Раннее развитие: учим цвета и формы на прогулке

Автор
Раннее развитие: учим цвета и формы на прогулке

Нет ничего проще, чем во время прогулки изучать с крохой цвета и формы. Ведь вокруг нас все такое цветное и разнообразное! Превращаем прогулку в веселую игру и начинаем процесс познания!

Подготовительная работа

Конечно, прежде чем предлагать ребенку поискать на улице предметы различной формы или определить, какого цвета воооон те ягодки на дереве, нужно предварительно познакомить его с этими понятиями.

Не стоит сразу рассказывать ребенку о многочисленных оттенках и сочетаниях, изначально будет достаточно дать представление о, например, четырех основных цветах: красном, синем, зеленом и желтом. Не получается запомнить? Педагог Мария Монтессори советует начинать изучения с двух цветов, выбрать можно любые, а показать их на специальных цветных карточках. Освоив эти – приступайте к следующей, яркой и более детской четверке цветов. Берите белый, голубой, оранжевый и розовый.

Если знакомство с цветом у малыша начинается дома, в качестве примера можно взять любимую зеленую погремушку, красный помидор и желтую машинку или куклу в желтом платье. Разложив разноцветные предметы в ряд, попросите ребенка найти в комнате еще что-то желтого, красного или зеленого цвета. Нашел? Прекрасно! Значит, изучение нового материала проходит успешно, теперь можно продолжить процесс на свежем воздухе. Конечно, сначала малыш будет часто ошибаться, но это не беда, ведь он еще только учится.

Раннее развитие: учим цвета и формы на прогулке - изображение №1

Не забываем мы и про изучение форм. Знакомить малыша с ними начинаем по вышеописанной системе: сначала вводим основные фигуры, потом расширяем количество. Изначально представьте ребенку круг, квадрат и треугольник. Когда кроха освоит эти знания и научится различать фигуры между собой, можно приступать к рассмотрению и изучению прямоугольника, ромба и овала.

Предложите малышу найти в комнате предметы, схожие по форме с прямоугольником, овалом, треугольником или кругом. Возможно, сразу ему будет сложновато, но если вы подскажете, что входная дверь – прямоугольной формы, у его тарелочки круглые очертания, а кусочек хлеба может быть как овальным, так и круглым, в зависимости от того, какой формы была выпечена буханка, очень скоро малыш включится в увлекательную игру и будет легко находить необходимое.

У некоторых детей на первом этапе изучения цвет и предмет могут увязываться в одно целое. То есть если сначала крохе показали зеленое яблоко или красный кубик, то для него предмет и цвет становятся названием и соединяются с внешним видом. То есть он воспринимает, что кубик может быть только красным, а яблоко – зеленым, и зачастую для ребенка является удивительным открытием, что эти предметы могут быть и других цветов. Поэтому если есть возможность, то лучше в начале изучения показывать ребенку несколько разных предметов одного цвета или формы. Например, при изучении голубого цвета презентуйте ребенку:

  • голубую чашку,
  • голубую резиновую лодочку,
  • его любимую голубую кофточку,
  • голубой карандаш,
  • книжку в голубой обложке.

С познанием форм предметов – такая же история. Изучая круг, шар или квадрат, показывайте малышу сразу несколько одинаковых мячиков или кубиков разных цветов, чтобы кроха осознавал, что предметы, одинаковые по форме, могут быть окрашены по-разному.

Раннее развитие: учим цвета и формы на прогулке - изображение №2

Педагог Галина Тимошенко рассказывает: «Помочь родителям донести до малыша понятия цвета и формы могут разноцветные пирамидки и шнуровки. Также я всегда рекомендую специальные деревянные головоломки. На деревянном основании таких головоломок закреплены колышки, на которые ребенок сможет надевать разноцветные детали в форме геометрических фигур: пятиугольника, квадрата, треугольника, прямоугольника, круга, ромба и полукруга. Каждая деталь окрашена в свой цвет (красный, синий, желтый или зеленый), благодаря чему малыш сможет научиться сортировать предметы, как по форме, так и по цвету, собирая, например, разноцветные треугольники или фигуры желтого цвета, но разной формы».

