К чему ты забыла подготовить своего первоклассника
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Позади - садиковские годы разной степени успешности или заботливые бабушки и няни, впереди - еще месяц и все, приехали. Школа. Еще так далеко, но уже неотвратимо близко: 1 сентября твоего загорелого и беспечного ребенка усадят за парту, а «Сана Сергевна» будет говорить: «не кричи с места», «по коридорам не бегать», и «а голову ты не забыл сегодня дома?».
Ты чувствуешь тревогу за тысячу вещей: от «будет ли он хорошо себя вести» до «не выгонят ли его прямо со второго урока». Как твой ребенок примет эти новые правила, лица, поток информации, будет ли он хорошо учиться, сможет ли он преодолеть свое стеснение, усидит ли он на одном месте весь урок?
Нет ни одного родителя в этом мире, который не переживал бы за своего ребенка, отправляя его в первый класс. Часто родители переживают гораздо больше, чем дети: нам страшно и тревожно, а им любопытно и волнительно.
Детей, по исследованиям международной ассоциации школьных психологов, в первую очередь волнуют следующие вопросы:
- Будет ли со мной кто-нибудь дружить в школе?
- Не будут ли меня в школе обижать (дразнить, смеяться надо мной)?
- Не подведу ли я родителей?
Для того, чтобы действительно помочь ребенку, в первую очередь, ты должна успокоиться сама. Дети очень точно чувствуют тревогу родителей. Но поскольку родители при этом мужественно делают жизнерадостный и воодушевленный вид, говоря с детьми о школе, то дети, не понимая, что именно так волнует их родителей, начинают подозревать какую-то страшную тайну. А это никому не прибавляет уверенности в себе.
Сейчас в школах есть и психологи, и учителя, которые с готовностью общаются с родителями, и даже специальные программы адаптации первоклассников. Давай посмотрим, что за этот месяц ты можешь сделать для подготовки и успешной адаптации твоего ребенка в школе. Мы исходим из того, что в целом психологически и физиологически ребенок к школе готов, вы прошли все собеседования, всех специалистов.
Наша месячная программа состоит из трех пунктов: физиологическая, психологическая и техническая, в которые не входит интеллектуальная подготовка по той простой причине, что за месяц до школы учить ребенка считать практически бесполезно, а «набить оскомину» процессом обучения - самое ужасное, что ты можешь сделать для него. И помни: основной вид деятельности ребенка до 11 лет – игровой, а не учебной, поэтому вся подготовка должна проходить исключительно в игровой форме, где успех награждается, а неудача воспринимается спокойно, без печали и истерики.
1.Физиологическая подготовка: режим дня, физическая активность, усидчивость, навыки самообслуживания.
Составь режим дня, включающий в себя все от подъема и гигиенических процедур до подготовки уроков, сбора рюкзака на завтра и сна. Напиши, распечатай, укрась картинками и наклейками, обсуди его с ребенком, проверь, что ему все понятно, утверди этот документ с ребенком, торжественно скрепив договор подписями обеих сторон. Вы можете это сделать вместе, и даже поиграть в игру «Что ты делаешь после..?».
Подробнее. За две недели до первого сентября постепенно меняй режим дня ребенка, чтобы избежать сложностей с ранним подъемом и засыпанием вовремя. Лучше, если у ребенка будет свой собственный, безусловно, красивый, но простой будильник, так ты начнешь приучать его к мысли о том, что вставать вовремя это его ответственность.
Следующий пункт подготовки – физическая активность – самый простой и приятный. Гуляйте, плавайте, бегайте, прыгайте, катайтесь, ползайте. Обычно первоклашкам запрещают бегать на переменах в школе в целях безопасности. Но двигаться между уроками им необходимо. Поэтому придумайте вместе с ребенком такие упражнения, которыми он мог бы заняться на перерыве, чтобы сбросить напряжение от неподвижного сидения за партой. Это может быть игра в «Ладушки» или прыжки на каждой ноге по очереди, или что-то еще.
Усидчивость тренировать очень сложно, но делать это нужно. Скорее всего, вы посещали подготовительные курсы к школе или учились этому в саду. Поэтому совершенно точно, база у вас есть. Тем не менее, было бы полезно, заниматься каким-то одним занятием в течение длительного времени. Начинать лучше с 20 минут, каждый день увеличивая это время на 5 минут. Это может быть рисование, аппликация, вязание, коллаж, лепка. Главное в этом занятии – делать что-то одно: либо рисовать один рисунок, либо лепить одну скульптуру и довести это до конца.
Ключевые навыки самообслуживания, которые понадобятся твоему ребенку в школе: умение одеваться и переодеваться в правильном порядке (включая умения застегивать и расстегивать молнии, шнурки, ремни, заклепки, пуговицы); умение пользоваться туалетом (и его распространённым в наших школах вариантом – «дырка в полу»); умение позаботиться о себе во время еды (опознать, вытащить и не есть все несъедобное, съесть все съедобное, ликвидировать его следы на одежде и лице); умение находить различные подходящие случаю предметы в своем рюкзаке (дневник, пенал, тетрадь, влажные салфетки, ручку) и прятать их туда обратно. В связи с этим, протестируй своего ребенка на предмет этих ключевых умений. Не впадай в панику, если вдруг большинство из них отсутствует. За месяц этому спокойно можно научиться. Главное – не переусердствовать. Составьте план и тренируйтесь не больше получаса в день. Как тренироваться? Конечно, в игре! Играйте в школу, устраивайте соревнования: кто быстрее соберет рюкзак по списку уроков, оперативно и аккуратно оденется, переоденется в спортивную форму и т.д.
Отдельно следует отметить, что около 80% первоклассников не пользуются туалетом в школе из-за страха поскользнуться или провалиться в дыру, из-за неприятного запаха, из-за отсутствия индивидуальных кабинок. Это, безусловно, доставляет им сильные неудобства. Важно обсудить эту проблему с ребенком, объяснить, что каждая вторая перемена – это время для туалета, потому что на уроке дети поначалу очень стесняются отпрашиваться в туалет. Возможно, для некоторых детей будет важным и полезным разговор втроем с учителем о том, можно ли это делать, когда и как правильно.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе УВК «Свичадо», Наталия Викторовна Сержанская:
«За месяц к школьной жизни ребенка не подготовишь с нуля: если психологически и физически он к школе готов и это подтвердили специалисты, то родителям не стоит уж очень волноваться – нагрузку ребенок выдержит и справится. А вот с чем нужно поработать, так это с режимом дня, со временем. Оставьте ребенка на 15-20 минут за столом с условием что все это время он должен, например, рисовать. По истечении времени проверьте его успехи. Объясните ребенку, что во время урока нельзя вставать, ходить по классу. А вот слишком уж готовиться к школе, учить программный материал нельзя категорически. Ведь это дает учитель, а от ребенка требуется не уныние и скука, а внимание и заинтересованность. Такой прием – не более чем фальстарт: ребенок потеряет интерес к учебе и быстро сравняется со своими одноклассниками, при этом не получив главного – желания учится».
Из опыта родителей. Ира: «В первый класс мои дочери ходили с любимой игрушкой, на уроке он ее не доставали, но сам факт, что она рядом – как-то ободрял. А еще в рюкзаке всегда влажные салфетки, питьевая вода, запасные ручки и простые карандаши, бутерброд (иногда в школе дают условно-съедобный суп и т.п.)».
Продолжение следует: психологическая подготовка первоклассника за месяц до начала школы.