Российские аутисты начинают говорить... українською мовою

Автор

…"Дощику, дощику, наваримо борщику...", - поет аутичный мальчик Вова (все имена детей изменены) дома, в далекой Воркуте. Его мама страшно переживала, как Вова пойдет в коррекционную школу. При всей его хорошей подготовке по знаниям и навыкам, поведение мальчика все еще сложное. И вот 1 сентября позади – полет нормальный!

…10-летний Максим из Санкт-Петербурга, впервые в жизни с интересом просмотрел ВЕСЬ спектакль в детском театре. А еще недавно его с мамой даже бесплатно пускали в кукольный театр из-за «безуспешности посещений» - мальчик многократно начинал кричать и им приходилось уходить в начале спектакля. Для ребенка, который неплохо говорит, читает и считает это, безусловно, очень важный шаг на пути к полноценной жизни среди людей. «Да! Это влияние лагеря! Правда, спектакль для 3-х леток. Но это целый час! В настоящем театре, с настоящими актёрами. Смысл спектакля им понят, удовольствие получено. Я счастлива!», - говорит мама мальчика.

«…Вчера Димка тааак трещал без умолку, что невольно гаркнула: "Ты можешь хоть немного помолчать?" О чем трещал? У нас, как у истинных аутистов (с гордостью) своя заморочка. С детства помешан на растениях, не пропускает ни одного цветочного магазина - у нас все комнатные растения куплены по Димкиному настоянию (практически истерическому). Специализируемся на крупных растениях. Так вот, недавно в руки ему попался научно-популярный сборник для детей по ботанике и несколько дней пришлось выслушивать воодушевленные вопросы (одни и те же!!!) и далее его собственный комментарий. Сравнивали березу с пальмой, ель с дубом и др. Скоро сама ботаником стану!», - говорит мама 9-летнего Димы из Москвы

«…Все, кто Гришку видел в последнюю неделю, отмечали его повзрослелость и возмужалость», - это уже про незрячего мальчика с чертами аутизма, который тоже живет в Москве. Гриша сейчас пошел в новую школу и оказался готов к этому испытанию.

Тот, кому не довелось растить ребенка с особенностями развития, возможно и не оценит, ЧТО все это значит…

Летом украинские семьи, воспитывающие детей-аутистов, вновь имели возможность поехать в летний коррекционный лагерь, который (как и в прошлом году) был организован в Полтавской области на территории существующего оздоровительного лагеря «Ковпаковец».

Создание реабилитационного лагеря было инициировано Анной Хворовой, руководителем общественной ассоциации поддержки лиц с аутизмом «СОНЯЧНЕ КОЛО», после того, как два года назад она вместе со своими детьми (один из которых – мальчик с аутичным типом развития) побывала в двух лагерях, организованных московскими центрами.

В этом году коррекционная программа, разработанная специалистами «СОНЯЧНЕ КОЛО», по форме была подобна прошлогодней: первая половина дня – занятия детей в микрогруппах (музыкальная терапия, изостудия, мастерская, песокотерапия, игровые и сюжетно-ролевые занятия), а мам – в «Родительской школе»; вторая половина дня – кинезотерапия («скаутские» походы), иппотерапия, индивидуальные занятия, театральная деятельность). Однако, благодаря приобретенному на средства Международного Женского Клуба Киева оборудованию (музыкальный центр, синтезатор и музыкальные инструменты, спортивное снаряжение (в том числе и мат), аппарат для развития речевой деятельности детей и т.п.) эффективность занятий значительно возросла. Кроме этого, в этом лагере по запросам родителей была проведена серия минисеминаров (прикладной анализ поведения, нейропсихологическая коррекция, методика Монтессори) и психотерапевтических занятий (арт- и музыкотерапия для взрослых).

Жизнь в лагере осталась ярким незабываемым событием как в жизни детей и их родителей, так и в деятельности коррекционных педагогов и психологов.

Но нас продолжает волновать вопрос: почему в украинский лагерь для детей-аутистов приехали преимущественно россияне (12 семей из России и 10 с Украины)? Причем, судя по всему, и в дальнейшем будет сохраняться такая же тенденция!

Наши варианты ответов:

- в России состояние аутичной проблематики на порядок выше, чем в Украине. Некоторые организации уже десятилетиями работают в этом направлении, созданы десятки центров, изданы многочисленные теоретические и практические разработки, ежеквартально издается научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития». Благодаря достаточно наполненному информационному пространству, с одной стороны, высокому уровню профессиональной компетентности педагогов и педиатров, с другой, у российских (прежде всего, московских) семей есть неплохой шанс с ранних лет распознать в своей семье аутиста и выбрать один из путей его коррекции;

- российские мамы более активны в поиске коррекционных программ для своих детей. Ими пройдено, как правило, больше дорог, они больше научились ценить активность педагогов и их способность создавать развивающие условия для детей. В России уже почти 10 лет проходят летние лагеря, причем их организовывают несколько центров. Попасть в эти лагеря непросто, и те из них, где развернута комплексная коррекционная программа, стоят очень дорого! Поэтому россияне с большим энтузиазмом откликнулись на увиденное на интерет-форуме «//www.7ya.ru/conf/conf-Others» предложение участвовать в коррекционном лагере под Полтавой;

- украинские мамы, по нашим наблюдениям, более тревожны и хлопотливы, и это выражается в их беспокойстве о том, как ребенок перенесет дорогу, не заболеет ли и т.д. Так, в майский поход в Крым с нами пошли... 3 семьи из Москвы и 1 из Николаева! (с Димой, любителем растений, из Москвы), мама на обратной дороге, по ее словам, общалась, как с «нормальным» ребенком.

С другой стороны, наши мамы еще свято верят в великую силу диеты и логопедических занятий как главных для терапевтического эффекта ребенка (отказ ехать в лагерь нескольких киевских семей был связан именно с включенностью в диету и в логопедические занятия). Привязанность к диете, к сожалению, делает их «неподъемными» в плане участия в отдаленных от дома мероприятиях и поэтому, на наш взгляд, несет антисоциальную функцию: не умеющие взаимодействовать с другими людьми аутята так и не получают такого шанса, сидя дома и терпеливо открывая рот для очередного получения той или иной пищевой добавки. Тема с логопедом тоже может воодушевлять все еще только наших, украинских, мам. Более опытные (все те же российские) мамы уже давно поняли, что работа с логопедом для наших ребят не может быть ведущей, поскольку речевая деятельность является зависимой от согласованного развития более элементарных психо-физических функций и состояний (например, общего психического и физического тонуса, интеграции разномодальных ощущений), с одной стороны, а с другой - формирования потребности и умения коммуницировать в целом. Когда происходит «подтягивание» ребенка по этим функциям, можно подключать и речевую деятельность. Только заниматься этим должен, как известно, не логопед, а речевой терапевт.

Настроение нашей педкоманды таково: лагерь мы будем регулярно «запускать» (причем, от двух московских и одной питерской семьи поступило предложение делать лагерь в две смены, чтобы те, кто хочет и кому нужно, могли бы остаться подольше). Принимать мы будем стараться всех желающих, но за этот год мы надеемся познакомиться с большим количеством тех киевских семей, которые пока не знают, куда им можно обратиться за помощью и как самим активно помогать своему ребенку сделать внешний мир доступным и привлекательным.