Тайм-менеджмент для молодой мамы: точка зрения психолога

Автор

Привычка многих женщин делать все на пятерку часто оказывает им медвежью услугу. Ваша жизнь — это не контрольная работа, и вам не нужны оценки, поставленные кем-то. Этот барьер трудно преодолеть, но сделать этот шаг просто необходимо. Иначе постоянные закатывания глаз свекрови: «Господи, опять супа у тебя нет! Как же я все успевала», или мамино язвительное: «Как же ты ничего не успела, ты же целый день дома» - постоянно будут выводить вас из равновесия. А душевное равновесие вам сейчас очень пригодится. Не будет его - и справляться с домашними делами будет значительно тяжелее, и никакой тайм-менеджмент не спасет.

Для успешного тайм-менеджмента первое, что нужно сделать, это определиться с приоритетами. Что самое важное, что можно отложить, какие дела перепоручить близким.

А самый главный приоритет сейчас — ваша эмоциональная стабильность и психическое благополучие ребенка. И в первую очередь нужно делать именно те дела, которые эту стабильность поддерживают.

Вы же умный человек (в противном случае вы бы не стали читать эту статью). А умный всегда смотрит шире и видит дальше собственного носа.

Глупцам и неудачникам нужен сиюминутный результат. Надо, чтобы сейчас было вот так, а дальше, как говорится, «кривая вывезет». Куда она там вывезет это еще вопрос, но глупые люди об этом не задумываются. Умный человек понимает, что сиюминутный положительный результат может принести проблемы в дальнейшем, и действия свои оценивает с точки зрения стратегической полезности.

Так вот, с этой точки зрения приготовление высококалорийный ужина для мужа сейчас менее важно, чем спокойное укладывание малыша. Если ваш малыш не засыпает, капризничает, требует внимания, то ваш главный приоритет сейчас — спокойно, без надрыва и крика уложить его спать, успокоить, дать максимум внимания. Потому как через несколько дней ваш муж забудет, что вы ему там приготовили, а ребенок будет помнить ваш крик и перекошенное лицо всю жизнь. Делайте выводы.

Понятно, что мужчины не всегда понимают такое положение дел — книг по детской психологии они практически не читают, а свой вклад в воспитание часто рассматривают как функционал: «Деньги приношу? - Приношу. В воскресенье 2 часа гуляю? - Гуляю. Так чего еще»? Придется вам лично объяснять мужу нюансы детской психологии! Поговорите, попросите помощи — скорее всего, вас поймут и поддержат. Люди не любят истерик и требований. А на просьбу о помощи реагируют адекватно. И самостоятельно сварить пельмени - вы не успели, малыш капризничал — ему не составит труда.

Многие женщины пытаются планировать свой день практически по минутам. Однако, когда у вас маленький ребенок, писать подробный план не имеет смысла. Ведь его выполнение не всегда зависит от вас. Это бизнес-встречу можно рассчитать — если пробки, то взять резервное время. Или вас долго держат в переговорной — можно заниматься мелкими делами — просматривать почту на планшете, читать деловые бумаги...

Но если у вашего ребенка разболелся живот, и вы носите его на руках 3 часа подряд — как уж тут заранее все просчитать, сколько времени уйдет на нормализацию ситуации! Поэтому у вас должны быть запланированы общие дела. И лучше планировать на неделю.

Чтобы вам не казалось, что жизнь проходит мимо, составьте список дел, охватив следующие сферы:

1. Ребенок

2. Ваши личные дела

3. Отношения

4. Окружение

5. Совместные мероприятия

Ребенок: сюда вы включаете все крупные дела, связанные с вашим малышом. Поход к врачу, покупка ботинок, поездка к бабушке, визит в бассейн. Не стОит досконально расписывать день:

- Прогулка с 12-00 до 13-00.

А если дождик? В бизнесе все понятно, «бизнес-встреча состоится в любую погоду». А как быть в данной ситуации?

