«Большая» проблема или как помочь ребенку подружиться с горшком Часть 3

«Большая»  проблема  или как помочь ребенку подружиться с горшком Часть 3

В этой статье приводятся рекомендации для родителей, у деток которых уже возникли психологические запоры и страхи горшка. О том, когда и как нужно приучать к горшку, читайте здесь. А сейчас давайте разбираться, что делать, когда уже есть проблема?

1. Снять психологическое напряжение вокруг проблемы. А для этого нужно ликвидировать панику и пристальный контроль за процессом дефекации. Скажите, Вы сможете покакать, если Вас посадить в стеклянный туалет на оживленной улице? Я – нет. И ребенок, думаю, будет какать быстрее и спокойнее, если его не будут постоянно контролировать, проверять, уговаривать. Если есть запор, то можно просто предлагать сходить в туалет и при отказе оставлять эту тему как минимум на полдня.

Почему это так важно? Мышцы человеческого организма имеют особенность сжиматься от страха. И мышцы прямой кишки и ануса в том числе. Когда мы боимся, волнуемся, то сжимаются все группы мышц, и особенно те, что находятся в зоне внимания. А при таком контроле со стороны взрослых – возникает страх. Мышцы еще больше сжимаются – еще сильней запор, а, следовательно, еще больше контроля. Именно поэтому многие взрослые люди предпочитают в туалете читать. Внимание перемещается с зоны промежности на газету, и расслабиться становиться намного легче.

2. Снять телесное напряжение. Если есть эмоциональная проблема – страх, то, как мы уже говорили, на телесном уровне она приводит к сжатию. Но существует и обратная зависимость: состояние тела может влиять на эмоции, и на страх в том числе. Поэтому снимая телесное напряжение у ребенка, можно снижать уровень страх и тревоги по этому поводу. Далее я приведу самые простые примеры работы с телом ребенка:

  • Поглаживания ножек, бедер, животика.
  • Легкое пощипывание, которое похоже на игру «рельсы-рельсы»
  • Не сильное надавливание на те же зоны (животик, бедра, ножки). Процедура: надавили ладонями, подержали 15-20 секунд, отпустили.
  • «Потрясывание» ножек малыша, как будто Вы хотите что-то сбросить с его тела или стараетесь отряхнуть крошки с его ножек.
  • Сжимать и разжимать колени, когда малыш лежит на спинке, и подтягивать их к его груди.
  • Сводить и разводить ножки в положении лежа, стараясь делать это не синхронно, как будто вы стараетесь его запутать.
  • Класть свои руки на стопы малыша и держать их так по 5-10 минут (делается, когда малыш лежит).

Вы можете сами придумать свои упражнения. Главное, чтобы они носили цель – снять напряжение мышц промежности, живота, спинки, ног.

3. Вмешиваться в процесс дефекации ТОЛЬКО в том случае, когда есть уже реальная УГРОЗА здоровью.

К сожалению, существует миф, что клизмы и свечки решат проблему психологических запоров. Они не только ее не решают, но и усугубляют. Мы только что разобрали, как внимание к зоне ануса приводи к его сжатию. А теперь представьте, что это не только внимание, но еще и боль. От боли тело сжимается еще сильнее, чем от страха. Ему из-за боли хочется в первую очередь покоя, чтобы дали отдохнуть, восстановиться. Это легко проверить: вспомните ситуацию, когда Вы ударились обо что-то, например, об угол стола. Вы в таком случае сжимаетесь, стараетесь закрыть пострадавшую зону, уберечь от любого лишнего прикосновения. А что будет, если на пострадавший участок сильно и напористо надавливать? Причем делать Вам будет это кто-то другой и с «лучшими намерениями»? Фактически, именно это и происходит при клизме или свечке. У ребенка все мышцы уже сжаты, ему, скорее всего, или просто неприятно в той области, или может быть даже больно. И в эту область происходит дополнительное и сильное вмешательство. От боли мышцы еще сильнее сжимаются, напрягаются. Становится еще больнее. И так далее по замкнутому кругу. Даже взрослому человеку подобные манипуляции неприятны. Но он понимает их целесообразность, он обладает большей выдержкой и самообладанием. А ребенок в этот момент ничего не понимает, он только испытывает сильный страх и боль.

Поэтому любое вмешательство в процесс дефекации нужно производить только в том случае, если есть реальная угроза здоровью (день или даже два без дефекации – это не критично, тут нужны другие способы работы со страхом, например телесные упражнения или сказкотерапия). В противном случае это не только не решит проблемы, но и усугубит ее. Помните про ассоциацию по времени и мою знакомую с юбкой? По тому же принципу дефекация начинает прочно ассоциироваться с болью, а, следовательно, ребенок будет стараться избегать ее всеми возможными способами.

4. Также стоит прорабатывать сложившийся страх. Это лучше всего сделать с помощью сказкотерапии или специальных, корректирующих сказок. Как это сделать, основные принципы такой сказки, и пример, мы рассмотрим в следующей статье.

Автор Дарья Селиванова

Часть 4