Основы естественного воспитания Жан-Жака Руссо

Автор
Основы естественного воспитания Жан-Жака Руссо

Нюансы воспитания детей, казалось бы, интереснее женщинам. Но в мире много талантливых мужчин психологов, педагогов, философов, писателей, которые посвятили свои труды этой теме. Так, Корней Чуковский учил, как воспитать в ребенке талант, а Селестен Френе реформировал школьное образование.

Французский философ, педагог и писатель Жан-Жак Руссо тоже внес свою лепту в тему развития детей. При этом он не смог воплотить учения на своих детях. Своих пятерых детей от служанки из гостиницы, в которой проживал Руссо, он отдал в воспитательный дом. Такой поступок Жан-Жак объяснил финансовыми проблемами и тем, что дети отвлекали бы его от занятий.

Такая личная ситуация не помешала ему выдвинуть необычную для того времени теорию о воспитании детей.

5 КИТОВ ЕСТЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЖАН-ЖАКА РУССО

Природа, окружающие люди и вещи

Эти три фактора важны в концепции естественного воспитания детей. Окружающие люди воспитывают малыша, передавая ему свой опыт и знания. Изучая все вещи, что находятся вокруг, ребенок нарабатывает свой опыт. А природа – это развитие органов чувств. Качественное развитие на всех трех уровнях и является гармоничным воспитанием ребенка.

Свобода

В концепции естественного воспитания Жан-Жака Русса также говорится и о свободном воспитании. Ребенок – личность, которая имеет право на свободу, на свои предпочтения и запросы. Родителям и преподавателям важно разглядеть в маленьком человечке эту личность и относиться к нему с уважением. Жан-Жак Руссо был против физического насилия, строгих правил и любого давления на ребенка. Задача учителей – помогать найти ответы и побудить желание их искать, а не заставлять выучивать все от корки до корки.

Основы естественного воспитания Жан-Жака Руссо

Возраст

В основе естественного воспитания Жан-Жак Руссо – соответствие возрасту ребенка. Родители и преподаватели не должны предлагать задачи, которые непосильны и непонятны для малыша в силу возраста. В своей теории мыслитель разделял взросление ребенка на четыре периода.

  • С рождения до 2 лет – период физического воспитания. Родители должны уделять много внимания физическому развитию ребенка до 2 лет, укреплять и закалять его тело. При этом Руссо был против раннего развития, в особенности намеренного развития речи у ребенка. Всему свое время.
  • От 2 до 12 лет – детский возраст. В этот период для ребенка важен чувственный опыт – он познает мир через чувства. По мнению мыслителя, до 12 лет не стоит давать ребенку систематические знания, идти по школьной программе. Все науки ему лучше познавать на практике. Это касается не только обучения, но и воспитания. Руссо советовал родителям не наказывать детей за шалости, а дать им возможность «насладиться» их последствиями. Например, если ребенок сломал мебель, не спешите покупать новую. Пусть он прочувствует на себе последствия своих пакостей. Правда, если такие методы не помогают, Жан-Жак советовал лишить ребенка свободы – запереть в темной комнате.
  • От 12 до 15 лет – отрочество. В этом возрасте ребенок уже окреп физически и многому научился через природу чувств. Теперь уже можно обратиться к его разуму. Но и здесь нет места давлению и принуждению. Задача преподавателя – подать материал так, чтобы ребенок захотел и смог сам найти ответы на все вопросы.
  • От 15 до 18 лет – юношеский возраст. С 15 лет у ребенка начинают формироваться нравственные взгляды. Ему важно наладить общение с людьми и ознакомиться с их порядками. По мнению Руссо, в этом возрасте важно воспитать три нравственных «навыка» – добрые чувства, добрые суждения и добрую волю.

Как воспитывать ребенка – выбор каждого родителя. Многие практикуют внутриутробное воспитание. В этот период малыш чувствует эмоции, которые в дальнейшем влияют на его развитие. Поэтому во время беременности маме важно быть в позитивном настроение. Да и после рождения ребенку следует прививать позитивный образ мышления.