Скандинавия. 09.08 – 20.08.07г. Автопутешествие. Часть 2

Скандинавия. 09.08 – 20.08.07г. Автопутешествие. Часть 1.

День 6. Стокгольм – Осло.

Завтрак – выселение - парковка – музей Астрид Линдгрен «Юнибаккен».

Я честно хотела туда не ходить и попасть впервые с детьми. Не удержалась. Безумно счастлива. Это сказка и восторг. Музей был создан при непосредственном участии Линдгрен. Это целый комплекс и посвящен он не только ее героям, но и многим другим известным персонажам: можно встретиться с Карлсоном и девочкой Пеппи, Мадикен и Эмилем, Рони и братьями Львиное сердце. Конечно, милые мумитроли.

Здесь каждая комнатка посвящена отдельной сказке, можно посидеть в домике муми-мамы, полазить по чердакам и крышам Карлсона, побеситься в вилле Виллекулле. Каждый час на вилле начинается очередное выступление – мы попали на Пеппи. Уже за десять минут до начала детки начали рассаживаться прямо на полу за три метра от домика, родители там же. Все очень спокойные, не кричали, терпеливые – ни одного «Ну когда же уже?!?» Только самый младший малюк ползал, не сиделось. Инсценировка получилась яркая, веселая и на все возраста. Пеппи – просто чудо, к слову, это самый любимый и даже несколько символичный для Щвеции персонаж. Куклы и все остальное на тему Пеппи продается везде – ее лошадь, костюмы, парики. Дети принимали живое участие в представлении, реагировали, подсказывали. Песню Пеппи знают наизусть все – пели и взрослые, и дети. Естественно, все было на шведском, но настолько замечательно сыграно, что мы тоже повеселились на славу.

Но, пожалуй, самая главная экспозиция музея – это путешествие в парящем над землей вагончике поезда. В каждом вагоне звучит свой язык, вы пролетаете по кругу над десятком комнат с маленькими экспозициями, герои сказок оживают, звучат фразы, вы переживаете сказки заново, смеетесь и огорчаетесь. Заканчивается, правда, на наш взгляд несколько грустновато, но у них более оптимистичный взгляд на смерть. Мой ребенок залился бы слезами, услышав историю Сухарика и Юнатана. Я сама расстроилась. Озвучивала путешествие сама Астрид Линдгрен, издана даже книга с дословным текстом. Возле музея, кстати, видели чудесную парковку исключительно для колясок. Вставила в альбом.

Побывали мы и в самом известном музее Стокгольма. Редко кому удается побывать в этом городе и не заглянуть хотя бы на часок в атмосферу старой Швеции. Конечно, «Скансен». Для киевлян – подобие нашего Пирогово. Вернее, наоборот, это слово давно уже стало нарицательным. В туристических описаниях различных стран часто указано – вы можете посетить «скансены» в таких-то регионах, подразумеваются музеи под открытым небом. Тем не менее, название этот музей получил от шведского слова «сканс» – крепость, именно располагающаяся рядом крепость и дала имя этому популярному месту. Нам очень понравилось в городском квартале, в мастерских, действующих до сих пор, а не только имитирующих процесс. Можно постолярничать, выдуть стеклянный шар, побывать в механической мастерской и чего-то там покрутить. Павлу тоже удалось закрутить несколько гаек в компании пары трехлетних мастеровых. Здесь и самая старая аптека, и булочные (можно перекусить по древним рецептам), и действующая почта – каждый день в 11 объявляется набор почтальонов – детки одевают специальные сумки через плечо, в руках труба специальная, на рожок похожая – и вперед, по поместьям. Очень гордо бегают. Домики самые разнообразные – от дачных (спичечный коробок, смотри фото) до шикарных поместий с хоз. постройками. Все жилое, вас везде приглашают, отвечают на вопросы, щедро делятся информацией. Зоопарк для детей есть (никакой экзотики, только проживающие в Швеции) и игровые площадки, рестораны и кафе, базарная площадь. Мы провели там всего часа три, пора было уже отправляться в Осло.

