Благотворительные взносы: Как перестать платить за сад или школу из своего кармана
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Большинство родителей ничего не знает о том, как просисходит финансирование детских садов и школ, добровольно-принудительно оплачивая все их нужды из своего кармана. Оксана Федорова дает советы родителям, как перестать платить "благотворительные" взносы и добиться финансирования детских садов и школ государством.
Согласно ст. 53 Конституции Украины: "... Государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях ...".
За «бесплатность» дошкольного и общего среднего образования родители платят налогами. Поэтому детсады и школы в Украине финансируются за счет бюджетных средств.
Однако сегодняшние реалии несколько отличаются от законодательной базы. Почти во всех детсадах и школах действуют «фонды», куда родители должны сдавать фиксированную сумму денег на бытовую химию, ремонты, мебель и тому подобное. Таким образом, материально-техническое обеспечение учебных заведений перекладывается на плечи родителей, которые вынуждены платить за «бесплатную» образование повторно.
Согласно Постановлению КМУ № 228, п. 20 «Обязательным является выполнение требования относительно первоочередного обеспечения бюджетными средствами расходов на оплату труда с начислениями, выплату стипендии, а также на хозяйственное содержание учреждений».
Что сделать, чтобы органы местного самоуправления выполняли свои обязанности по надлежащему финансированию детских садов и школ? - Сейчас попробуем дать практические советы умным родителям по данному вопросу.
Как узнать объем бюджетных средств, выделенных на финансирование потребностей заведения?
На родительском собрании мы часто слышим, что государство выделяет средства только на зарплату, питание и коммунальные услуги, поэтому без родительской финансовой помощи саду (или школе) не обойтись. Как практика показывает, бюджетные средства выделяются также и на другие нужды. Для того чтобы узнать, на какие именно нужды выделяются средства в конкретном заведении, необходимо заказать через информационный запрос в районную администрацию или управлении образования следующие документы:
-
Копию «Сметы» детсада или школы № ... за 2016. (В ней расписано, какие средства планируется выделить для обеспечения функционирования учреждения в течение календарного года);
- Копию «Расчета в смету» (в ней подробно расписаны направления расходов).
Рекомендуем для удобства информационные запросы оформлять на портале. В течение 5-ти рабочих дней распорядитель информации должен предоставить онлайн ответ.
Информационный запрос должен содержать следующий текст: На основании статей 1, 13, 19, 20 Закона Украины «О доступе к публичной информации» от 13 января 2011 года, которые дают право обращаться с запросами к распорядителям информации о предоставлении публичной информации, прошу предоставить следующую информацию (следующие документы): ... А дальше Вы указываете конкретные документы или информацию, которую хотите получить.
Как узнать, обращался руководитель за помощью из бюджета?
Каждый руководитель детсада и школы должен мониторить нужды учреждения. В конце календарного года он составляет «Бюджетный запрос» (или «Проект сметы», «Потребность»), с учетом чего в бухгалтерии составляют «Смету». Для того чтобы узнать подавал ли руководитель финансовой запрос для обеспечения потребностей заведения, необходимо написать информационный запрос в райадминистрацию (или управление образования, руководителю учреждения) с просьбой представить следующий документ:
- Копию «Бюджетного запроса» с расчетами детсада или школы № ... на 2016. С подписью руководителя учреждения.
К сожалению, мало кто из руководителей составляет «Бюджетные запросы». А это означает, что бюджетного финансирования на нужды учебных заведений руководители не просят. Управление образования самостоятельно выделяет средства на детсады и школы столько, сколько считает нужным. Таким образом, одной из причин «недофинансирования» учебных заведений является отсутствие «Бюджетного запроса» с расчетами от руководителя.
Как повлиять на руководителя?
Следующим шагом может быть визит родителей к руководителю учебного заведения с просьбой предоставить разъяснения, почему он не сделал «Бюджетный запрос», тем самым не запросив бюджетное финансирование для надлежащего функционирования учреждения?
Желательно, чтобы активисты при встрече отдали руководителю коллективное обращение по затронутому вопросу. Обращение оформляется в двух экземплярах. Один остается руководителю, другой, после регистрации во входных документах, родители забирают себе. Обращение пишется в произвольной форме.
Письменный ответ на обращение предоставляется в течение месяца. Этот шаг необходимо сделать, чтобы на следующий год руководитель все же сделал «Бюджетный запрос» с расчетами. Если руководитель этого не сделает, оснований обращаться к родителям с просьбой дофинансировать нужды учреждения у него не будет.
Если бюджетные средства выделены не на все необходимые потребности, какие меры можно принять для решения финансовой проблемы?
Обратиться в райадминистрацию (и/или в мэрию). Например, если руководитель не попросил в «Бюджетном запросе» финансирование на портомойку, которая находится в аварийном состоянии, то родители самостоятельно могут попросить средства на данные расходы. Для этого необходимо написать обращение в райадминистрацию (мэрию) в произвольной форме (желательно коллективное с подписями большинства родителей). К письму желательно приложить фотографии портомойки, подтверждающих ее аварийное состояние. Обращение затем заносится в районную администрацию в двух экземплярах, один из которых, с пометкой о регистрации, остается у родителей.
Обратиться к депутату. В случае если ответ от районной администрации будет отрицательным, активисты могут обратиться к местному депутату с просьбой оказать помощь в приобретении портомойки. Для этого пишется коллективное обращение с фотографиями, копиями сметы и «отпиской» райадминистрации в приложении, и при встрече вручается депутату. Интересно знать, что каждый депутат Киевсовета может получить из бюджета 200 000 грн. в год для «выполнения поручений избирателей».
Проявите свою инициативу!
Здесь может быть осуществлен шаг, не описанный выше, однако не менее эффективный и придуманный вами.