Эйдетика: развиваем образное мышление ребенка

Автор

Если учить ребенка читать и считать детские психологи и педагоги советуют с 5-6 лет, то для крохи в возрасте 2-3 лет важен процесс познания мира. Дети воспринимают все, что видят вокруг через образы, так как в этом возрасте активно развивается воображение и фантазия. В переводе с греческого «эйдос» означает «образ», поэтому именно эйдетика сможет помочь малышу лучше запомнить, что и как устроено в этом мире. Эта удивительная наука еще достаточно молода, ей нет и 100 лет, но именно с ее помощью малыш обязательно научится запоминать яркие образы и с легкостью их воспроизводить.

Нужна ли нам эйдетика?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, как у вашего малыша обстоят дела с запоминанием. Для этого можно провести простой тест, по результатам которого будет легко сказать, насколько у ребенка развита концентрация, а также слуховая, зрительная и двигательная память.

Медленно проговорите 5-10 (в зависимости от возраста) слов, покажите 5-10 картинок и сделайте 5-10 движений. Все это ребенок должен повторить.

Малыш справился с заданием только наполовину? Скорее всего, он просто не знает, как запомнить, а ведь такая способность будет ему необходима в школе, в институте, на работе. Если природных способностей запомнить массив информации ребенку не будет хватать, он заменит их простой зубрежкой. Но ведь знаний и умений от этого не прибавится. К тому же количество детей, которые активно используют свое воображение и память, неуклонно уменьшается.

Не верите? Еще в 30-х годах прошлого века в Европе был проведен эксперимент, который показал, что большинство учеников общеобразовательных школ скрытые или явные эйдетики, то есть их воображение было отлично развито. Прошло 70 лет, эксперимент повторили, и количество детей, которые показали склонность к образному мышлению, сократилось больше чем в половину.

Почему? Ученые склонны винить во всем развитие современной науки и техники. Ведь если раньше наши дедушки и бабушки, папы и мамы перед сном читали сказки и сами представляли внешний вид героев и их приключения, то теперь на экране телевизора дети видят готовые образы в ярких мультфильмах. Также не способствуют развитию воображения компьютерные и телефонные игры, а ведь 3-5 летний ребенок с айпадом в руках для нас уже привычная картина. А ведь образность мышления – не просто творческая составляющая, она способствует гармоничному развитию крохи, улучшает его внимание и способностик концентрации. А значит, безусловно, является важным и нужным направлением развития детей.

Каким бывает восприятие

Эйдетика предлагает простые и интересные для малыша методики развития памяти, которые помимо того что эффективны, еще и не дадут непоседливым мальчишкам и девчонкам скучать. Ведь они активизируют все пути поступления к ребенку информации: аудиальный, визуальный и кинестетический.

Как это работает? Например, аудиальный путь – методика по запоминанию слов. Малышу даются слова: ресницы, гусь, море, стул и велосипед из которых нужно составить необычный рассказ. Оригинальность истории состоит в том, что слова в ней должны быть поданы в строго определенном порядке, следуя друг за другом.

Если ребенок самостоятельно придумает пусть даже самую фантастическую историю с использованием этих слов, то она наверняка ему отлично запомнится. Только представьте: «Хлопая ресницами, гусь стоял и глядел на море, по которому проплывал стул, а на берегу, выброшенный волной, лежал велосипед». Удивительная картина, правда? Такое точно будет сложно забыть.

Наша мама-форумчанка Хрюна рассказывает: «Я сама проходила тренинг еще когда это только начиналось в 1996 году. В обычной жизни работает, особенно касательно цифр. Номера тел., инд. номера и всякая такая ерунда запоминается легко и быстро. Причем именно как образы, а потом в нужный момент всплывает необходимое сочетание цифр как последовательность образов. Пример: бронировали билеты в кино. Оператор говорит 04467. Ни у кого нет ни ручки, ни листика. У меня сразу же срабатывает: код Киева и Киевстара. Точно не забудешь. Сын теперь также на уроках эйдетики учится цифры запоминать».

Метод прекрасно работает и с привычными словами, которые ребенок употребляет ежедневно. Например, составьте по порядку список вещей, которые ребенок должен надеть, выходя на улицу, или перечислите действия, которые ему нужно проделать утром, после пробуждения, перед выходом в детский сад или школу.

Наша мама-форумчанка lesyaG рассказывает: «У нас в школе дети занимались. Не знаю, как влияет на память и какой результат, так как дети и так очень способные, но на уроках им нравилось. У нас эйдетика входила в комплекс и на всех уроках применялась эта методика».