Перекусили в центре, прикупили дождевичек еще один (ай да я, ай да молодец) и поехали. Дорога ничем особо не примечательна, границы то нет практически. Есть пункты спец.декларирования, да возврата НДС. Мы напрягались несколько, дело в том, что виза у нас выдана Норвегией. Логически рассуждая (я могу, ага), Норвегия должна была бы ее как-то пометить. Ну, раз уж она так долго раздумывала, давать ли ее нам, то должна же она получить какое-то подтверждение, что мы там были. Но где? Между Швецией и Норвегией границы нет, покидали мы шенген в Польшу через Швецию. Непонятно, но, в конце концов, мы расслабились, агентство нам подтвердило, что финской печати (на абсолютно другой странице паспорта) вполне достаточно. Странно, конечно.

Видели нечто в абсолютно чистом вечернем небе. Даже предположили что это остаточно-чахоточные проявления северного сияния :))). Сфотографировали, может, кто из вас это как-то определит.

Останавливались только “на перекусить”. Я вам доложу, что цены в Норвегии просто ахтунг. Я, конечно, очень рада за их один из самых высоких уровней доходов в мире, но почти 100 гривен за два хотдога?!? Однако. Но вкусно, на любой заправке есть такие специальные гриль аппараты с большим выбором сосисок и сарделек. Вобщем, перебились. Бензин тоже самый дорогой был в Норвегии. Там вообще цены такие же, как и в Швеции, только курс другой :)))).

Осло

В Осло въезжали уже ближе к 11. Дороги абсолютно пустые, где машины – непонятно. У нас то тусня в любое время суток, а там пустота. Все дома :). В Норвегии впервые столкнулись с платными дорогами – 20 крон. Дороги это, в общем-то, заслуживали. Том-Том в Осло был очень впечатлен, не меньше нас. Сплошные туннели, какая-то сумятица дорог и направлений, сплошные указатели, хорошо еще машин не было. Мы в прострации, Том-Том тоже, кое-как ориентировался на поверхности и продолжал гундосить – «поверните налево на ротонде, второй съезд» :)).

Выехали в Центр, с отелем опять заминка, очередная нычка в несколько домов, на карте нет. Расспрашивали дорогу в отелях. Очень смешна была реакция норвежцев на наши номера – «папа, а люди есть? – нет, сынок, это фантастика!» :)))). Тупо наклонялись и внимательно рассматривали.

Отель нашли с трудом, внутри расстроились, нон-смокинг румы разобрали, нам досталась вонючка в полном смысле слова, спать было ужасно, открытые окна не спасали, запах отовсюду – стены, постельное белье, шторы, ужассссс. К счастью, на следующий день переселили. С парковкой все то же, проживание в гостинице предполагает скидку. Так как в этот раз расплачивался Паша, а не я, то скидку мы получили.

На Осло у нас был ровно один день, с утра и до отбоя. На русскоозвученную экскурсию мы не попали – шел дождь, температура на улице – градусов 17, а наш бусик – с открытым верхом. Поехали на английскую - все понятно, но перевод всех фраз на четыре языка откровенно раздражал.

Покатались по городу, заехали в парк скульптур Вигеланда (впечатляет, фото нет, так как дождь был уже просто проливной). Дядька налепил прорву скульптур меньше, чем за 20 лет и все это в этом парке. Здесь же он и умер. Очень красиво, но я не тонкий ценитель подобного, так – поглазеть.

Обязательно всех возят на Холменколлен - лыжный музей и трамплин, самая высокая точка Осло. Я испытала лыжный симулятор – прочувствовала себя горнолыжницей и прыгуном :)). В кабинку усаживаешься, судорожно цепляешься за поручень, заворожено следишь за экраном напротив – нет ли впереди дерева, на всякий случай пригибаешься и зажмуриваешься. В это же время люди вне кабинки от души веселятся, рассматривая ваши лица на огромном экране.

Позже шатались по городу уже самостоятельно. Завели неожиданное знакомство возле прилавка с ягодами (кстати, продается все уже мытое – только в рот складывай) - только что вышедший из тюрьмы русский моряк. Как же у него блестели глаза! Он был очень доволен жизнью в целом и годом, проведенным в норвежской тюрьме в частности. Решил попробовать ягоды на свободе, в тюрьме, говорит, тоже ими каждый день кормили, но тут типа сам! Кем-то там работал в заключении, исправно получал за это деньги. Первый и последний день в Норвегии вне тюрьмы – сразу депортация. Очень рекомендовал норвежскую тюрьму – санаторий, да и только.

