone (это случится в конце года), а значит — никаких тач-скринов у телефонов, только кнопки. iPad’ы — это вообще из другой жизни, их продажа начнется в 2010. Да что там iPad’ы! Только-только начали появляться первые электронные книги! Естественно, нет никакого Android — он будет разработан в 2008. Facebook лишь в прошлом году открыл регистрацию для пользователей, не являющихся студентами Гарварда, и практически неизвестен за пределами США. Нет в помине ни Viber, ни WhatsApp, ни других сервисов, которые составляют наш сегодняшний инструментарий. В экономике и политике — всё еще в будущем: экономический кризис, война в Грузии, президент Медведев и второе премьерство Юлии Тимошенко (помните такую?)

Только представьте себе: дети, родившиеся в 2007, дети, для которых кнопочные мобильные телефоны — дикая архаика, учатся уже во 2-м классе! И вы по-прежнему считаете, что мир в 2022 будет таким же, как сейчас?

Present Perfect

Ответ отрицательный, и вот почему. Мы с вами живем на стыке двух кондратьевских циклов, — не буду пояснять, не поленитесь, загляните в Википедию. (Кстати, о Википедии: в 2007 году украинская версия насчитывала 50 000 статей, сейчас — более 500 000). Предыдущий цикл, ознаменовавшийся мировым энергетическим кризисом, к концу 1970-х породил иной тип экономики. На базе развившихся к этому времени кибернетики и электроники началась автоматизация производственных процессов, широкое внедрение промышленных роботов. В результате огромные массы неквалифицированных рабочих были вышвырнуты на улицу.

Их приняла в себя сфера обслуживания, которая с этого момента начала разрастаться и дифференцироваться. С этого момента появилось понятие "социально ответственный бизнес". С этого момента традиционные для индустриального общества гигантские иерархические организации стали уступать место маленьким "плоским" структурам.

Изменились сами производственные отношения. Если иерархии требуют "мужских" качеств — умения конкурировать, доминировать и подчиняться, то плоские организации требуют качеств, традиционно считающихся "женскими", — эмпатии, умения сотрудничать и договариваться. Эти поведенческие паттерны переняли даже занятые в сфере обслуживания мужчины.

И вот сейчас мы находимся в ситуации, когда заканчивается предыдущий цикл и начинается новый.

Present Continuous

Контуры этого Будущего, едва намеченные Элвином Тоффлером, начинают обретать различимые черты в предсказаниях Рэя Курцвейла и Митио Каку.

В ближайшие 5 лет произойдет роботизация сферы обслуживания. Больше никаких "Вільна каса!" и "Чем я могу вам помочь?" Роботы могут работать в режиме 24/7 без больничных, отпускных и декретных, без ошибок и хамства. Роботы-уборщики, роботы-помощники, роботы-официанты, роботы-няньки — они уже существуют, продаются и окупаются за год-полтора. А как только их массовый выпуск наладит Китай — не приобрести себе хотя бы робота-кухарку станет попросту неприличным.

Как и 40 лет назад, большую часть неквалифицированных работников вновь вышвырнут на улицу. Куда денутся эти люди? Какая существующая экономическая сфера способна принять их?

Сельское хозяйство? Но число занятых в нем не превышает 5 %, и при этом оно постоянно снижается. Промышленность? Пока в ней занято около 20 % работающих, но и ее в ближайшее время ждут катаклизмы.

Китайская компания Winsun напечатала на шестиметровом 3D-принтере пятиэтажный дом площадью 1100 квадратных метров, причем сразу со всеми коммуникациями. Технология позволяет печатать до 10 зданий в сутки по цене 160 000 долларов за штуку. Ау, строители, сантехники и риелторы! Кому вы будете нужны с вашими кривыми стенами, протекающими трубами и жирными комиссионными? Скачанная выкройка плюс 3D-принтер способны нанести удар под дых не только промышленности, но и розничной торговле.

Что же может решить проблему "лишних людей", кроме, конечно, мировой войны? Ответ: Сеть. "Плоская" структура, обеспечивающая продуктивную коммуникацию участников, и отдаленным прообразом которой является нынешний интернет. Сейчас можно долго фантазировать, как именно будет строиться экономика Сети, но одно для меня несомненно: когда мы отгоняем детей от компьютеров, отнимаем у них планшеты и телефоны, заставляя учить логарифмы или строение кольчатых червей, — мы заранее обрекаем их на проигрыш. Нет, не роботам, а своим менее зашоренным сверстникам из Европы, Америки и Юго-Восточной Азии. Ведь мы отвлекаем наших детей от более важной задачи: выработки навыков сетевого взаимодействия, и подменяем ее иллюзорной задачей "овладения знаниями", бесполезными в цифровом роботизированном будущем.

Future Indefinite

Что можем сделать мы, родители, если Будущее таково, каким мы его описали? Как развить у детей необходимые мягкие навыки? И поможет ли нам пресловутая "реформа школы"?

Да — если школа станет плоской структурой. Нет — если она останется иерархическим монстром.

Учеба в формате "читай и повторяй" бессмысленна. Коммуникация — это не просто навык общения, это навык отбора — с кем тебе говорить и кого тебе слушать.

Навык работы в команде ставится только работой в команде, — правда, как странно? — а команда предполагает наличие общей цели, и значит — выработки навыков целеполагания, самообладания, ответственности, способности сотрудничать и ограничивать свои амбиции. Сделать всё это в рамках традиционных уроков практически нереально. Такую возможность должна порождать иная обучающая среда.

Я не надеюсь, что государство законом предпишет всем школам стать "плоскими". Впрочем, в Сети государство — всего лишь один из узлов, не более важный и значимый, чем вы или я. Нам не нужно ничьего позволения, чтобы создать свою обучающую сетевую среду.

Поэтому: родители школьников — объединяйтесь! Нам нечего терять, кроме цепей коррупции и бюрократии. Мы можем создать Школу, устремленную в Будущее.

Потому что наши дети — это и есть то Будущее, которое непременно наступит. Потому что мы с вами — и есть та Школа, какой она обязана быть.