Творцы в коротких штанишках
- Автор
- Дата публикации
Большинство родителей мечтают вырастить из своего малыша активную, творческую личность.
Играть, творить для ребенка не менее важно, чем уметь читать и считать, а самый простой и доступный способ развития детских способностей — именно занятия творчеством. И не только в развивающих кружках и студиях, под присмотром профессионалов, но и дома, с любимыми родителями. Тем более что возможностей для детского творчества в домашних условиях сегодня — море!
КАК БУДТО ИГРАЕМ!
Фактор творчества присутствует практически в любой деятельности, такова природа человека. К детям это относится в первую очередь — субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое, даже повторяя уже известное другим людям.
Что же такое детское творчество? Ученые сходятся во мнении, что, прежде всего, это деятельность, в результате которой рождается нечто качественно новое (причем не объективно новое, то есть чего еще никогда и нигде не было, а новое для самого ребенка).
Среди условий, стимулирующих развитие творческого начала малыша, выделяют следующие:
ситуации незавершенности или открытости (жестко заданные и строго контролируемые задания препятствуют проявлению творчества);
разрешение и поощрение множества вопросов ребенка (непонятность вызывает любопытство, желание все узнать и во всем разобраться);
стимуляция самостоятельных действий, то есть желания сделать что-то своими руками (однако стереотипные действия по шаблону скорее затормозят развитие творческих способностей).
Первые ростки детского творчества проявляются в игре: рождение новых образов, сюжетов, игровые замещения — все это проявления полета творческой мысли ребенка. Позднее, примерно с 4-х лет, творчество малыша приобретает материальные очертания — он начинает лепить, рисовать, мастерить…
Поначалу ребенок нуждается в участии родителей — не только в плане реальной помощи в «творении», но также и в их поддержке этого очень важного занятия. А оно действительно очень важное. Ведь именно в этом, особом мире малыш познает себя, свои возможности, окружающий мир, выражает свое отношение к нему. Еще не умея полностью управлять мыслями и речью (чтобы четко сформулировать свои желания и потребности), ребенок может выразить их с помощью своего творчества. Неслучайно многие методики работы психологов с детьми основаны на анализе их «произведений». Рисунки, аппликации и другие детские поделки могут многое рассказать о ребенке: что его интересует, что тревожит, кого он любит, как к нему относится семья, как он ощущает себя в этом мире — словом, много полезной информации (ведь творчество человека — это отображение его внутреннего мира). Но, конечно, мы занимаемся с малышом не только для того, чтобы лучше его понять. Творя, ребенок развивается более гармонично, да и с родителями общается значительно больше и продуктивнее.
Сплошной позитив с обеих сторон: папа и мама могут на время почувствовать себя детьми, отдохнуть душой (не зря ведь у взрослых «ручное» творчество зачастую выполняет функцию релаксации, снятия стресса), а ребенок счастлив, что самые родные люди уделяют время только ему и при этом не заставляют писать скучные палочки в тетради. Наоборот, поручают участвовать во «взрослом» интересном процессе — нарисовать глазки игрушечному человечку, что-то приклеить или слепить.
А со временем, под чутким руководством «волшебников» — родителей — ребенок сможет осилить весь процесс создания поделки самостоятельно. При этом у малыша активно развивается и эмоциональная, и физическая сфера (ведь мелкая моторика рук напрямую связана с деятельностью полушарий мозга, развитием интеллекта и речи). А какое удовольствие от результата — собственноручно сотворенного «чуда»! Его можно поставить на полочку или повесить на стенку и всем показывать (страшно гордясь при этом!), а еще — подарить кому-то дорогому и близкому (например бабушке). В общем, давайте же творить, наконец!
«РУЧНАЯ» РАБОТА
Когда можно начинать? Да хоть с пеленок! Сейчас уже никого не удивит «художник в подгузниках», а ведь еще недавно лепка, рисование и прочие «премудрости» считались занятием для трехлеток, не меньше (уделом крошек было лишь самозабвенное черкание карандашом по бумаге). Но с тех пор взгляды на детское творчество претерпели множество изменений — во многом благодаря появлению на прилавках магазинов специальных безопасных атрибутов для детской самодеятельности.
