Обучение незрячих детей

Обучение незрячих детей

В Таджикистане не хватает реабилитологов, специальных книг и учебников. Сейчас в государстве обсуждается возможность увеличения срока обучения слепых и слабовидящих детей и улучшения качества их образования.

Книги, напечатанные по системе Брайля, больше и тяжелее обычных. Издавать их трудно: сначала иглами выводят буквы на жестяных пластинах и только затем переносят на бумагу. Работа кропотливая, но крайне необходимая. Так незрячие зарабатывают себе на хлеб. Последний раз учебники здесь были изданы в 2006 году. Больше заказов не поступало.

Важно запомнить каждое слово. Обычных дневников у ребят нет. Вместо тетрадей и ручек с карандашами - специальный прибор и грифель. В классах всегда стоит шум. Так, со стуком, ребята складывают буквы в слова. Это школа-интернат для незрячих и слабовидящих детей. Малыши обучаются прямо на территории офтальмологической больницы. На уроке рисования знакомятся с окружающим миром. Узнают, как выглядит луна, солнце, и какого они цвета. После занятий - в детскую комнату. Они живут на территории интерната. Лишь на выходные уезжают домой.

После 4-го класса двери интерната для незрячих закрываются. Продолжать учебу негде. Специалистов, которые готовят к самостоятельной жизни, не хватает. По словам Холмахмеда Тенглиева, председателя общественной организации слепых города Душанбе, в стране - острая нехватка реабилитологов.

"Многие инвалиды не готовы к самостоятельной жизни, поскольку не проходят курсы социальной реабилитации", - пояснил он.

В общественную организацию слепых кто-то пришел сам, кого-то привели родные. Директор типографии данного учреждения Куракул Нодыров не видит с 3- х лет. В детстве он полностью потерял зрение. С тех пор вся его жизнь - на кончике пальцев. Через ощущения он познает мир. Куракул прекрасно играет в шашки. В свое время он объездил весь Союз. Готов сразиться с любым соперником, даже зрячим. Главное условие - специальная доска. Здесь и шашки особые: белые - рельефные, черные - плоские.

"Мы руками ощущаем, нет возможности видеть. Но что поделаешь, такова судьба", - сказал Нодыров.

О превратностях судьбы, о радости и печали, любви и разлуке поют по-особому вдохновенно. Многие инвалиды по зрению обладают удивительными музыкальными способностями. Они очень тонко чувствуют мелодию. Ведь именно звуки в жизни незрячих играют первостепенную роль.

Уже завтра все начнется сначала: дети будут знакомиться с окружающим миром, а педагоги переживать за дальнейшую судьбу ребят, для которых двери школы- интерната закроются сразу после 4-го класса. Все надеются, что удастся продлить процесс обучения. На днях отправили письмо в Министерство образования с просьбой дать разрешение на то, чтобы незрячие дети учились до 8 класса.