Обязанности ребенка по дому: поручать или не поручать

Автор
Обязанности ребенка по дому: поручать или не поручать

Развитие ребенка родители обычно видят в посещении как можно большего числа кружков, секций и репетиторов. А чтобы ребенок не перегружался, его освобождают от домашних обязанностей: «Твое дело – учиться!». Но такой перекос в детских обязанностях совсем не идет ему на пользу. И вот почему.

В прошлом году компания Braun Research опросила по поводу детской работы по дому больше тысячи взрослых. 82% опрошенных признались, что в детстве они регулярно участвовали в домашних делах, и только 28% из них сказали, что их собственных дети имеют собственные обязанности по дому.

Парадокс в том, что, продвигая детей к успеху, мы забираем у них самый действенный инструмент для развития самостоятельности и успешности: их личные домашние дела.

Пользу домашних обязанностей доказывает не только житейский опыт. Исследования психологов показывают, что дети, которым поручали домашние дела с 3-4 лет, более успешны в работе, в отношения с семьей и друзьями, а позже – и в карьере, чем дети, у которых обязанности появились только в подростковом возрасте. Обязанности по дому с детства учат детей доброте, формируют у них ответственность и желание помогать другим.

Когда ребенок перегружен учебой, самым логичным кажется освободить его от работы по дому. Но такой поступок родителей заставляет его думать, что оценки и личные достижения важнее, чем забота и помощь близким. Пока ребенок мал, эта установка не так выражена, но во взрослой жизни она будет мешать ему строить гармоничные отношения.

Чтобы научить ребенка помогать с охотой, следуйте нескольким правилам

Хвалите за выполненную работу. Причем, говорите не просто: «Спасибо за помощь», а отметьте, что помощь была своевременной, дело сделано качественно, ребенок постарался. Отметьте, что ребенок был отличным помощником, и в следующий раз он поможет еще охотнее.

Пусть обязанности будут регулярными. Включите домашние обязанности в общий список дел, наряду с уроками или завтраком, и скоро ребенок начнет воспринимать их, как неотъемлемую часть дня.

Играйте. Вспомните опыт Тома Сойера: заставьте ребенка захотеть сделать это. Превратите помощь по дому в многоуровневую игру, где за каждый уровень он будет награждаться переходом на новую ступеньку. Ищите свои способы сделать домашнюю работу забавной.

Платить за помощь по дому – тупиковый путь. Переход на товарно-денежные отношения снижает мотивацию, и не дает ребенку помогать из альтруистических соображений.

Выбирайте поручения, которые будут полезны не только ребенку (убрать свою постель, помыть свою тарелку), а и всей семье (полить цветы, загрузить белье в стирку)

Не наказывайте работой. Если домашние дела бутут ассоциироваться с негативом, у ребенка не будет шанса полюбить их и найти в них интересные моменты.

Обязанности детей: что должен делать по дому ребенок в 7-9 лет

Как научить ребенка преодолевать трудности