Способов для малышового самовыражения множество, например лепка. Именно с этого вида деятельности советуют начинать детские психологи. Почему? Потому что именно лепка лучше всего стимулирует развитие маленьких ручек (оказывается, насколько «говорящим» будет ребенок, можно определить по тому, как легко он владеет пальчиками).
Наши предки неслучайно играли с малышами в различные пальчиковые игры («Сорока-ворона», «Ладушки»), а теперь к этим проверенным временем способам развития детской речи можно добавить еще и лепку. Материалов для лепки великое множество — это всем известный пластилин (обычный и облегченный, а также плавающий, неоновый, с блестками), специальная облегченная глина, массы для лепки (например «Fimo» от «Eberhard Faber»), поделки из которых твердеют после запекания в духовке или микроволновке. Конечно, очень важно в этом случае сделать выбор в пользу качест- венного материала, ведь этот «продукт» контактирует с кожей малыша, да и в рот попасть может вполне.
Продукция известных европейских производителей («Eberhard Faber», «Giotto», «Goly») отвечает высоким стандартам качества и абсолютно безопасна для малышей. А значит, творения получатся удивительными — пусть даже и не сразу будет понятно, что это такое.
Но сам факт, что из обычного куска пластилина может получиться, например, снеговик или зайчик, а затем снова исчезнуть, превратившись в бесформенное нечто, завораживает!.. А как приятно мять пластилин в руках!.. Прежде всего, конечно, стоит провести «презентацию» нового материала: даже если вы не в состоянии изваять обыкновенного медведя (что, в принципе, несложно), изобразите что-нибудь попроще — змею (в виде длиннющей колбасы) или самолет (слепив две колбаски крест-накрест). Наверняка ребенок будет в восторге. И, что самое главное, он поймет, для чего эта загадочная пластичная масса предназначена. А дальше — дело за маленьким творцом. Пусть отрывает небольшие кусочки и куда-то их прилепляет (отличная тренировка для пальчиков) — получится пластилиновый рельеф на картонном листе, крутит шарики и колбаски… Конечно, запекать первые «скульптуры» крохи можно доверить только папе или маме. А потом — на полочку, пусть все любуются! В дальнейшем «галерея» будет пополняться, а мастерство — совершенствоваться.
Рисование — еще одно любимое занятие малышей. Обыкновенное смешивание красок — разве это не волшебство? Вот краска желтая, вот синяя… Откуда же взялась зеленая, очень интересно?
Самые первые инструменты, при помощи которых даже годовалые крохи могут создавать яркие и оригинальные шедевры, — это, конечно, крошечные ладошки. Специально для них предназначены пальчиковые краски — с безопасными красителями и гипоаллергенным составом (кушать их все же не рекомендуется, так что мама должна быть начеку). Шлеп-шлеп!.. Очень увлекательно!..
Подобное «творчество» выдерживают не все родители, зато большинство малышей просто в восторге от него. Впрочем, разрушения в доме не будут масштабными, если позаботиться о правильном устройстве рабочего места маленького художника. Застелите пол в комнате клеенкой, постелите большой лист ватмана (или кусок старых обоев), переоденьте кроху в одежду, которую не жалко испачкать, приготовьте несколько баночек с краской (для начала достаточно двух-трех), а также мисочку, чтобы мыть ручки. Все, можно творить! Что это будет — осеннее дерево с разноцветными листьями (отпечатками ладошек малыша) или выводок симпатичных осьминожков (ладошка, перевернутая пальчиками вниз) — выбирать юному художнику. Конечно, без ма- миной помощи не обойтись — сначала именно вы будете «волшебником», превращающим цветные пятна в узнаваемые рисунки. Но очень скоро подобные игры разбудят фантазию малыша, и он сам сможет подсказать маме, на что похож тот или иной «ляп».
От пальчиковых детских красок можно переходить к вполне взрослым — гуаши и акварели. Конечно, рисование кисточкой — это уже задание посложнее. Возможно, сначала «мастеру» придется дать несколько уроков: как держать инструмент, как обмакивать в краску кисть, почему ее нужно обязательно мыть… Чем моложе художник, тем толще должна быть кисточка в его руке — ее удобнее держать, маленькая ручка меньше напрягается.
