В учебную программу требуют ввести креационизм
- Автор
- Дата публикации
Иск "О признании неправомерными решений и действий центрального исполнительного органа государственной власти относительно нарушения конституционных прав ребенка в сфере общеобязательного образования" был подан в окружной административный суд Киева еще 21 октября. Его авторами являются родители школьников из Львова, Харькова и Дрогобыча (всего восемь человек).
Истцы утверждают, что изучение в школах исключительно материалистической теории Чарльза Дарвина нарушает ст. 23 Конституции, в которой, в частности, говорится, "что каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, и его права не могут быть ограничены".
Авторы иска также считают, что безальтернативное преподавание теории Дарвина противоречит закону "Об общем среднем образовании", предусматривающему, что "каждый имеет право на получение качественного образования и знаний на основе полной, объективной и достоверной информации". Они настаивают на полноценном рассмотрении во время учебного процесса по крайней мере двух концепций происхождения живого и неживого миров: "разумного замысла" – так называемую теорию креационизма, предполагающую, что Землю и все живое на ней создал бог, а также натуралистическую (теорию эволюции Чарльза Дарвина), и предлагают внести соответствующие изменения в школьные учебники по физике, астрономии, географии, биологии и природоведению для 7-12 классов. Например, не писать о Большом взрыве как о единственной теории возникновения Вселенной.
Так как в зале заседаний окружного административного суда Киева не оказалось достаточно мест, дело рассматривалось в закрытом режиме.
– Мы же не против того, чтобы школьники знали о дарвинизме, но почему только о нем? Почему всем рассказывают, что человек произошел от обезьяны? В организме человека куда больше сходства с организмом свиньи, так что – будем рассказывать, что мы произошли от свиней? – негодовал в коридоре один из авторов иска Владимир Еременко. Однако вчера суд так и не приступил к рассмотрению дела по существу. Выслушав позиции сторон, он перенес заседание на 21 декабря.
Заместитель начальника юридического департамента Минобразования Виктор Ногин, представляющий в суде сторону ответчика, объяснил позицию своего ведомства так: "Во-первых, у нас светское государство, во-вторых, вопрос не в учебниках, а в мировоззрении. В школах никто не убеждает детей, что бога нет или что он есть. В учебных заведениях преподают единственную доказанную теорию. В любом случае вопросы веры – это вопросы воспитания в семье. Если родители и сам ребенок хотят верить, то они будут верить, вне зависимости от содержания учебников. И вне зависимости от религиозных взглядов утвержденную программу надо изучать".
Этот иск является прецедентом в истории независимой Украины. В России же в 2006-2007 годах подобный иск уже рассматривался. Он был подан от имени школьницы Марии Шрайбер министерству образования РФ и комитету по образованию Санкт-Петербурга (см. справку на этой же странице). В настоящее время Мария Шрайбер проживает в Доминиканской Республике. "Теория Дарвина абсолютно бездоказательна и фальшива. Преподавать ее в наше время глупо. Чем больше точек зрения будет преподноситься в школе, чем больше дети будут знать, тем лучше. Я рада, что в Украине начался такой процесс. Очень рада!" – заявила вчера Шрайбер.
Эксперты и представители Украинской православной церкви Московского патриархата по-разному отнеслись к иску сторонников изучения креационизма. "Теория Дарвина постоянно развивается, дополняется и живет. Преподавать креационизм – это несерьезно, если кто-то хочет ознакомиться с этими идеями, пусть делает это в частном порядке, а не в школах",– заявила заведующая кафедрой биологии Национального университета "Киево-Могилянская академия" Тамара Терновская. С ней не согласен пресс-секретарь главы Украинской православной церкви Московского патриархата протоиерей Георгий Коваленко. По его мнению, сфера образования в нашей стране продолжает жить "по советским богоборческим принципам", а концепцию креационизма необходимо изучать. "В Украине, по всем опросам, всего около 10% атеистов. Почему верующие должны идти на поводу у меньшинства и не могут учить в школе то, что им близко? Это несправедливо",– сказал он.