Творческий потенциал ребенка: как помочь детям развивать способности

Автор
Творческий потенциал ребенка: как помочь детям развивать способности

Все мы хотим, чтоб наши детки были талантливыми и успешными.

Арт-терапевт Наталия Грабовская даст несколько советов родителям, которые помогут развить способности наших детей.

Вы точно знаете, что ваш ребенок – очень талантлив, умен и уникален, внутри него находится огромное количество возможностей, которые при успешной реализации обеспечат ему блестящее будущее.

И знаете, что больше всего на свете хотели бы помогать ему на пути раскрытия своих талантов, реализации и научить его работать над собой. Мои поздравления, вы – талантливый родитель, которому под силу помочь ребенку воплотить все! Очень надеюсь, что приведенные ниже советы помогут вам в этом!

Итак, для того чтобы начать работать над творческим потенциалом ребенка, необходимо, в первую очередь, сделать две вещи – принять внутри себя важное и окончательное решение заниматься этим систематически и при любой возможности, со всей отдачей и верой в результат, даже если работа не будет давать желанных плодов сразу. А еще, работая с ребенком и помогая ему развиваться, обязательно проводить параллельно серьезную работу над собой, честно и безжалостно избавляясь от собственных комплексов, зажимов и неуверенности. Именно ради своего талантливого чада. Связь проста: любая работа с ребенком дает свои плоды, когда перед глазами у него – достойный авторитет, который, прежде всего, своим собственным примером демонстрирует достойный результат. В общем, отныне ваш девиз: «Только вперед»!

Любая работа с ребенком дает свои плоды, когда перед глазами у него – достойный авторитет, который, прежде всего, своим собственным примером демонстрирует положительный результат

Самое первое и главное условие для развития – создание специальной среды везде, где только можно – это и приобретение интересных книг «на сейчас» и «на вырост», развивающих игр, которые приносят пользу (а от тех, которые никакой пользы не приносят, постепенно избавляться, например, от телевизора с рекламой). То же самое касается материалов для творчества – клея, пластилина, бумаги разного формата, красок... Даже если сегодня ребенок не проявил интерес к какому-то занятию, не факт, что этого не произойдет завтра, пусть материалы будут на виду!

Важна так же правильная организация пространства для творчества: стол, книжная полка, место для игрушек, игр на полу, место для рисунков и других работ ребенка, соответствующее освещение.

Превращаемся в «Плюшкина» и ничего не выбрасываем! Старые вещи, бумаги, поломанные игрушки, можно использовать, как материал для творчества - создания различных конструкций, поделок. Только, конечно, не стоит ждать несколько лет, пока на вас «снизойдет вдохновение», и они пригодятся. Лучше расположите ненужные вещи перед собой и дайте задачу – себе и ребенку – смастерить что-то полезное. Или красивое. Возможно, скоро вы сами поразитесь результату!

Творческий потенциал ребенка: как помочь детям развивать способности - изображение №1

Для заботливого родителя важно сформулировать для себя правильный подход к контролю всего, чем занимается ребенок: пытаемся держать «руку на пульсе» не относительно того, что ребенку делать НЕ НУЖНО, а относительно того, что ему делать НЕОБХОДИМО! Например, обязательные умственные занятия, физическая нагрузка ребенка, развивающий режим. В течение дня ему обязательно нужно время для занятий, посещения развивающих уроков, кружков, студий. Однако немаловажно так же достаточно времени для размышлений в одиночестве. Для получения «обратной связи» во всем, что происходит с ним. А еще для ребенка необходимо активное участие родителей во всем, чем он живет, обсуждение и принятие совместных решений, чтение вслух, совместное «изобретение» новых игр и развлечений... Даже совместная работа по дому, как ни странно, будет работать на развитие творческого потенциала, если позволить ребенку самому обозначать круг своих обязанностей и делать что-то в доме по своему вкусу: перестановка, декорирование, применение старых вещей в новом качестве - все, для чего требуется творческий подход.

Обязательно – наличие совместного досуга «вне дома»: отпуска, выезды, гости, мероприятия (пусть даже не детские), совместные занятия спортом, посещения театров, музеев, выставок, кинотеатров. И даже не ради самого факта посещения, а ради того обсуждения, которое последует за ним. Важно обсуждать все нюансы – что ребенок «вынес» оттуда, что впечатлило, понравилось или нет. И в соответствии с выявленной информацией строить дальнейшие совместные планы. Старайтесь приобщать ребенка к тем видам занятий, которые интересны вам (коллекционирование, рукоделие, музицирование, игра в шахматы), рассказывать об их преимуществах для вашего личного развития.

Творческий потенциал ребенка: как помочь детям развивать способности - изображение №2

Помогайте ребенку составлять различные коллекции в соответствии с его интересами, устраивать для него «выставки» с видео и фотоотчетами. Записываете идеи, высказывания, сочинения ребенка, делитесь ими со знакомыми, друзьями и родственниками в присутствии чада. Дело в том, что уверенность ребенка и его творческая продуктивность очень тесно связана с тем, как окружающие воспринимают его «творения». Только не переборщите с похвалой – дети очень чувствительны к правде!

Стимуляция творческой активности ребенка – это такая себе поддержка всех его начинаний плюс вовремя предложенные интересные активности. Поощряйте создание творческих работ (рассказов, рисунков, сказок, стихов, коллекций, конструкций), исследование окружающего мира, приобретение различных знаний, умений, навыков, составляйте планы и расписания, ведите дневники. Пусть это войдет в хорошую привычку, и однажды вы заметите, что ребенок начинает все это делать сам – без вашего участия и напоминания! Старайтесь организовывать для ребенка разностороннее общение (различные встречи – обсуждения со сверстниками, детками постарше, помладше, взрослыми), а самое главное - проявляете уважение к его интересам и предпочтениям, даже если вы не всегда их разделяете!

Не забывайте, что в ваших силах – «заразить» ребенка практически любым занятием.

Для этого необходима малость – быть увлеченным самому! Однако есть еще один хороший друг родителя – гибкость. Если ребенок сразу не откликается (или сопротивляется) предложенному вами, важно отложить попытку, переформатировать предложение или быть готовым предложить альтернативу. А для того чтобы знать, какую именно, достаточно быть внимательными к личности своего ребенка, находиться в курсе его дел, проблем, отношений.

Резюмируя сказанное, хочется добавить, что вас всегда подстерегает опасность переусердствовать и получить вместо желаемого обратный результат, то есть ваши усилия могут привести и к сковыванию творческой активности ребенка. Если вы чувствуете, что ситуация поворачивается именно так, просто дайте перерыв и себе, и ребенку, переключите внимание. В конце концов, у вас нет цели сделать ребенка Нобелевским лауреатом в следующем месяце. А через какое-то время, шаг за шагом, начните возвращаться к своей «развивающей системе». И старайтесь шире использовать свои способности! Не спешите говорить ребенку: «Я этого не знаю, не умею!» — смелее подключайте свой опыт, интуицию, знания в освоении заинтересовавших малыша вопросов.

Успешного и увлекательного развития!