Вечером долго искали ресторан, то ли не там, то ли не вовремя. Из одного нас просто выставили, дождевики и кроссовки, видимо, не их формат. Тем не менее, поели знатно. В эти же дни в Осло проходил джазовый фестиваль, повсюду люди с инструментами, живая музыка круглые сутки. Ночевали уже в приятном номере :).

День 7. Осло - Флом.

Этот день и два последующих собственно и были целью нашей поездки. Скажу сразу – наши ожидания не оправдались просто потому, что такой красоты, величия и безупречности невозможно было ожидать. И никакие отчеты, фотографии, рассказы бывалых ЭТО передать не смогут. Просто поверьте – это надо увидеть!

Планируя поездку, я точно знала, что больше двух – трех дней у нас на фьорды не будет, отпуск не резиновый, мы не железные. Очень трудно было выбрать что-то конкретное. Мы увидели за эти дни всего лишь долю процента возможного. Но и это было потрясающе!

Итак, выбор был сделан, маршрут прорисован – Осло – Флом – Берген – Ейдфьорд. 16 трасса и 7 туристическая дорога.

Буквально через 100 км от Осло природа и мироощущение поменялись настолько, что представить себя даже в Хельсинки было уже невозможно. Это было в другой жизни. Киев – вообще на уровне бреда. Холмы, горы со снежными верхушками, постоянные озера, зелень-зелень-зелень. Абсолютно другие застройки домов, иная растительность, другие люди.

Швеция – страна блондинов. Какой изумительной красоты там дети – просто ангелы, белокурые, белокожие, тонкие и прозрачные. Из них вырастают красивые мужчины и незаметные женщины. В большей массе, бывали и исключения.

В Норвегии же все шатены и брюнеты, волосы густые и прямые.

Очень много видели крыш домов, засаженных травой. Ее стригут, на склонах крыш пасутся козы – чудесно и мирно смотрится. Горы становились все выше, все они были в следах высохших водопадов. Представляю, какие бурные потоки низвергались там еще в начале лета! Но даже сейчас, в конце лета водопадов мы видели десятки! Первые из встреченных фотографировались с разных ракурсов, мы восторгались, подробно все рассматривали и удивлялись. К моменту отъезда из страны фьордов на них уже не обращали внимания. Этот кусок дороги не буду больше описывать, природа хорошо видна на фотографиях папки «Флом». Единственное, о чем мы знали, но все равно были сильно впечатлены – это туннели – непосредственно перед Аурландом (вблизи Флома) аж 24 км. Впрочем, примерно к середине можно было повеситься от скуки, видимо для развлечения, некоторые места подсвечены нестандартно фиолетовым или розовым цветом. Наконец-то мы едем вдоль фьордов – очень могущественно смотрятся неприступные скалы, также беззащитно мелкие деревушки на их склонах – кто, зачем и главное как там живет – загадка.

Въехали во Флом.

В двух словах: самая главная достопримечательность Флома - ее железная дорога. Всего 20 км. Звучит смешно, но на ее строительство было потрачено 20 лет, прорублено 20 туннелей и загублена не одна жизнь. Это крутейшая линия Северной Европы. Около 80% линии имеет уклон 55 градусов, самый малый радиус поворота колеи всего 130 метров. Награждена 3 звездами (высшая категория, таких в Западной Европе всего 19). Она соединяет маленькую деревушку Флом (2 метра над уровнем моря, около 400 жителей) с Мирдалем (896 метров над уровнем моря, 6 жителей). На фоне численности населения этих деревушек ежегодное число пассажиров Фломской железной дороги шокирует – 450000 человек.

Во Фломе мы жили в чудесной гостинице (она там одна, собственно), заселиться сразу не удалось – номера готовы только к 16, поэтому сразу отправились исследовать. Кроме ж/д во Фломе еще одна радость – это паромное сообщение с Гудвангеном. Еще один вариант добраться туда – опять таки тоннель 20 км. Вообще-то, мы сразу рвались на ж/д, но нас остудили – на ближайшие два рейса все билеты раскуплены. Поэтому пришлось несколько поменять расписание, чему мы впоследствии оказались крайне благодарны. Купили билеты в два конца на паром и такие же на последний рейс железки.