Более сложный вариант, где карапузу однозначно понадобится ваша помощь – придумать из определенных слов стихотворение. Проговаривая рифмованные строчки, ребенок должен представлять картинку и последовательность предметов (если у вас получится придумать стихотворение с учетом их последовательности). Яркий пример таких стихотворений «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» и «Биссектриса, это такая крыса, которая бегает по углам и делит все пополам». Правда ведь, каждый из нас помнит их буквально с тех пор, как услышал впервые.

Если нужно запомнить движения, например, в группе детского сада разучивается новый танец, то в этом ребенку помогут любимые сказочные персонажи. Конечно, запомнить такую последовательность шаг вправо, шаг влево, прыжок на месте, поворот, хлопок в ладоши, поворот – сложновато для малыша. Все потому, что танец не вызывает интереса. Ребенок любит Человека-Паука? Тогда берем на вооружение этот образ и пусть уже именно он в своем сине-красном костюме уворачивается от ударов врага, отступая то вправо, то влево, потом перепрыгивает через карниз, хлопком в ладоши пускает паутину, и, повернувшись на месте, убегает. Сначала придумывать такие истории придется исключительно взрослым, но со временем, малыш и сам станет проявлять инициативу.

К кинестетическому пути запоминания относится и известная многим родителям игра «Что изменилось». Поставьте на стол несколько предметов, среди которых будут шарики, кубики, раскрытая книжка, карандаш и кукла. Попросите ребенка назвать каждую вещь и постараться запомнить их всех. После этого переставьте предметы или уберите один из них, и пусть малыш расскажет, что изменилось. Более сложная задача: поменяйте местами предметы и накройте их тонкой простыней или пеленкой. Задача малыша – угадать, где какой предмет находится по их очертанию. Чтобы запомнить, что было на столе можно обратиться к методу рассказа, ведь фантазия ребенка не знает границ, нужно только дать ему возможность ее использовать.

Визуальный путь - запоминаем картинки и образы. Тут необходимо научить малыша превращать задуманное или увиденное в рассказ. Приготовьте карточки с изображением животных, предметов обихода, природы. К каждым 5-10 картинкам нужно придумать рассказ на тему спорта, учебы, дружбы или путешествий.

Преподаватель эйдетики Лина Владимировна Сорокина рассказывает: «В эйдетике для запоминания широко используется способ ассоциаций. Например, ребенку нужно напомнить слово «boy» (мальчик). Для этого можно придумать рифму – идет с тобой и нарисовать шагающего мальчика. Такая картинка и фраза точно отложатся в памяти ребенка. Согласно правилам эйдетики, играя с цифрами, каждую из них нужно превратить в образ и оживить его. Лучше всего использовать те образы, которые каждая цифра напоминает вашему ребенку. Спросите его об этом или предложите свои варианты ассоциаций».

Специалисты в области эйдетики утверждают, что дети гораздо лучше запоминают то, что нарисовано. Поэтому так часто метод ассоциативного рисунка используется при заучивании стихотворений. Конечно, слушать стихи любят все дети, а вот повторить правильно строчка за строчкой удается не каждому. И даже горя желанием выступить на утреннике в детском саду, многие малыши просто не в состоянии выучить четверостишие, запомнить его на несколько дней, а потом выйти и рассказать без запинки и подсказок. Слова не запоминаются, строчки путаются, и неудача на долгое время лишает ребенка желания выступать.

Проблема решается просто – стихотворение нужно нарисовать! Это последовательно и понятно. Какие-то слова изобразить не получится, но это и не страшно. Глядя на рисунок, кроха сможет повторить стихотворение, а когда сделает это, к примеру, раз 5-ть, оно четко останется у него в памяти.

Система эйдетики – это игра, благодаря которой ребенок быстро и легко запоминает слова, числа, стихи, а позже – даты, сложные определения, иностранные языки. Процесс запоминания проходит без зазубривания, стресса, взяв за основу ассоциации и запоминающиеся особенности предметов.

Развитие памяти и внимания поможет ребенку быстро выучить буквы и слоги, складывать из них слова и запоминать их. А используя способ ассоциаций, малыш развивает способность находить оригинальные решения и генерировать креативные идеи.

Важно постоянно возвращаться к этому процессу: гуляя, обращать внимание, что дерево похоже на семерку, облако – на лошадь, в окошке спряталась четверка, а лужа, оставшаяся после дождя, похожа на глаз.

Уверены, у вас и малыша все получится!