Пьянству – бой!
- Автор
- Дата публикации
- Автор
"Сухой закон" в США действовал 13 лет – с января 1920 по декабрь 1933 года.
"Сухой закон" в США действовал 13 лет – с января 1920 по декабрь 1933 года. Его принятие стало результатом усилий многих влиятельных религиозных организаций, выступавших за запрет алкоголя на протяжении века. Любопытно, что в поддержку "сухого закона" выступили многие предприниматели: среди них был Генри Форд, установивший, что производительность труда его рабочих заметно снижается, если они часто употребляют спиртное.
Однако запрет алкоголя не дал нужного эффекта: по данным американского историка Марка Торнтона (Mark Thornton), в 1920-е годы американцы потребляли столько же спиртного, сколько и до установления запрета. Исследователь Джейн Мак Грю (Jane Lang McGrew) установила, что в эпоху тотального запрета алкогольных напитков женщины стали пить даже больше, чем раньше, а возраст приобщения молодежи к бутылке уменьшился.
Торговля спиртным ушла в подполье, размеры коррупции неимоверно возросли, как и мощь мафии, контролирующей эту торговлю. После того, как спиртное вновь стало легальным, правоохранительным органам потребовалось несколько десятилетий, чтобы уничтожить влияние организованной преступности. Большинство экспертов считают, что введение "сухого закона" было очень серьезной ошибкой.
Однако ныне большинство американцев выступают за ужесточение антиалкогольных законов. Опрос 2003 года, проведенный Институтом социальных исследований Мичиганского Университета, показал, что 80% жителей США уверены, что негативные последствия от употребления алкоголя превосходят позитивные, а 44% убеждены, что власти делают слишком мало в области регулирования правил доступа к алкоголю. Опрос, проведенный в 1998 году Американским институтом напитков (American Beverage Institute), показал, что более половины американцев считают, что деятельность винно-водочной индустрии наносит серьезный ущерб обществу.
В 2000 году Министерство здравоохранения США опубликовало доклад, в котором призвало за десять лет уменьшить потребление алкоголя в США на четверть. Современные противники алкоголя опираются на ряд общепринятых аргументов: например, достоверно известно, что чем больше и чаще человек пьет, тем выше вероятность того, что у него возникнут проблемы со здоровьем, родится больной ребенок, что он совершит преступление или станет его жертвой, попадет в автомобильную катастрофу, что его успехи в работе или учебе уменьшатся. По данным Администрации безопасности дорожного движения, в 2002 году из-за злоупотребления спиртным на дорогах США погибли более 17,4 тыс. человек – 41% от общего числа погибших в ДТП. По данным Бюро юридической статистики, примерно 40% всех преступлений в США совершаются преступниками, находящимися в состоянии подпития.
Сторонники свободного распространения алкогольных напитков также оперируют данными многочисленных исследований. Они доказывают, что умеренное потребление алкоголя (один или два бокала вина, стакан пива или рюмка крепкого алкогольного напитка) положительно действует на сердечно-сосудистую систему человека, способно предотвратить развитие инсульта, некоторых видов рака, диабета второго типа и т.д. По их мнению, культура потребления алкоголя насчитывает несколько тысячелетий и опасно пытаться искусственно разрушать ее. По их мнению, никакие запреты и препоны не способны остановить человека, желающего выпить.
Органы власти США различного уровня постоянно принимают законопроекты, ставящие своей задачей уменьшить доступ населения к алкогольным напиткам. Некоторые из этих законов повышают налоги на торговцев алкоголем, чтобы сделать спиртные напитки более дорогими и, соответственно, менее доступными для населения. Аналогичные шаги предпринимаются и в отношении табачных изделий. Считается, что повышение цен часто способствует тому, что сигареты становятся недоступными для подростков, в результате чего, те не приобретают этой вредной привычки. Впрочем, позитивный эффект от принятия подобных нормативных актов может быть небольшим: по данным Национальной ассоциации продавцов пива, половина всего продаваемого ими пива покупается американцами с невысоким уровнем дохода.
Другие законы ограничивают места торговли спиртным: магазины, предлагающие такого рода товары, должны находиться в отдалении от школ, популярных мест отдыха, органов власти, церквей и т.д. В большинстве штатов США разрешено садиться за руль людям, выпившим небольшое количество вина, пива или крепких алкогольных напитков – однако в последние годы нормы допустимого употребления алкоголя ужесточаются.
В США жестко контролируется реклама алкогольных напитков. На каждой бутылке вина или водки, продаваемой в США, обязательно напечатано предупреждение, что потребление алкоголя может вызывать проблемы со здоровьем и ухудшать способности человека управлять автомобилем или сложным техническим оборудованием. Ежегодно, по статистике Службы маркетинга сельского хозяйства, в США на рекламу вина, пива и крепких спиртных напитков тратится 1,6 млрд долл. – в десять раз больше, чем на рекламу молочных продуктов.
Рекламу спиртного не должны видеть дети и подростки. Тем не менее, это не помогает. Большинство американских подростков впервые пробуют алкоголь в 13-летнем возрасте. Однако уже в старших классах примерно половина учеников пьют спиртные напитки хотя бы раз в месяц. По данным Национального института изучения злоупотреблений алкоголем и алкоголизма, если подросток начинает регулярно пить до 15 лет, это в четыре раза повышает его шансы стать алкоголиком. Подросток, как правило, пьет больше, чем взрослый и предпочитает употреблять более крепкие напитки. Пьяные тинэйджеры примерно в пять раз чаще, чем пьяные взрослые, становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий.
Каждый год учащиеся американских колледжей тратят на покупку спиртного 5,5 млрд долл. – больше, чем на покупку безалкогольных напитков, молока, сока, чая, кофе и книг вместе взятых. В 2003 году Национальная академия наук США опубликовала доклад, в котором сообщалось, что употребление алкогольных напитков несовершеннолетними ежегодно наносит экономике США ущерб, превышающий 51 млрд долл.
Факты на тему
По данным Института вина, ежемесячно в США на душу населения потребляется 20 банок пива, 7 порций (50 г в порции) крепких спиртных напитков и 5 бокалов (в условном бокале – 100 г) вина. Среднестатистический житель Западной Европы выпивает меньше пива (12 банок), но больше крепких спиртных напитков (8 порций) и вина (16 бокалов).
По данным службы Gallup, в среднем 29% американцев считают состояние своего здоровья превосходным. Однако среди тех, кто как минимум раз в неделю употребляет алкоголь или выкуривает сигарету, таких насчитывается 37%. Если человек не пьет и не курит, то он чаще беспокоится по поводу своего самочувствия (только 19% трезвенников удовлетворены состоянием своего здоровья). 46% американцев, употребляющих алкогольные напитки, наиболее часто пьют пиво, 31% предпочитают вино, 18% – крепкие спиртные напитки.