Русскоговорящий сотрудник туристического бюро посоветовал нам придти за полчаса до отправления парома – чтобы выбрать лучшие места. Скупив все интересующее в сувенирных магазинах, мы так и поступили. Ажиотаж действительно наклевывался. Особенно волновались корейцы. На всякий случай мы тоже заняли очередь. Как же мы были обескуражены на пароме – вы знаете, оказывается, где лучшие места????? В буфете!!!!!!!!!!!! Если бы вы видели, как они в него ломились! Мы с такой же скоростью перли на нос, занять места для фотосъемки :)))). Таких, правда, оказалось тоже достаточно, но все были предельно вежливы – уступали друг другу лучшие позиции, сделав свою порцию снимков. Про этот участок не буду рассказывать – смотрите фото, мы чувствовали себя крохотными в этом суденышке. Знаете, есть даже такая серия экскурсий по фьордам – Норвегия в ореховой скорлупке. Вот точно такие ощущения. Народу на кораблике была тьма. Размер – типа нашего речного трамвайчика с двумя уровнями палуб. Самое поразительное, что по этим же местам проходят и гиганты, подобные перевозившему нас из Хельсинки в Стокгольм. Обалдеть. Самое мелкое место, кажется, 12 метров. Но я не уверена.

Почему нам повезло: во-первых, вся эта толпа выгрузилась в Гудвангене и дальше поехала автобусом, т.е. назад мы плыли в компании еще человек 10. Среди них были и киевляне. Компания из двух семей. Приятно.

Вернулись во Флом, заселились, потопали на железку. Вторая приятность: на последний рейс желающих было тоже раз-два и обчелся. Для сравнения, тот рейс, на который мы не попали, брался практически штурмом. Мы же долго выбирали вагон, места в вагоне, сторону, и вообще всю дорогу шлялись от окна к окну, снимая. Путешествие в одну сторону длится всего 55 минут, с остановкой у величественного водопада Кьосфоссен. Потрясающее зрелище. Даже не могу представить, как им наслаждалась толпа в пару сотен, а то и больше. Нам, вдесятером, как раз было. Именно этот водопад и вырабатывает электроэнергию для Флома и железной дороги. Кстати, рядом городок, я его упоминала уже, Аурланд, питает не только себя, это вообще крупнейший производитель э/э, поставляющий ее даже в Осло. Наверху, в Мирдале, снег лежал совсем близко. Холодно, промозгло. В этой деревеньке Фломская железная дорога соединяется в Бергенской. Некоторые пассажиры из нашего поезда вышли. Назад ехали в компании группки итальянцев, путешествующих с собачкой.

Ехали назад в отель в предвкушении ужина, сауны и теплой постельки. Едва не остались с носом и постелькой :)). Сауна уже не работала, ужин заканчивался через 5 минут. Но нам разрешили взять еду в номер. Мы были такие голодные, что сбегали два раза. Я в ресторан (шведский стол), Паша в бар за пивом. Эх, и хорошо же нам было, у панорамного окна, под торшером за маленьким столиком, с чудесным набором всякого несовместимого и второй частью «Мимино»)).

День 8. Флом-Берген-Ейдфьорд

Выехали до завтрака, поторопились мы, заказывая гостиницы с завтраком, на них реально иногда было жаль времени. По дороге в Берген навернули пару десятков лишних км на тропы партизанские, зато увидели еще два замечательных водопада и перепугали две встречные машины Берген, это да, конечно.

Город на нескольких островах.. не знаю на скольких, все это соединено мостами и туннелями. Под конец они даже несколько пригрузили сознание уже, туннель за туннелем. Все это вместе с прекрасным отменным ливнем. В Бергене временами не было видно даже соседнего здания. При всем при этом на улице толпы людей с малюками. Абсолютное спокойствие, все в сапогах резиновых (эту их любовь к резине мы еще в Стокгольме просекли – они везде продаются, много очень красивых, на любой вкус), непромокаемой одежде. У нас практически нет фотографий Бергена, сделать их было в такую погоду невозможно. Буду описывать.

В моем плане на Берген значилось несколько развлечений.