Уроки внимательности на улице

Конечно, цвета и формы окружают нас везде, но дома все достаточно привычно и статично, а количество изучаемых предметов определенных форм и цветов быстро иссякает и ребенку становится неинтересно. На улице же есть постоянное движение, какие-то изменения, новшества, благодаря которому у крохи будет больше возможностей потренироваться в изучении нового материала и развить свою внимательность.

Итак, где же на улице прячутся разные цвета и формы? Конечно, вокруг нас, просто малышу нужно их показать. Вот, синяя скамейка, а вот – зеленая трава, дверь в магазин напоминает… правильно – прямоугольник, а колесики у твоей коляски, конечно, круглые. Просите малыша включаться с игру и начинайте вместе искать на улице, например, красный цвет. Тут поехала красная машина, за углом красная крыша у дома, навстречу на велосипеде едет мальчишка в красной футболке, а вон там, на соседней лавочке, у малышки в коляске красная игрушка.

Раннее развитие: учим цвета и формы на прогулке - изображение №3

Наша мама-форумчанкаLeela рассказывает: «На днях купила мелкие разноцветные резиночки для волос (пакет 100 штук за 8 грн.). Теперь даю малой сортировать по цветам: кладу 5-6 листов цветного картона в разные концы комнаты, и резиночки ищут свой домик. Еще любим надевать резиночки по цветам на основание от пирамидки, например, сначала синие, потом красные и т.д. Это дает мне 20-30 минут тишины и отдыха».

Некоторые родители замечают, что процесс изучения цветов на улице проходит гораздо активнее, чем дома, и это действительно так, поле деятельности ведь гораздо больше. Другое дело – работа с формами, тут приходится включать воображение, причем не только детям, но и взрослым.

Ведь найти на прогулке разноцветные предметы немного проще, чем отыскать, скажем, треугольные. Елочка в сквере, кусочек торта или упаковка молока в магазине, дорожные знаки треугольной формы и все? Возможно, что-то интересное, новое и оригинальное вам подскажет ваш кроха, ведь иногда дети видят то, чего мы взрослые, просто не замечаем. Но главное в этом деле – тренировка внимательности и воображения, что, согласитесь, очень полезно.

Итак, проводим тренировку по поиску предметов разных форм!

Например, ищем на улице круглые предметы: солнышко, мячик, часы, яблочко, арбуз, клубок ниток в магазине, тарелочка, сковорода, круглый столик в кафе, зеркало в круглой раме, окошко, отверстие мусорника на улице, колесо, форма дорожных знаков, фуражка у милиционера, отпечаток от стакана сока, большие наушники у проходящего мимо студента, рисунок на футболке у девушки, которая идет навстречу, клумба в соседнем дворе, смайлик на капоте машины, колечко на руке у мамы… Фууууух, мы устали, предлагаем вам присоединяться и продолжать в комментариях к статье, ведь это действительно увлекательный процесс!

Раннее развитие: учим цвета и формы на прогулке - изображение №4

Теперь давайте отыщем оранжевый цвет! Апельсины и мандарины в киоске на углу, яркий рекламный баннер на перекрестке, оранжевая ручка у сотрудницы почты, оранжевый поводок у симпатичной таксы, которая деловито пробегает мимо, парень в оранжевой бейсболке, строители в оранжевых касках, оранжевые цветочки в горшочках на балконе, ребята играют с баскетбол оранжевым мячиком, оранжевая рыбка Немо в руках у ребенка, и тут на улице пошел дождь и мы побежали домой, встретив по дороге женщину под оранжевым зонтиком! Теперь ваша очередь искать :-).

Не расстраивайтесь, если малыш не схватывает «на лету» различает цвета, не всегда легко идентифицирует предметы по форме, ведь у каждого ребенка свой темп развития.

Если родители будут каждый день понемногу заниматься с маленьким почемучкой и дома, и на улице, мы уверены, что у вас все обязательно получится и скоро кроха порадует вас своими успехами!