Ситуация с летним оздоровлением детей в текущем году ухудшилась почти по всем показателям

Ситуация с летним оздоровлением детей в текущем году ухудшилась почти по всем показателям

К такому выводу пришла плановая коллегия Счетной палаты после рассмотрения результатов аудита эффективности использования средств государственного бюджета на оздоровление детей летом 2007 года.

Как сообщили ЛІГАБізнесІнформ в пресс-службе Счетной палаты, специалисты считают, что такая ситуация обусловлена отсутствием единой целостной системы организации оздоровления и отдыха детей, которая бы обеспечила комплексное решение этих вопросов.

По сравнению с 2006 годом количество оздоровленных детей уменьшилось на 40,9 тыс. Летом 2007 года в детских оздоровительных заведениях оздоровлено 2003,2 тыс. детей, или 39,9% общего количества детей школьного возраста.

Основной формой оздоровления в 2007 году, как и в предыдущие годы, были лагеря с дневным пребыванием. В то же время количество мест в загородных оздоровительных заведениях уменьшилась больше чем на 5 тыс.

Отрицательно обозначилась на процессе оздоровления отмена "Укрзалізницею" льгот на перевозку детей, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы. Это обусловило дополнительные бюджетные затраты в 2007 году в сумме свыше 7 млн. грн., что лишило возможности оздоровить 6 тыс. детей этой категории.

Министерство образования и науки, Министерство по делам семьи, молодежи и спорта, Министерство аграрной политики, Министерство труда и социальной политики как главные распорядители средств государственного бюджета, предназначенных на эти цели, в 2007 году не обеспечили их эффективное использование. При условиях роста стоимости услуг на оздоровление их качество было низким. Нарушались требования государственных санитарных правил и норм относительно пребывания детей в санаторных и оздоровительных заведениях.

Всего по результатам аудита установлено неэффективное использование средств государственного бюджета на сумму свыше 4 млн. грн., с нарушением бюджетного законодательства - 9 млн. грн.

Нормативно-правовая база, регулирующая вопрос оздоровления и отдыха детей, не сформирована. Законодательно не урегулированы основы оздоровления и отдыха детей (правовые, экономические, организационные). Не утверждены государственные стандарты и нормативы в сфере оздоровления детей, на отсутствие которых Счетная палата указывала по результатам предыдущей проверки.

Министерство по делам семьи, молодежи и спорта, Министерство образования и науки, другие государственные органы не обеспечили в определенный постановлением Верховной Рады Украины от 8 февраля 2007 года срок представление проекта Закона Украины "Об оздоровлении детей".

Выделение средств из государственного бюджета на оздоровление детей остается бессистемным. Распыление средств на оздоровление социально-чувствительных категорий детей между четырьмя министерствами вызвало привлечение к этой работе разных структур как на государственном, так и на местном уровнях, а затягивание с проведением работы на общегосударственном уровне сделало невозможным своевременное принятие соответствующих мер на местах и обеспечение закупки качественных услуг.

Из-за нормативной неурегулированности осуществления оздоровительных мер на базе внешкольных учебных заведений Минобразования эта работа проводится лишь после принятия отдельного распоряжения Кабинета Министров по указанному вопросу, которое каждый год принимается с опозданием (в 2006 году - 26 июня, в 2007 году - 20 июня).

Министерство образования и науки направило часть бюджетных средств, предназначенных на оздоровление и отдых детей, на мероприятия, не имеющие отношения к их оздоровлению. В частности, подчиненные Минобразования учреждения проводили краткосрочные (от 3 до 5 дней) соревнования, собрания, фестивали, коллоквиумы, на что израсходовано 359 тыс. грн.

Минагрополитики не обеспечило равные возможности оздоровления детей работников агропромышленного комплекса во всех регионах. Уровень обеспечения путевками учеников сельских общеобразовательных школ колебался от 0,2% во Львовской области до 3% в Луганской области. Отдельным районам путевки на оздоровление вообще не выделялись.

Закупка путевок в Международный детский центр (МДЦ) "Артек" осуществлялась бессистемно, что обусловлено отсутствием общегосударственной программы развития центра, разработать которую Кабинету Министров рекомендовано постановлением Верховной Рады еще в 2004 году, и нерешенностью вопроса относительно передачи его в сферу управления Минсемьи.

Самим Министерством необоснованно уменьшен объем ассигнований из бюджета на приобретение путевок в МДЦ "Артек", что привело к уменьшению в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, почти на 41% количества оздоровленных детей в этом центре.

Уменьшение количества приобретенных путевок происходит при условии предоставления центру постоянной финансовой поддержки со стороны государства. На протяжении 2004-2006 годов на укрепление его материальной базы из бюджета направлены 57,7 млн. грн., а на 2007 год предусмотрено 10 млн. грн.

Финансовое обеспечение мер по оздоровлению детей, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, является недостаточным. Утвержденные на 2007 год бюджетные назначения только на 12% обеспечивают потребность в средствах на оздоровление детей, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы.

Это предоставляет возможность оздоровить в 2007 году лишь каждого шестого ребенка этой категории. Использование Минтруда предусмотренных средств осуществлялось в условиях несовершенной нормативно-правовой базы и сопровождалось рядом недостатков при закупке услуг и организации оздоровления.

О результатах аудита направлены выводы и предложения в Верховную Раду, Кабинет Министров, Министерство образования и науки, Министерство по делам семьи, молодежи и спорта, Министерство аграрной политики, Министерство труда и социальной политики.