Проблемы школьников: оптимальное решение стандартных ситуаций

Автор
Проблемы школьников: оптимальное решение стандартных ситуаций

Вчера мы уже говорили с вами о том, какие проблемы могут возникать у школьников, а также искали пути выхода из сложившейся ситуации.

Если вы хотите узнать, как правильно поступить родителям, если ребенка обижают одноклассники, он сильно переживает из-за плохих оценок или у него в школе нет друзейчитайте первую часть наших советов.

А сегодня мы поговорим с вами, как вести себя в ситуации, если у ребенка не получается найти общий язык с учителем или он устает и не справляется с учебной нагрузкой. Итак, продолжаем!

Проблема №4: ребенок устает и не справляется с нагрузкой

Учителя жалуются, что ваш ребенок не может сосредоточиться на уроках. Дома он отказывается не то что помогать по дому – он с неохотой начинает играть, объясняя это тем, что очень устал и хочет отдохнуть.

Возможно, у него вообще нет времени на игры, потому что после школы нужно не только сделать бесконечное количество домашних заданий, а еще и посетить тренировку по хоккею и теннису, не опоздать на урок верховой езды, а затем позаниматься с преподавателем английского и французского…

Что делать:

Детское переутомление почти всегда признак того, что его учебное расписание перегружено. И виновата в этом не только школа, хотя сейчас много задают даже во втором классе.

Существуют еще и разнообразные внешкольные занятия, на которые своего сына или дочь активно записывают родители. Которые, конечно, хотят как лучше, ведь всестороннее развитие ребенка, это так важно в современном мире.

Но часто в заботе о будущем ребенка родители начисто забывают об одном – от излишних перегрузок серьезно страдает физическое и психологическое здоровье маленького человека.

Конечно, мы уже слышим негодующий ропот всех тех, кому крайне важно, чтобы ребенок успевал посещать секцию по шахматам – ведь благодаря этому у него развивается логика; рисовал – ведь учительница его так хвалит; а занятия иностранным языком просто не обсуждается! Мы не будем с вами спорить, просто подумайте, если ваш ребенок будет уметь все вышеперечисленное, но при этом будет абсолютно несчастлив и опустошен – вы будете продолжать думать, считать, что делаете все правильно и занимаетесь его развитием?

Психолог Наталья Карабута рассказывает: «Правы ли родители, загружая ребенка внешкольными занятиями - вопрос, скорее, риторический. Занятия могут быть, но необходимо обязательно найти баланс между развитием и отдыхом. Если школьник действительно испытывает проблемы с учебной перегрузкой – стоит обязательно снизить количество поступающей к ребенку информации и дать ему просто отдохнуть и даже, как бы это ужасно не звучало – побездельничать. Если отказаться от всех дополнительных занятий никак не представляется возможным – уменьшите их количество в 2-3 раза. Если посещали секцию два раза в неделю – ходите один, если можно на какое-то время прервать занятия в кружке – сделайте это и не жалейте о пропущенном материале. Ребенку необходимо время, чтобы прийти в себя».

Если спустя минимум пару недель у вашего сына или дочери опять появится улыбка, он станет более бодрым и активным, поговорите с ним, узнайте его мнение, какое расписание ему подходит больше – то, которое было изначально или облегченный вариант. И, поверьте, не случится ничего страшного, если он выберет вариант полегче. Ребенку необходимо время на бездельничанье, игры, свежий воздух и возможность расслабиться и никуда не торопиться. Ведь мы с вами тоже так любим это ощущение, правда? Стоит ли лишать этого своего любимого ребенка.

Если усталость и вялость никуда не делись даже с учетом снижения учебных оборотов, возможно, ребенку необходимо больше времени, а также не будет лишним пройти с ним врачебный осмотр, например, на предмет анемии, возможно врач порекомендует пропить поддерживающие препараты. Ведь у такого состояния ребенка вполне может быть медицинская причина, а не просто лень, как мы все привыкли думать.

Проблема №5: конфликт с учителем

Идеальный образ учителя, у которого нет любимчиков, всегда хорошее настроение, он каждый день ведет уроки интересно, никогда не ставит оценок исходя из личных антипатий, и не делает замечаний просто потому, что у него болит голова, к сожалению – утопичен. Преподаватель тоже человек: у него могут быть различные эмоции, личные пристрастия, установки, особенности характера, вследствие чего отношения с ним у ребенка могут складываться по-разному.

Но если день за днем вы слышите от своего ребенка жалобы на то, что учитель занижает ему оценки и цепляется по поводу и без, на это стоит обратить внимание и разобраться в сложившейся ситуации. Оправдание, что мой ребенок хорошо себя ведет и все знает, а во всем виноват учитель – не поможет разрешить конфликт, действовать нужно по-другому.