Все-таки, мой вам совет: без фанатизма. Перечень общих дел на неделю — вполне достаточно. Иначе, количество невыполненных обязательств будет негативно сказываться на вашем психологическом состоянии.

Ваши личные дела: многие мамы игнорируют данную сферу, уделяя себе время по остаточному принципу. А потом предъявляют счет близким: я стала страшная и глупая, вы перестали меня уважать, видите во мне кухарку! А я не такая. Чтобы этого не произошло, обязательно планируете время для себя. Хотя бы сорок минут в день. Поговорите с близкими, объясните психологическую необходимость сделать что-то хорошее и полезное для себя. Вас поддержат — все хотят видеть позитивную, энергичную маму. Что вы планируете сделать, и сколько времени на личные дела потратить — решать вам. Смело включайте в список поход в салон, чтение книг, встречи с подругой.

И не испытываете чувство вины по этому поводу: «Не мать ты, а ехидна. Вместо того чтобы книгу ребенку почитать, в салон пошла. Зачем тратить на себя деньги, если дома сидишь».

Вы не тратите время и деньги на себя. Вы в себя инвестируете.

А грамотные инвестиции в будущем всегда приносят хорошую выгоду. И разве нет выгоды в том, что в доме благоприятная и спокойная семейная атмосфера, активная и уравновешенная жена, которая и создает все условия мужу для плодотворной работы?

И, конечно, такое же личное время априори должно быть у вашего мужа.

Отношения: не давайте повода мужу думать, что он стал для вас менее значимым человеком, чем раньше. Прогулки вдвоем (без друзей и ребенка), походы в кафе, хороший секс — не игнорируйте эту сферу жизни. Запланировав вечером романтический ужин в кафе, не вписывайте в этот день слишком много дел в свой график (часто это происходит неосознанно, в качестве «платы» за отдых. Особенно, если вашей любимой сказкой была «Золушка»). Вид любимой жены, заснувшей во время десерта — это на любителя.

Минимум раз в неделю отправляйтесь куда-то вдвоем с мужем, без свидетелей. Взаимное отчуждение — такая коварная штука... Кажется, что его нет, вам просто показалось. А оно вдруг — раз! - и сразу есть. Не рискуйте отношениями.

Окружение: никогда не окружайте себя ноющими мамочками, которые постоянно жалуются на злобных свекровей, несправедливость и правительство. И с осторожностью общайтесь с теми, у кого сфера интересов, как у Наташи Ростовой — испачканные пеленки. Первые будут заряжать вас пессимизмом, а вторые вызывать у вас чувство вины за поход в театр и в кафе с друзьями. Старайтесь, чтобы люди, с которыми вы общаетесь, были лучше и интереснее вас — вам будет, куда стремиться. Это законы социальной психологии, не более того.

Совместные мероприятия: ничто так не укрепляет единство семьи, как совместная деятельность. Это может быть как поход в ближайший парк всем вместе, так и уборка квартиры. И пусть ваш малыш может только собрать свои кубики в коробку, или принести вам совок из другой комнаты. Ощущение причастности положительно влияет на его психику. Так что смело ставьте совместные мероприятия в план — всей семьей зарядитесь позитивом.

Подводя итог, ваш грамотный тайм-менеджмент будет заключаться в следующем:

  • Определиться с приоритетами — чтобы не испытывать чувства вины.
  • Объяснить необходимость планирования близким — и попросить у них поддержки.
  • Составлять план на неделю, учитывая каждую из вышеперечисленных сфер.

И поверьте, проделав эти нехитрые манипуляции, ваша жизнь заиграет новыми яркими красками. Просто вы сможете вырваться из привычного круга, не нанося при этом ущерба ни своему психологическому состоянию и здоровью, ни своим близких. У вас появится много новой энергии, что дорогого стОит.

Автор: Анастасия Пономаренко, практикующий психолог