Лечение аутизма у детей 2-го года жизни: новая эффективная методика

Лечение аутизма у детей 2-го года жизни: новая эффективная методика

Опубликовано исследование, в котором впервые показано, что если аутизм у ребёнка диагностирован не позднее 18 мес., то соответствующая возрасту коррекционная терапия по новой методике позволяет повысить показатель IQ, улучшить речь и поведение детей.

"Раннее коррекционное лечение может быть очень эффективно у детей 1-2 лет, страдающих аутизмом", - говорит Geraldine Dawson, старший научный работник "Autism Speaks" - организации, оказывающей поддержку семьям детей с аутизмом - и одна из авторов работы, вышедшей на страницах журнала "Педиатрия" (Pediatrics).

В 2007 г. Американская педиатрическая академия выпустила рекомендации обследовать на аутизм всех детей в возрасте 18 мес. и 2 лет. Но что делать, если аутизм у ребёнка в этом возрасте обнаружен, до сих пор было неясно.

"Если мы проводим скрининг в столь юном возрасте, важно, чтобы у нас в руках была методика лечения этих детей, и теперь такая методика есть, - объясняет Dawson. - Это первое контролируемое исследование, проведённое среди детей до 2,5 лет".

Исследование с участием 48 детей от 1,5 до 2,5 лет с аутизмом проводилось в Вашингтонском университете. Соавтором Geraldine Dawson стала Sally Rogers из Научно-исследовательского института нарушений развития нервной системы при Калифорнийском университете в Дейвисе.

Половине детей были предложены обычные методы лечения аутизма, проводимые по месту жительства. С остальными - работали по программе "Ранняя денверская модель" (РДМ) (Early Start Denver Model), созданной Rogers, в течение 20 ч в неделю. Целью исследования было выяснить, насколько работа по РДМ позволит уменьшить инвалидизирующие проявления аутизма.

Программа РДМ разработана для применения у детей от года. С малышами занимается специально обученный персонал и родители, причём занятия эти проходят в очень естественных для ребёнка условиях - дома: ребёнок просто сидит на полу и играет под наблюдением специалиста.

"Это очень приятное лечение, детишки счастливы. Сама методика представляет собой игру, и играть в неё можно где угодно", - комментирует Rogers. "Методика основана на развлечении, удовольствии и позитивных взаимоотношениях со специалистом", - добавляет Dawson.

Эти особенности разительно отличают РДМ от стандартной коррекционной терапии (так называемого прикладного поведенческого анализа), которая проводится с более старшими детьми: ребёнок сидит рядом со специалистом, который разбивает задание на отдельные небольшие элементы и поощряет их выполнение чётким подкреплением.

Через два года улучшение наблюдалось у всех 48 детей. Но у детей в группе РДМ показатели IQ выросли почти на 18 пунктов, что на 10 пунктов больше, чем у детей из контрольной группы, получавших стандартную терапию. Кроме того, в группе РДМ оказались лучше показатели аудирования, понимания речи, моторные функции и навыки самообслуживания. По словам Dawson, многие дети практически достигли уровня здоровых детей этого возраста.

Родители могут легко освоить методику РДМ - для этого достаточно 6-часовых занятий со специалистом - и впоследствии применять её в повседневной жизни, а не только в часы, отведённые для занятий.

Следует также отметить, что детям из группы РДМ достаточно было 15 ч занятий в неделю, тогда как при обычной методике рекомендуется не менее 40 ч в неделю. А это уже может иметь большое экономическое значение. По оценкам Гарвардского университета (2006 г.), стоимость лечения и ухода за человеком с аутизмом в течение всей жизни обходится в 3 млн долл. США.

Под аутизмом понимается ряд сложных неврологических расстройств, ведущих к нарушению социального взаимодействия, трудностям в общении, замкнутости и повторяющимся движениям. Причины аутизма пока неясны, хотя, несомненно, играют роль как генетические, так и внешние факторы. Раннее начало лечения позволяет уменьшить деструктивное поведение и обучить ребёнка навыкам, которые с возрастом помогут ему быть более независимым.

На сегодняшний день аутизм неизлечим. Авторы исследования подчёркивают, что ни у одного ребёнка, участвовавшего в исследовании, он не прошёл, но проявления его стали легче и не столь сильно выраженны.