Во-первых, обязательно! рыбный рынок. Это нечто!! Там все, что плавает, ползает и просто живет в море реально найти. Сразу же на месте сварить и съесть. Мы прикупили огромную клешню непонятно чего, съели уже в Ейдфьорде, безумно вкусно, вроде бы краб, но каких-то немереных размеров. Там же продают и тельца крабов, уже сваренные и с воткнутой ложечкой внутрь, завернуто в пленку. Огромные аквариумы с живыми крабами, рыбой, креветками. Запах!!! – Ням-ням ;).

Во-вторых, меня интересовала канатная дорога. Чудесные открытые кабинки, совершающие подъем вверх, весь Берген как на ладони. Естественно, из-за дождя он не работал. Как альтернативу нам предложили фуникулер. Поднимается он также на смотровую площадку, что мы и сделали, но ни черта оттуда не увидели, сплошная дождевая завеса плюс туман.

Ну, и в третьих, в Бергене чудесная набережная, из симпатичных деревянных домов, разноцветных. Это практически визитная карточка столицы фьордов. На первом этаже множество магазинчиков и забегаловок. Но мы на нее только немного полюбовались из окна машины и решили, что обязательно вернемся сюда с девочками.

Ейдфьорд.

Добрались быстро, проворонили, правда, поворот в Ульвик (чудесные фруктовые сады), возвращаться не стали. Расстояние от Бергена 150 км. Одна паромная переправа – Бруравик-Бримнес. Что-то там больше 40 раз в день, влазит в паром тоже всего кучка, для местных – это как для нас по мосту проехать, они даже из машины не выходят, так и сидят в трюме. Плывет минут 15-20.

Городок (или деревня) ненамного больше Флома, фьорд - один из самых популярных в Норвегии среди туристов. Знаменит расположенным вверху самым высоким плато Северной Европы, мощными водопадами, одним из крупнейших ледников. Что досталось нам: ощущение грандиозности окружающего. Видов сверху мы были лишены из-за дождя, туманов и низких туч. К сожалению, они были не настолько низкие, чтобы добраться по горам до чистого неба, так что не видно было сверху практически ничего. По этой же причине и Ворингфоссен (мощнейший водопад) не предстал во всей красе, но и то, что мы увидели заворожило. В первый день мы искали водопад по наводке девушки из туристического центра. Отсчитав положенное количество туннелей, клада не нашли. Он был рядом с нами, мы слышали его рев, видели облако брызг, но подобраться ближе не смогли. Зато налопались в лесу голубики, черники, земляники. Начали было грибы собирать (подберезовики), но сообразили, что живьем не затопчем, а домой не довезем. А грибы у них зачетные, не видели ни одного среза, растут себе, люди мимо проходят. Побывали в музее Ейдфьорда, экспозиция ничем особым не увлекла, но когда мы попали в музейный кинотеатр, то были вознаграждены в полной мере. Панорамный экран полукругом, фильм о Хардангерфьорде, разные сезоны, всевозможные виды, ледники, водопады, луга, озера, горные реки. Снято практически все с вертолета. Абсолютно точно передано ощущение полета, в определенные моменты кружится голова и подводит желудок. Мы оба впечатлились, фильм прикупили, попробуем выложить. Просмотр на обыкновенном экране пережитых ощущений не вызвал, но все равно красиво.

С ужином мы пролетели абсолютно. Единственное, что мы смогли для себя отыскать – какая-то зачуханная забегаловка, где выпавшую между фритюрницей и тарелкой картошку переложили в тарелку прямо немытыми руками :)))). Бееееее. Отель выглядел полным бункером, сплошная крыша, но внутри оказалось гораздо симпатичнее. Ужином там не кормили вообще, зато чай – кофе с печенюшками, вареньем и сухофруктами были в свободном доступе. В холле стояло некоторое подобие буржуйки, выглядело очень мило, кто-то до нас уже успел погреться. Мы сразу спать завалились. В Западной Норвегии сон наш напоминал скорее провал. Мы падали и не шевелились, впечатления и потрясающий воздух делали свое дело..

День 9. Ейдфьорд – Гетеборг

Обнаружили в отеле не только крышу, а еще и чудную террасу с видом на горы. Хорошо позавтракалось. В этот день предстоял большой переезд, мы покидали Норвегию и возвращались опять в Швецию.

