Супрун предложила ограничить рекламу лекарственных средств
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Минздрав разработал законопроект, который установит контроль за рекламой лекарственных средств.
Минздрав Украины разработал законопроект о рекламе лекарственных средств, в котором предлагает, в частности, запретить рекламу целительства и нетрадиционной медицины.
Об этом в Facebook написала в.а. министра здравоохранения Ульяна Супрун.
"Минздрав разработал новый законопроект о рекламе лекарственных средств. Реклама - плохой советчик. Особенно, когда это реклама лекарств, а ее видит не специалист сферы здравоохранения, а человек, который ищет способ легкого и мгновенного выздоровления", - отметила она.
По словам Супрун, в способе и подаче рекламы лекарственных средств Украина очень отстает от стран Запада, где есть четкие правила и нормы, позволяющие распространять рекламу лекарств. "Это небо и земля по сравнению с украинским рынком рекламы лекарств, который очень хаотичный и неконтролируемый, что оставляет много пространства для манипуляции о препарате и его свойствах. Представьте, свыше 50% от всего рынка употребленных лекарств в 2017 году составляют лекарства без доказанной клинической эффективности! Из 10 самых популярных препаратов, которые больше всего покупали украинские пациенты в прошлом году, только три являются препаратами, которые относятся к категории основных лекарственных средств. Все другие - симптоматические и сопутствующие препараты, или же такие, которые не имеют достаточной базы эффективности", - отметила и.о. министра.
Хуже всего, по словам Супрун, что люди, которые покупали эти лекарства, могли отказаться от действительно необходимого лечения, ведь, по статистике, каждый второй пациент отказывается от него или откладывает его из-за нехватки средств.
"Как люди узнали об этих лекарствах и почему решили выбрать именно их? По данным Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, от 30% до 50% общего количества рекламы на украинском телевидении - реклама лекарственных препаратов и медицинских изделий. Уже не говоря о других каналах рекламы, таких как вывески в метро, печатных изданиях, интернете. Реклама также подпитывает и такое явление, как "лечение по телевизору" и google-терапию. Почти 69% украинцев занимаются самолечением, не обращаясь за помощью к врачам. Последствия, к сожалению, часто непоправимы для здоровья", - констатирует чиновница.
По ее данным, ныне в Украине рынок рекламы регулируют почти 10 различных законных и подзаконных актов, однако на практике они не работают.
"По нашему убеждению, это происходит из-за того, что отсутствует надлежащий контроль - ведь выявление нарушений и наложение штрафных санкций распорошены между разными государственными органами власти, а Минздрав вообще, согласно закону, выброшен из этого процесса. Поэтому наша команда разработала законопроект, который должен установить четкий контроль за содержанием рекламы лекарств. Главная цель - избежать манипулирования информацией о препарате и его свойствах, а также гармонизировать действующее законодательство с нормами ЕС", - прибавила и.о. министра.
Супрун также назвала несколько основных пунктов предложенного законопроекта. Это, в частности, ограничение содержания рекламы в соответствии с директивами ЕС:
- запрет рекламы целительства и нетрадиционной медицины;
- запрет привлечения к рекламе конкретного препарата известных людей, актеров, изображающих медработников;
- запрет информации, что лекарства предназначены исключительно для лечения детей;
- содержание рекламы должно отвечать инструкции о применении лекарственного средства.
Кроме того, законопроектом предусмотрено четкое определение профессиональных медицинских изданий, где разрешена реклама лекарств, не предусмотренных законом, а также разработка и утверждение правительством отдельного Порядка рекламы лекарственных средств, направленной на медицинских и фармацевтических работников.
Медицинская реформа: как украинцы будут получать больничныеСогласно законопроекту, за Минздравом закрепляются функции контроля и мониторинга. Устанавливаются также четкие штрафные санкции к телерадиоорганизациям за рекламу лекарственных средств с нарушением законодательства. Такие санкции предоставляется право применять Нацсовету по телевидению и радиовещанию - в размере 5% от лицензионного сбора за одно нарушение, Госпродпотребслужбе, Антимонопольному комитету.
С полным текстом законопроекта можно ознакомиться здесь.
"Сегодня мы представляем проект общественности, дальше - медицинскому сообществу, фармпроизводителям. Мы стремимся привлечь всех стейкхолдеров этого процесса, пройти все шаги полного цикла выработки публичной политики и эффективно воплотить качественные изменения", - подытожила и.о. министра.