Как вырастить успешного ребенка: 5 советов от американского эксперта по инновациям
- Автор
- Дата публикации
Родители перечитывают массу книг, пытаясь найти секрет, как вырастить успешного ребенка. Они следят за новыми исследованиями в этой области, и даже за тем, как воспитывают детей миллионеры, чтобы перенять их методы. Мы предлагаем вам 5 советов от американского эксперта по инновациям Клейтона Кристенсена, которые подскажут вам, как воспитать успешного ребенка.
Наверное вы уже слышали о невероятной книге известного американского бизнес-мыслителя и эксперта по инновациям Клейтона Кристенсена «Как вы построите свою жизнь». Да, это вовсе не сборник советов для родителей, однако автор достаточно много страниц посвятил отцовству и воспитанию детей. Для тех, кто еще не успел ее прочитать, мы сделали подборку цитат, благодаря которым вы поймете, как помочь ребенку стать успешным.
О трудностях и препятствиях
Трудности, которые выпадают нашим детям, выполняют важную функцию: они помогают получить и развить навыки, необходимые для успеха в жизни.
Найти общий язык со строгим учителем, проиграть матч, научиться обходить острые углы общежития со школьными группировками в старших классах – все это «курсы» в школе жизненного опыта.
Мы знаем, что те, кто часто ошибаются, делают это не потому, что не имеют врожденной способности побеждать, а потому что приобретенный опыт не помогает справляться. Иначе говоря, они закончили не те «курсы».
О семейной культуре и примере, который вы подаете детям
Все мечтают вырастить детей, делать правильный выбор даже тогда, когда родителей не будет рядом. Одним из наиболее эффективных способов этого добиться является формирование семейной культуры, которая станет неформальным, но мощным помощником в ситуации выбора.
... Именно в этом и заключается сила культуры – она словно автопилот. Важно понять, что для эффективного функционирования автопилота нужна программа действий. А это значит, что вам самим надо программировать культуру своей семьи
... Если вы позволяете своим детям проявлять неуважение или лень, такое поведение быстро станет культурной нормой в вашей семье. Так же будет и тогда, когда вы будете хвалить детей за усердные труды и самостоятельность в решении проблем. И хотя родителям порой непросто быть последовательными и при необходимости проявлять положительную обратную связь, культура формируется как раз во время обычных взаимодействий. А когда она сформирована, ее почти невозможно изменить.
О том, что детям нужны сложные задачи
Обеспечивая детей ресурсами, вы действуете в их интересах. Именно этим якобы и должны заниматься родители – обеспечивать свое чадо. Вы можете меряться со своими соседями или друзьями количеством кружков, музыкальных инструментов или видов спорта, на которые записаны ваши дети. Меряться просто и приятно. Но на самом деле этот жест родительской любви может повредить детям развиваться в том направлении, о котором вы для них мечтаете.
Детям нужно больше, чем просто усваивать новые навыки. Теория способности подсказывает, что им нужно эти навыки еще и применять. Им нужны сложные задачи. Им нужны собственные ценности. Наполняя жизнь ребенка досугом, который не вызывает у него восторга, не располагает к самостоятельному развитию, вы не готовите ее к успеху в жизни.
Передавая своего ребенка в руки других людей ради качественного досуга, то есть делегируя ее другим, вы фактически теряете ценную возможность вырастить из нее взрослого человека, которую вы бы сами уважали и какой бы восхищались. Дети учатся тогда, когда готовы к этому, а не когда у вас есть время и вдохновение учить их.
И если вас не будет рядом, когда они встретятся с трудностями, вы потеряете шанс научить их расставлять приоритеты, формулировать ценности и вообще строить свою жизнь.
О делегировании домашних обязанностей
Меня очень беспокоит, что родители часто допускают в воспитании детей ту же ошибку, которую допустили в свое время руководители «Делл»: они изымают из жизни ребенка обстоятельства, которые побуждали бы его к организации процессов.
В целом мы делегируем все больше работы, которую представители прошлого поколения обычно делали сами. Этот процесс сейчас разворачивается в большинстве развитых обществ.
Сейчас это звучит старомодно, но в сообществе со скромными доходами, где я вырос, было принято самостоятельно выполнять кучу домашней работы. У нас были огороды и фруктовые сады, и мы сами выращивали значительную часть того, что потребляли. Нам приходилось много консервировать, чтобы иметь что есть зимой и весной. Почти всю одежду для нас шили матери, а поскольку синтетических тканей тогда было меньше, нам приходилось тратить кучу часов на стирку и глажку.
Сама мысль о том, что можно нанять кого-то, чтобы постричь газон или расчистить снег, была невозможна. Работы было столько, что дети фактически работали на родителей.
О школе
Одной из загадок, которые мы должны были угадать, было отсутствие мотивации к обучению. Мы всячески разнообразили среднее образование – даем детям выбирать профессиональные предметы, применяем новые технологии, вводим игровой подход, водим их в походы и на экскурсии – и в целом совершенствуем взаимодействие с учениками, но это, кажется, не очень помогает. Почему?
... Мы с коллегами пришли к выводу: посещение школы не помогает детям избежать трудностей или выполнять задачи, которые они видят пред собой. Школа – это возможный помощник, но не задача.
Если копнуть глубже, перед детьми ежедневно возникает две задачи: во-первых, чувствовать себя успешными; во-вторых, найти друзей или хотя бы компанию.
По материалам ZNOUA