Японские подростки быстро справились с правительственными запретами на продажу им сигарет

Автоматы по продаже сигарет весьма распространены в Стране восходящего солнца. Некоторые из них с недавних пор стали оснащаться системой распознавания возраста. И это оказалось хорошей новостью для несознательных японских подростков: они обнаружили, что теперь табачные изделия можно без проблем купить, вооружившись фотографиями знаменитостей на обложках журналов.

С июля в Японии вступил в силу закон, согласно которому покупатели сигарет в автоматах обязаны предъявить специальный документ – карточку курильщика Taspo. Закон вступил в свою силу, и власти решили запустить параллельную программу контроля продаж – визуальную идентификацию покупателей.

Работает система ограничения по возрасту довольно просто: если программа распознавания решает, что кое-кто незаконно пытается купить сигареты, их выдача блокируется.

Компьютер получает изображение с камеры, а затем сканирует его, уделяя особое внимание морщинам и другим возрастным признакам. Полученные данные сопоставляются с базой из 100 тысяч изображений людей разного возраста. Если покупателю больше 20 лет (а именно с этого возраста можно приобретать сигареты в Японии), – получите и распишитесь, как говорится.

Но смекалка никогда не подводила изобретательных японцев: поднеся к глазку камеры фотокарточку взрослого мужчины, вы без проблем получаете всё, что нужно. Для этих целей можно, например, использовать журнал с изображением какой-нибудь поп-звезды.

Надо признать, что из 570 тысяч автоматов по продаже сигарет в Японии только 4 тысячи оснащены системой анализа внешности. Такие "поблажки" сделаны как для тех, кто по каким-то причинам не смог или не успел оформить Taspo, так и для сравнительного анализа карточной системы с идентификационной.

В Fujitaka, компании-производителе распознающих машин, признают, что некоторые неразумные дети могут научиться обманывать систему, но подчёркивают, что средняя точность идентификации составляет не менее 90%.

Впрочем, и это ненадолго, уверяют они. Компания работает над более совершенной системой распознавания, но о сроках поступления новых машин на рынок пока ничего не известно.