Выполняем домашнее задание на лето: советы психолога
- Автор
- Дата публикации
- Автор
На улице - лето, время школьных каникул. Казалось бы, теперь дети могут со спокойной совестью беззаботно играть на улице. Но нет: ребенку ведь выдали домашнее задание на лето, и он вряд ли этому обрадовался. Детский психолог Дарья Селиванова расскажет, как действовать, если ребенок не хочет выполнять это задание.
В качестве предыстории расскажу недавний случай из практики. Пришла мама с малышом, ему 8. Закончил второй класс. Ребенок вполне контактный, подвижный, разве что немного грустный. Проблема, с которой они обратились – ребенок не хочет учиться.
Это было в начале июня, что меня несколько озадачило. Ведь у детей уже каникулы, какая-то не «сезонная» проблема. Оказалось, что речь идет о выполнении домашнего задания на лето. Ребенок его отказывается делать. И опыт общения с этой семьей подтолкнул меня к написанию этой статьи: а как же правильно делать с ребенком домашнее задание на лето?
Домашнее задание – чье задание?
Для начала ответьте на вопрос: кому задают это задание? Ответ очевиден – Вашему ребенку. А второй вопрос: кто должен его выполнять? И вот тут возникают различные варианты: должен делать ребенок, должен делать ребенок с мамой, должен делать ребенок, а мама - контролировать.
На мой взгляд, одна из самых больших трудностей в отношениях родителей и детей – это неправильно организованное совместное выполнение домашнего задания. Родители начинают считать, что они ответственны за его выполнение, должны его контролировать, следить, проверять.
Это действительно так, до того момента, пока ребенок сам не в состоянии этого делать. Однако возраст 7-8 лет – это как раз то время, когда малыш уже может пробовать делать самостоятельные шаги в этом направлении. Да, ему все еще, скорее всего, будут нужны поддержка и контроль где-то. Но не всегда и не во всем.
Поэтому главное правило, которого стоит придерживаться: если ребенок может это сделать сам, не помогайте ему. Помогайте только там, где это необходимо. Если же подобной «передачи» ответственности по каким-то причинам не происходит, то ребенок привыкает все делать только тогда, когда мама настояла. При этом у малыша создается внутреннее чувство неуверенности: «Я сам, без мамы, не смогу с этим справиться». И возникает конфликт. С одной стороны, он уже хочет и может делать какие-то вещи самостоятельно. С другой стороны – боится или ленится.
Кроме того, при такой позиции есть еще один существенный минус. Естественная потребность ребенка в развитии, в познании, в обучении меняется на желание получить мамино одобрение или страх то самое неодобрение вызвать. С течением времени уроки становятся обузой, нет никакого желания их выполнять.
Как спланировать выполнение домашнего задания ребенка?
На мой взгляд, выполнение летнего домашнего задания не должно быть «карой». Скажу честно, я сама, когда была школьницей, очень часто то самое задание не выполняла :) Хотя и училась на отлично всегда. Просто были предметы, которые были мне не интересны. И моей маме хватало мудрости и терпения не давить на меня в этих вопросах. Хотя были и комичные ситуации. До сих пор вспоминаю нашу соседку по даче, которая была образцовой «ленинградкой», которая каждое лето, когда мы приезжали на дачу, задавала мне один и тот же вопрос: «Даша, а что ты уже прочитала за лето?». Я, помнится, всегда что-то придумывала в ответ.
Я считаю, что летом дети должны, в основном, отдыхать. А домашнее задание должно выполняться так, чтобы это было максимально удобно всем. Если Вы сами по себе ответственная, то, скорее всего, и Вашему ребенку будет проще в начале лета сделать все то, что возможно, потратить на это какое-то время, а потом отдыхать свободно. Если же Вы сами все делаете в последний момент, то не стоит требовать от ребенка, чтобы он вел себя иначе. Скорее всего, за задание он сядет 25 августа.
Не забывайте,что очень часто за желанием проконтролировать учебу своего ребенка прячется Ваше личное желание быть хорошей мамой, Ваша потребность в самореализации как человека, как личности. Но, согласитесь, это нечестно по отношению к малышу. Ведь он не обещал сделать Вас самой лучшей мамой. Он вправе быть обычным, иногда безответственным малышом, который думает об улице, играх с друзьями, об отдыхе, а никак не о домашнем задании.
Та семья, с которой я начала эту статью, увы, жила именно так. Мама настаивала на выполнении не только школьной программы за лето, но также требовала и других, нужных, по ее мнению, занятий. И заниматься ребенок должен был каждый день по 2 часа. Естественно, что малыш протестовал, как мог.
Если Вам так важно, чтобы ребенок хорошо учился, то найдите ту сферу, которая ему интересна, и поощряйте его развитие в этом направлении. Не нужно требовать быть лучшим во всем. Пусть он лучше строит шалаши все лето в надежде вырасти строителем, чем учит ненавистный ему английский язык.
Поймите для себя, чего Вы на самом деле хотите для своего ребенка. Ведь Вам же не важно, в глубине души, сделал ли он задание, Вы хотите, чтобы он был счастлив и преуспел в жизни. Так может сейчас, когда он в очередной раз построил какой-то домик, или изучает жизнь насекомых, он как раз идет к тому, чтобы найти свое призвание. А Ваша задача, как родителя, поддержать его в этом. Удачи!