Степень нагрузки в тренировках: развиваем детей правильно

Автор

Вы уверены в том, что подобрали правильное время тренировки? Скорее всего, большинство родителей сразу ответят: 1,5–2 часа — самое то. Просто потому что «так принято», или «ну, это привычно».

А знаете ли вы, что слишком короткие, слишком длинные занятия, нарушение регулярности и прочие ошибки сводят на нет фактическую пользу тренировок?

И если бесполезное времяпрепровождение — дело, в общем, терпимое, то истощение ресурса организма и увеличение вероятности развития ряда заболеваний (опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистая система) — значительно более серьезная проблема.

Что уж говорить о детях. Взрослый, хотя бы, может точно описать собственное состояние, попытаться заняться самоанализом, сразу сообщить тренеру о необычном или плохом самочувствии. Получается, отправляя ребенка в спортзал, нужно смириться с возможным вредом для здоровья?

Грамотный подход к планированию занятий

Глупо «изобретать велосипед». Лучше обратиться к опыту именитых тренеров и спортивных врачей: Екатерины Серебрянской, руководителя «Студии Серебрянских», автора книги «Женские секреты или Будь в форме», и соавтора книги — Ксении Слюсарь, тренера высшей категории по фитнесу, старшего преподавателя Университета имени Б. Гринченко.

Екатерина Серебрянская — абсолютная чемпионка мира по художественной гимнастике — умеет наслаждаться жизнью. А это одно из важнейших условий продуктивных безопасных тренировок.

«…Определение плана занятий для ребенка или подростка — важнейший этап работы инструктора. Растущий организм нуждается в адекватных нагрузках. Кстати, непременно посетите педиатра перед тем, как записать малыша в зал! Если занятия возможны — нужно стартовать мало-помалу, терпеливо, без спешки. Конечно, преподавание в игровой форме интереснее для ученика, поэтому со временем общее время встречи может достигать полутора часов. В Студии тренировка для детей в возрасте 2–3 года длится 35-45 минут, для детей 3–4 лет — 45 минут, 4–5 лет — 50 минут. С 5 лет дети занимаются от 60 до 90 минут. И это – оптимальное время для занятий».

Хотите удивиться?! Возможно, вы думали иначе, но даже пять минут правильных занятий нормализуют дыхание, стимулируют кровообращение и обмен веществ, активизируют сердечную деятельность.

Обязательный «попутчик» начинающего спортсмена

Каждый человек связанный со спортом знает о крепатуре. Обязательно объясните ребенку (поверхностно или с более-менее подробным описанием принципа воздействия молочной кислоты на мышцы) о типичных болях в начале тренировок. Очень важно продолжать занятия, чтобы организм адаптировался — тогда, через некоторое время, малыш напрочь забудет о крепатуре.

Нужно облегчить дискомфорт в мышцах? Поработайте с кровообращением: сделайте ребенку легкий массаж, наберите теплую ванну. Или постарайтесь настроить на легкую (но полноценную) разминку.

Научите малыша доверять себе

Ксения Слюсарь советует относиться к юным спортсменам с утроенным вниманием:

«…К сожалению, многие дети стесняются говорить о дискомфорте или болевых ощущениях. Это серьезная психологическая проблема, которая может вылиться в крупные проблемы при взрослении. Я настаиваю на том, что боль во время занятий — лишний элемент, ошибка. Очень важно научить начинающих доверию: тренеру и себе. При появлении сильного дискомфорта с болью нужно сразу же менять план занятий, пересматривать уровень нагрузки. Очевидно, если болевые ощущения остаются сильными даже после длительного отдыха — идите к доктору…

Обратите внимание! Между ленью и ощутимым дискомфортом нет ничего общего. И попытки слабовольного, безответственного человека прикрыть нежелание тренироваться ложью о боли — прямой сигнал необходимости обстоятельной психологической помощи…»

Наглядно и доступно

Напоследок, Екатерина Серебрянская рекомендует простую и удобную схему измерения нагрузок.

Недостаточные нагрузки: дремота после тренировки, усиление аппетита, низкий мышечный тонус.

Достаточные нагрузки: хорошее самочувствие, снижение аппетита, приятная теплота в мышцах и бодрость.

Излишние нагрузки: подавленность, неприятное утомление, апатия, раздражительность, ухудшение аппетита, слабость.

Помните, тренировки должны приносить радость, наслаждение, удовольствие, уверенность!

Итак, запоминаем!

Детям в возрасте 2–3 года рекомендована длительность тренировки 35-45 минут, детям 3–4 лет — 45 минут, для 4–5 лет — 50 минут. С 5 лет – от 60 до 90 минут.

Помните о психологической составляющей: доверие тренеру и хорошее настроение — важнейшие компоненты успешных занятий.

Даже пять минут правильных занятий нормализуют дыхание, стимулируют кровообращение и обмен веществ, активизируют сердечную деятельность.