Специальные качественные краски для малышей продуманы до мелочей: например, «умная» коробочка с красками «Pelikan» складывается таким образом, что получаются емкость для воды и палитра — все под рукой! Каждую краску (она помещена в такую миниатюрную «тарелочку») можно легко вынуть из контейнера — очень удобно, если собрались сразу несколько маленьких творцов. Кроме того, состав краски тоже «хитрый» — известные производители предлагают малышам плотные краски-«таблетки», которые не размокают под действием воды, и их хватает надолго. В комплекте к набору прилагается натуральная широкая кисточка.
Карандаши и фломастеры — это следующий этап, к которому стоит переходить, когда ребенок уже овладел «красочным» мастерством. Ведь карандаш сложнее держать, для этого нужно прикладывать определенную физическую силу.
Современные производители товаров для детского творчества выпускают специальные мягкие (восковые) карандаши трехгранной формы, не утомляющие маленькую кисть. Есть акварельные карандаши (они продаются в комплекте с кисточкой): нарисовав ими картину и проведя сверху мокрой кисточкой, ребенок получает настоящее красочное полотно. Фломастеры специалисты по изобразительному искусству обычно не жалуют — мол, и цвета у них неестественно яркие, и смешивать их не получится, и высыхают быстро… А малышам нравится! Конечно, для юных художников стоит выбрать качественные фломастеры: на водной основе (иногда «инструмент» все же попадает в рот), с толстым рисующим стержнем и вентилируемым колпачком (это делается в целях безопасности — таков стандарт всех европейских производи- телей). Есть очень интересные «волшебные» наборы (9+1), в которых один фломастер может менять цвет своих «собратьев» или стирать нарисованное.
И еще одно замечательное дело, которое любят практически все малыши, — аппликация. Заняться этим можно уже по достижении ребенком «солидного» полуторагодовалого возраста. Конечно, основные этапы работы первое время придется выполнять маме, но уже очень скоро малыш захочет все делать сам: и вырезать, и клеить, и выбирать бумагу.
Позволить? Конечно! Специалисты советуют прежде всего подавить в себе желание все сделать за малыша в ходе создания аппликации (и не только) — ведь это его работа, пусть она будет авторской! Чтобы «процесс пошел», достаточно обеспечить кроху безопасными ножницами (легкими, с закругленными концами, в меру острыми), удобным клеем (идеальное решение — клеящий карандаш) и цветной бумагой. Кстати, современный выбор бумаги для аппликаций и прочих поделок просто поражает: тут и цветная (одно- и двусторонняя) бумага, и бумага-«радуга» (с постепенным плавным переходом от одного оттенка к другому), и цветной пергамент, и цветная фольга… Можно также сочетать в аппликации разные материалы, например бумагу (фольгу) с пластилином — с помощью такой техники можно сделать точки на спинке божьей коровки или серединки цветочков, игрушки на новогодней елке, глазки и носики всевозможным зверюшкам и человечкам…
Хранить детские работы удобно в картонных папках, а самые удачные время от времени выставлять на всеобщее обозрение (например прикреплять магнитиками к холодильнику). Малыши, как правило, очень трепетно относятся к своему творчеству, поэтому не стоит выбрасывать при них даже совсем неудачные творения.
«ПРОДВИНУТЫЙ» УРОВЕНЬ
Творческие «ручные» занятия можно практиковать для того, чтобы подготовить ребенка к школе.
А ведь очень часто сегодня именно в этот период (5–9 лет) происходит подмена творческих занятий чисто информационными (научиться считать, писать, читать). При этом зачастую осуществляется стимулирование только одного полушария мозга (левого, отвечающего за логическое мышление) в ущерб правому (ответственному за образное мышление, фантазию). В идеале оба полушария мозга должны развиваться гармонично и равномерно, а с помощью «ручной» работы реализовать эту задачу очень легко — с пользой («культивируя» при этом настойчивость и усидчивость) и с удовольствием для ребенка. А если добавить еще немного фантазии!..
Те же буквы и цифры можно писать специальной детской чернильной ручкой — с толстым удобным корпусом и герметичным картриджем (никаких клякс!). Кстати, есть ручки, предназначенные как для правшей, так и для левшей. Если малыш пишет чернилами, линия получается отрывистой (а не сплошной, как при письме шариковой ручкой), при этом не только на руку, но и на детский позвоночник нагрузка значительно ниже, чем при обычном письме. Даже если в школе ребенку придется писать шариковой ручкой, то период обучения письму все равно пройдет с меньшим напряжением, а это уже немаловажно.
