Как подружиться с буквами. Часть 2-я
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Игры со складами Зайцева
Уверена, что склады Зайцева - гениальное изобретение. Но признаюсь, инструкция самого автора не прочитана мною от начала до конца. Фантазия всегда опережает мою усидчивость. Фантазия подсказывает мне лёгкие и прикладные решения.
Я не представляю себе обучение чтению без привязки к тексту. Что касается, например, английского языка, я до сих пор не знаю наизусть английский алфавит, всё время спотыкаюсь и вспоминаю, какая там дальше идёт буква. Но это не мешает мне читать и говорить по-английски. В моей немецкой спецшколе не преподавали английский, я выучила его по песням "Биттлз", "Дорз" и прочих рок-групп.
Очень хорошо помню процесс самообучения чтению на английском - я слушаю песню, потом смотрю в слова, и запоминаю, как читается то или иное буквосочетание. Если нахожу в другом слове такую же комбинацию букв, произношу по аналогии. В 90% случаев срабатывало, в 10% - нет, но это были исключения, сами знаете, что такое английский язык.
Когда ребёнок обучается чтению на родном языке, поверьте, по сложности эта задача для него сродни обучению иностранному языку. Такие родные нам буквы для него тоже набор знаков, сложных и непонятных, которые ему легче запомнить интуитивно, чем зубрить.
Поэтому мне кажется, что легче и естественнее ребёнка обучать чтению на каком-нибудь тексте, скажем, на любимом стихотворении, чем в отдельности зубрить с ним отдельные буквы.
Берём стишок, который ваш ребёнок любит больше всего, например:
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
При совместном прочтении стихотворения (а дети любят читать то, что им понравилось, миллионы раз) можно просто водить пальцем по тексту, и я вас уверяю, ребёнок поймёт, где какая буква, чисто интуитивно, более того, увидит взаимосвязи букв, ощутит разницу "буква-слог-слово".
Можно пойти более "системным" путём и попробовать научить ребёнка различать отдельные склады Зайцева или просто слоги.
Разбиваем текст на склады по Зайцеву:
На ша Та ня г ро м ко п ла че т
У ро ни ла в ре ч ку мя чи к
Ти ше Та не ч ка не п ла чь
Не у то не т в ре ч ке мя ч
или просто на привычные нам со школьной скамьи слоги:
На ша Та ня гром ко пла чет
У ро ни ла в реч ку мя чик
Ти ше Та неч ка не плачь
Не у то нет в реч ке мяч
Распечатываем склады, клеим на картон (можно заламинировать) и играем с ними (построчно):
1. Можно демонстрировать их, как карточки Домана
2. Можно демонстрировать их на компьютерной презентации в PowerPoint
3. Можно крепить склады один к другому, как вагончики поезда
4. Можно приклеить склады на пол и ходить по ним
5. Можно прикрепить к стене и бросать по ним мячик, называя каждый склад
6. Можно прятать склады под подушки, искать, находить и называть
7. Складывать, как паззлы (НА соединяется только с ША, а ТА с НЯ), для этого, конечно, нужно карточки вырезать определённым образом, чтоб они совмещались.
8. Нанизывать склады на верёвочку, возить за собой по комнате
9. Крепить склады на верёвочку прищепками, потом подвесить верёвочку высоко, прыгать, пытаясь достать, при этом называть каждый склад
И так далее.
После игр с частями слова необходимо вернуться к целому тексту, чтобы не растерять смысл.
Просмотрите внимательно выбранное Вами стихотворение, все ли согласные там присутствуют. Не в каждом стихотворении присутствуют, скажем, Ф, Х, Ж, Ц, Ч, Ъ. Из гласных в текстах редко встречаются Ю, Ё, Ы. Найдите стихотворение с этими гласными и согласными, чтоб ребёнок имел о них представление.
Специально для наших развивающих занятий в клубе "Эники-Беники" я сочинила стихотворение, в котором участвуют все согласные и гласные русского языка (!), и которое легко обыгрывать. Это история об одной весёлой многодетной семье:
Мама мыла Дашу,
Маша ела кашу.
Папа ел пирог,
Паша съел сырок.
Саша мерял шубу,
Лёша чистил зубы.
Любит чистить зубы
Даже наша Люба.
Заварили чаю.
Люба угощает.
Люба, Люба, угощай!
Даже Даша просит чай.
Чаю всем налили.
Фёдора забыли!
Эй, Федюша, не зевай!
Хочешь чаю - наливай!
Как мы играем с этим текстом?
Каждые 4 занятия мы рассматриваем одно двустишье. Обыгрываем сначала сценку в кукольном театре, проговаривая текст, потом выкладываем мелко распечатанные склады в ряд в кармашки на вертикальной декорации.
Потом играем с крупно распечатанными складами - прыгаем по ним, бросаем мячик, прячем-ищем, просто перебираем. Через 4 занятия повторяем пройденное двустишье и рассматриваем следующее. В конце цикла мы планируем собрать всех героев стихотворения за одним столом, обыграть все действия и повторить все выученные склады.
Надеюсь, что эта статья будет полезна мамам, которые играют с детьми в лингвистические игры. Пусть это будет помощь или просто пища для размышления.
Желаю всем успеха!