Умственные способности детей не зависят от порядка их рождения
- Автор
- Дата публикации
Порядок рождения детей не влияет на их умственные способности, сообщает журнал Personality and Social Psychology Bulletin.
В большей степени интеллект ребенка зависит от количества детей в семье и возраста его матери, считает автор исследования Аарон Вичмэн (Aaron Wichman).
Результаты, полученные учеными из Университетов Огайо, Оклахомы и Северной Каролины, противоречат данным более ранних исследований, свидетельствовавших о том, что старшие дети в большинстве случаев умнее своих младших братьев и сестер.
По словам Вичмэна, в предыдущих исследованиях была допущена одна и та же важная ошибка: ученые сравнивали между собой детей из различных семей, поэтому найденные ими закономерности объяснялись не различиями между братьями и сестрами, а различиями между детьми из многодетных семей и семей с 1-2 детьми.
«Третьи и четвертые по счету дети рождаются в многодетных семьях, и условия воспитания в подобных семьях имеют ряд недостатков, которые впоследствии негативно сказываются на умственном развитии детей», - сообщил ученый. – «В действительности, если взглянуть на большие семьи, то ребенок, родившийся четвертым, обладает примерно такими же умственными способностями, как и ребенок, родившийся первым. Но все эти дети не столь интеллектуально развиты, как дети из маленьких семей».
В исследовании были использованы данные 3000 семей, принимавших участие в американском национальном опросе, проводившемся в период с 1986 по 1998 год. Все дети, участвовавшие в исследовании, проходили тесты на интеллект. Тесты включали задания по математике и два задания по чтению - на способность прочитать текст и понять смысл написанного.
По результатам тестов, ученые сравнили умственные способности детей из одной семьи, на момент когда они достигали 7-8 лет и 13-14 лет.
В качестве показателя, определяющего различия между семьями, был выбран возраст женщины на момент рождения первого ребенка. По словам Вичмэна, женщины, родившие первого ребенка в более раннем возрасте, как правило, менее образованы, имеют большее количество детей, более низкий доход и другие факторы, отрицательно влияющие на интеллект детей.
После того, как исследователи учли возраст матерей на момент рождения первого ребенка, выяснилось, что в семьях, где этот показатель был одинаковым, все дети имели примерно равные умственные способности.
Аналогичные данные были получены и в случае, когда в качестве управляющей переменной был выбран размер семьи.
«Нет никаких доказательств существования взаимосвязи между порядком рождения и умственными способностями детей в пределах семьи. На самом деле важен не порядок рождения, а ситуация в семье и генетические особенности», - заключил Вичмэн.