Младший и средний школьный возраст считается самым благодатным для самостоятельного творчества. Именно сейчас подросшему малышу доступны более сложные виды деятельности с разнообразными материалами. Он уже может выполнять многоступенчатые действия, требующие концентрации внимания, сосредоточенности.
Если рисовать, то настоящую картину: с использованием более «взрослых» красок и кистей, разнообразных мелков, фломастеров, карандашей. Кстати, для жаждущих славы художников постарше производители предлагают холсты в красивых рамах, где только схематически нанесено изображение с крупными или мелкими деталями: раскрасил по своему усмотрению, покрыл специальным лаком — и творение готово, можно вешать на стенку. Если лепить, то не заурядные колбаски из обыкновенного пластилина, нет. В этом возрасте дети с удовольствием возятся с глиной, создавая из нее скульптурки или симпатичных марионеток (чтобы их головы не были очень тяжелыми и не клонились вниз, можно воспользоваться специальной облегченной глиной естественных оттенков). А разнообразные пластичные массы — так и хочется сотворить из них какой-то шедевр!
Например, из «воздушной», похожей на пенопласт массы «Fimo» можно сделать симпатичные украшения для окон или декоративные цветочки (после изготовления изделие нужно поставить на несколько минут в микроволновку, где оно затвердеет). Есть и другая разновидность этой пластичной массы — та, которую нужно обжигать в обычной духовке (достаточно подержать там произведение 20 минут при температуре 120 оС). Наборы этой мягкой пластичной массы поражают воображение — большое количество цветов (от 24-х до 50-ти) плюс подробная инструкция по изготовлению поделки (заколок для волос, стаканчиков, держателей для фото, бижутерии и т. д.). Особенно привлекают такие «штучки» девочек-подростков — бусики, сережки, браслеты получаются удивительной красоты, и самое главное — эксклюзив, ни у кого такого нет!
Вовсе необязательно творить по шаблону. Зачастую материал после изготовления «планового» произведения еще остается, и можно сочинить из него что-то совершенно необычное, то, что подскажет фантазия.
Кроме пластичных масс, производители материалов для детского творчества предлагают еще много интересного:
гипсовый порошок — из него можно собственноручно изготовить небольшие скульптуры, подсвечники, рамки для фотографий, магниты на холодильник, а затем раскрасить их специальными красками или пудрой;
массы для папье-маше, чтобы изготавливать маски;
наборы «Мозаика» (все этапы изготовления панно мастер осуществляет самостоятельно: от замеса материала-основы и раскрашивания деталей до составления рисунка по «выкройке», укрепления его с помощью специального клея и лака);
наборы для изготовления праздничного стеклянного шара со снегопадом внутри (такие сувениры, например снеговики, есть в продаже, но гораздо интересней изготовить подобное своими руками);
краски для лица, чтобы создать оригинальный карнавальный образ — дети очень любят преображаться.
«Ручное» творчество часто остается увлечением на всю жизнь, переходя в разряд хобби, способного скрасить будни, успокоить, снять стресс. Мастеря своими руками, человек отвлекается от проблем, сбрасывает лишнюю агрессию (если что-то не получилось, можно с удовольствием это смять и забыть), развивает фантазию, отдыхает. А врачи еще добавляют, что это нехитрое занятие стимулирует нормальное функционирование внутренних органов через стимуляцию биологически активных точек на руках. Одним словом, сплошная польза!
Творя своими руками, малыш не только реализует потребность в познании мира и самоутверждении, он еще и растет — как личность. И если мы будем с малых лет поощрять в нем интерес к экспериментированию, самостоятельным действиям, нестандартным решениям проблемных ситуаций (все это легко осуществить именно в процессе совместной игры-творчества), то наверняка в будущем подросший ребенок не раз удивит родителей (и не только) своей креативностью — а это нынче очень востребованное качество.
И еще — хвалите! Побольше. А вот критиковать не нужно. Творцом быть ой как непросто!
ВИКТОРИЯ ШАПАРЕНКО