Раннее развитие детей: обзор методик воспитания

Автор
Раннее развитие детей: обзор методик воспитания

Методик раннего развития множество. Давайте сравним методики Домана, Монтессори, Масару Ибука и Зайцева. На какой же остановиться?

Когда малыш рождается, многие родители пытаются сразу разглядеть в нем вундеркинда. А потом хвастаются перед друзьями и родственниками: а мы уже знаем все цифры/цвета/геометрические фигуры! А мы уже учим буквы! А мы пошли в 10 месяцев!

Бесспорно, амбиции относительно ребенка важны и нужно ему их прививать, чтобы впоследствии малыш стремился развиваться сам. Но также очень важно (и тут бабушки правы) "не лишать ребенка детства". То есть развивать малыша нужно в игре, чтобы ему всегда было интересно и хотелось еще. Кстати, оставлять ребенка "слегка не насытившимся" новой информацией - основное и объединяющее правило всех методик раннего развития. Но об этом поговорим чуть ниже.

Что же оптимально подойдет твоему ребенку? Зависит во многом от его темперамента. Так, например, мама-форумчанка UAUA.info под ником goranna пишет: "Мой таким шилом был, что раньше 2х лет у нас не пошли занятия вообще ((( с младшенькой планирую с полугода заниматься".

Мы подготовили для тебя небольшой обзор по основным методикам раннего развития, которые чаще всего рекомендуют детские психологи и мамочки по всему миру.

1. Методика Гленна Домана (применяется с рождения).

Принято считать, что методика Домана - это карточки, которые показываешь малышу. На каждой из них что-то нарисовано, а внизу подписано слово: животные, предметы, профессии, явления природы и т.п. Вариантов много, как много может быть и наборов карточек. Кстати, они могут быть не только на русском - на украинском, английском или любом языке, который ты хочешь выучить с ребенком. Малыши прекрасно воспринимают несколько языков и даже могут учить их и потом воспроизводить параллельно.

Каждую карточку показываешь ребенку не дольше 3 секунд, при этом громко и отчетливо называешь слово, можешь как-то его описать (например, не просто "яблоко", а "красное спелое яблоко"). Также важно следить, чтобы малыш во время занятий пребывал в хорошем настроении, следил за карточками, не отвлекался. Как только его внимание рассеивается - занятие стоит закончить. Очень важно все время хвалить ребенка и поощрять к дальнейшим успехам. Заниматься нужно каждый день, минимум, 3 раза.

Однако система Домана карточками не ограничивается. Это довольно сложный механизм постоянного стимулирования физического развития ребенка. Многие упускают физическую составляющую, упрекая, что дети живут в спартанских условиях. С рождения их учат двигаться, ползти, висеть, перекатываться, прыгать. Считается, что движение стимулирует и развитие мозга ребенка, то есть чем раньше он начнет свое движение - тем смышленее будет.

Мы рекомендуем купить книгу Гленна Домана, если ты выбрала эту методику, там все описано более детально и последовательно.

Кроме того, подробнее об этой методике читай в материале Раннее развитие: методика Гленна Домана

Раннее развитие детей: обзор методик воспитания - изображение №1

2. Методика Марии Монтессори (применяется с рождения).

Именно эту методику рекомендует детский психолог Анна Базалук, которая работает с детками 1-3 годика, а также с их родителями: "Методика Монтессори - это, в первую очередь, методика невмешательства в развитие малыша. Все, что требуется от родителей - это обеспечить ребенку безопасное познание мира. Все остальное он сделает сам.".

Соответственно - для ребенка, который начал ползать, а затем и ходить, не должно быть никаких "нет". Уберите все, что он может сломать или испортить, все, что в пределах его досягаемости может быть взято, внимательно изучено, брошено на пол - все эти совершенно нормальные процессы формируют у малыша чувство здоровой любознательности, желание проявлять инициативу и пробовать новое - и эти качества он сможет успешно использовать во взрослой жизни.

Кроме того, методика не признает традиционных ярких, звенящих, переливающихся всеми цветами радуги игрушек, которыми с удовольствием заваливают малышей любящие родственники. Игрушки должны быть сугубо практичны: приносить ребенку пользу, обучая новым навыкам. Обычно это экологические деревянные игрушки, выкрашенные в один цвет. Это, в первую очередь, сортеры и игрушки для развития мелкой моторики, которая, как известно, очень способствует развитию речи.

Читай также: Обустраиваем дом по методике Монтессори

3. Методика Масару Ибука (применяется с рождения).

Японский педагог Масару Ибука придерживается теории, что именно до 3 лет у ребенка самый большой потенциал обучаемости, поэтому в этот период нужно максимально с ним заниматься.

Причем, согласно методике, ребенку не нужны "детские" развивалки: стишки, песенки, картинки и т.п. Напротив, ему нужно прививать любовь к классической музыке (только ее он должен слушать в первые месяцы жизни), "взрослым" стихам, красивым картинам, а не рисункам для малышей. Довольно спорным является утверждение автора о том, что мама, не обладающая хорошим слухом и голосом, не должна петь ребенку, чтобы он не получал опыт чего-то "несовершенного".

Также с раннего детства ребенку нужно предложить краски и музыкальный инструмент. По методике, именно рисование и музыка являются тем прекрасным и очень важным для развития личности, что должен уметь каждый малыш. Примечательно, что "правильными" музыкальными инструментами называют фортепиано или скрипку.

Отдельное место отводится контакту ребенка с родителями: малыша нужно как можно чаще обнимать, брать на руки, хвалить и всячески поощрять. Он должен ощущать, что родители гордятся любым, даже самым незначительным его достижением.

Подробнее об этой методике читай в материале Раннее развитие детей: после трех уже поздно

Раннее развитие детей: обзор методик воспитания - изображение №2

4. Методика Зайцева (применяется с 2 лет).

У Зайцева немало различны развивающих игрушек, но мы сейчас уделим особое внимание самой известной - кубикам. Они созданы, чтобы познакомить ребенка с алфавитом, научить читать. На кубиках нарисованы буквы и слога. Они выглядят, звучат по-разному и даже по тактильным ощущениям отличаются, чтобы было легче запомнить. Например, кубик с глухими буквами звучит глухо, а кубик со звонкими - звенит. Также для более легкого обучения используются разные цвета, размеры, формы - и все это для того, чтобы ребенок в кратчайшие сроки научился читать.

Также методика включает в себя карточки, таблицы и счетные палочки - для работы с цифрами и познания мира вокруг себя.

Подробнее об этой методике читай в материале Методика раннего развития Зайцева: основы, плюсы и минусы

Конечно, это далеко не полный список методик раннего развития, тем более, что сейчас возникает множество новых веяний. Однако, что бы ты не выбрала, важно помнить, что очень важную роль играют поощрения ребенка и игровая форма занятий с ним. Именно положительная оценка мамы и непринужденная обстановка помогут малышу получить от занятий удовольствие - а значит, и пользу!

Читай также: Раннее развитие ребенка: методика воспитания Джин Лидлофф