Что делать

Для начала попробуйте «разведать обстановку». Поговорите с родителями других детей - а как эта учительница относится к ним? Не жалуются ли на нее? Обсудите вопрос на родительском собрании, возможно ситуацию прояснит классный руководитель. Например, у конкретного преподавателя что-то глобально идет не так в жизни, и он «срывается» на детях. В таком случае стоит обращаться к администрации школы и решать проблему комплексно – лучше всего, если есть такая возможность, попросить дать вам взамен другого учителя-предметника.

Если же ваша догадка о том, что учительница недолюбливает конкретно вашего ребенка, подтвердится, сходите в школу и попробуйте открыто поговорить с ней. Главное – не начинайте с угроз или негатива. И для вас, и для вашего ребенка будет куда лучше, если вам удастся уладить конфликт мирно.

Ваша задача – договориться с учителем, услышать его и понять, в чем суть проблемы. Даже если вы очень раздражены и злы – не срывайтесь и не кричите, а лучше наденьте на себя маску крайне заинтересованного родителя, который абсолютно верит словам педагога.

Спросите у учителя совета, какие действия вам можно предпринять, чтобы оценки ребенка улучшились. Уточните, действительно ли ребенок «не тянет» предмет, или вопрос в его поведении, темпераменте. Поделитесь с преподавателем особенностями и переживаниями своего ребенка, возможно, эта информация поможет им найти общий язык.

Наша мама-форумчанка Полина рассказывает: «Мой Федор – однозначный флегматик. Он никогда не тянет руку на уроках, сидит с кислым видом и вообще на лице у него написан полный игнор к происходящему. Притом, что он почти всегда знает предмет достаточно хорошо, любит читать книги, без проблем решает задачи, уравнения. В общем, в обучении ему это никогда не мешало. А вот наша физичка – яркий холерик и у нее на уроке так: руку не поднял – урок не выучил, ничего не знаешь, два. Все, без разбирательств. Можно поднять руку, встать и сказать какую-то глупость – не важно. Главное – активность и желание. В общем, невзлюбила она моего Федора, при всем классе называла его тупицей и искренне удивлялась, как ему удается написать письменные работы на хорошие оценки. Кричала, что списывает, хотя часто именно у него одноклассники подсматривали правильные ответы. Пришлось идти в школу, рассказывать, убеждать, объяснять. И это притом, что сам Федор вообще не хотел поднимать эту тему, молчал, ничего не говорил. Но когда на собрании мне вручили выписку оценок, то строй «пятерок» и «четверок» по физике вперемешку с «десятками» за письменные работы – меня реально удивил. Да и по остальным предметам у нас были вполне приемлемые оценки. Пришлось дома устроить Федору допрос с пристрастием…Ну а потом уже пойти в школу. Теперь учительница его сама на уроке спрашивает, не ждет, пока он руку поднимет. И до сих пор так искренне удивляется, что он, оказывается, все знает»

Не спрашивайте «что нам можно сделать?» – некоторые учителя могут расценить это как намек на взятку. А, возможно, речь пойдет именно об этом – внеурочных занятиях для вашего ребенка, которые, конечно, должны оплачиваться дополнительно. Но тут уже вам предстоит решать, какой выбор сделать, в зависимости от своих жизненных принципов и реального уровня знаний ученика.

Если же несмотря на все ваши беседы, преподаватель не оставит ребенка в покое – расслабьтесь и научите этому ребенка. Да – несправедливо, да – нечестно, но растущему человеку важен и такой опыт. Он должен понимать, что иногда в жизни так бывает. Окружающие люди не всегда нас адекватно оценивают, даже если мы очень стараемся и делаем все хорошо.

Главное, скажите ребенку, что вы в нем уверены, что вы знаете, что у него нет проблем с предметом, а уж какие будут оценки – дело десятое. Если они будут низкими и не смогут отражать уровень его знаний – это не его вина, просто так сложились обстоятельства.

С какими бы проблемами не обратился к вам ребенок – задача родителей его выслушать и постараться понять его эмоции. Если у вас не получается сразу понять суть вопроса – не стесняйтесь переспрашивать и уточнять, всегда интересуйтесь, как прошел его день. Ведь часто легче на душе становится просто от того, что выговорился...

А еще напоминайте ребенку, что он у вас замечательный и вы его любите, а если что-то не ладится в школе – это лишь один из этапов долгой-долгой жизни. Бывшие обидчики и вредные учителя останутся в прошлом, и он обязательно встретит тех, кто оценит все его замечательные качества по достоинству.

Желаем вам поменьше проблем и побольше счастливых школьных дней!

Подростковый возраст. Физиологические и психологические особенности

Как преодолеть кризис в отношениях с подростком