Спешили подняться на плато, заметили поворот на отель Фоссли, решили заехать, он часто встречался мне на рекламных плакатах. Стоящий на краю плато, с видом на Хардангерфьорд, он производит незабываемое впечатление. Нас ждал бонус. Именно отсюда вид на водопад был шикарен. Туман и дождь многое от нас скрыли, но это что-то. Отправились дальше, плато пересекали долго, температура опускалась все ниже. Вот уже и 5 градусов. Кое-где лежит снег. Не отказали себе в удовольствии немного покидаться. Фрагмент в фильме есть, где идет снегоочистительная машина и выбрасывает снег в стороны. Так вот снег по бокам примерно на метр выше самой машины – такой себе туннелльчик прокапывает без крыши. И ведь живут же они там. Через пару часов начали постепенно спускаться, потеплело.

Дорога была не так красива, как в сторону Флома, но мы уже наелись и водопадов, и гор, хотелось как-нибудь доехать. В очередной раз оплатили подъезд к Осло, выехали на магистраль Осло – Гётеборг. Вспомнили, что чеков таксфри у нас полный бардачок, начали искать пункт возврата. Схемка в буклете утверждала, что пункт находится за рекой, непосредственно перед границей. Дорога к деньгам оказалась почище квеста. Перед мостом через реку нам опять-таки предложили оплатить проезд по дороге. Ладно, уж. Переехали мост и буквально сразу оказались на территории Швеции. Ёпсель-мопсель, а бабки вернуть? Стали рассматривать схему подробнее. Получалось, что моста через реку два и нам необходим другой. В нужном месте выяснилось, что пункт перенесен за реку. Нашли мы его примерно через минут 40, заплатив еще пару раз по 20 крон за проезд по платной дороге туда-сюда :))). Так рады были, что денег насыпали, что просадили их не отходя от кассы, ага.

Гётеборг.

Один из трех больших городов Швеции. Стокгольм, Мальме, Гётеборг.

Город – тусовка. Толпы молодежи. Самых разных стилей, цвета кожи, возрастов. Даже бабульки тусят. Срач (пардон за мой французский) жуткий, даже как-то странно, что это в одной стране со Стокгольмом. Все кругом валяется, грязное, потрепанное. Воняет местами. Молодежь писает в реку. И это все на центральной улице. Не хотелось толпы, пошли просто куда-нибудь, вглубь. Стало сразу уютнее. Красивые дома, тишина, немного зелени, почище. Поели в уютном ресторане в компании огромного лося, чучело. Милая официантка старательно переводила шведское меню на английский – «это беби коровы», блеяла, как ягненок. Вкусно было. Потом просто шатались и наслаждались заканчивающимся отпуском.

День 10. Гётеборг – Карлскруна

Переночевали в очередном Скандике. Два-три часа было на прогулку по утреннему городу. Никто его даже не пытался чистить, все валялось на мостовых и тротуарах ровным слоем. Отправились за машиной на парковку. Накануне пережили очередной культурный шок на эту тему. Для нашего отеля на городской парковке была выделена часть одного этажа. На въезде за ограду стоит автомат. Ворота в зону открываются после прочтения кода. Наш талон не хотели жевать ну никак. Попытав счастья несколько раз, чуть было уже не решили поставить машину на обычное место, черт с ними, но на всякий случай нажали кнопку связи с диспетчером. С третьего раза поняли, что она нам втолковывает (она уже почти орала на нас), оказалось, чтобы автомат отдуплился и залопал талон нельзя стоять рядом с машиной, надо в ней сидеть!!!!!

Забрали машину и отправились в наш последний перегон по Скандинавии. Том-Том выбрал сельхоз тропу. Самая что ни на есть провинция. Но как же все ухожено, красиво и уютно. Кругом цветы, стриженые газоны, аккуратные домики. Кстати, во всей Скандинавии нам очень импонировала их манера ставить во дворе флагшток с государственным флагом. На самом заброшенном хуторе можно такое встретить. С удовольствием носят одежду и аксессуары с государственной символикой, молодцы. Это предмет гордости.

В Карлскруну приехали на пару часов раньше, в город ехать не хотелось, просидели на терминале. Взойдя на паром и оказавшись в тесной компании с поляками, резко захотелось домой :))). Не хочу никого обидеть, но сутки, проведенные на пароме и территории Польши ввергли нас в недоумение. Польша и Евросоюз? Время, проведенное на пароме, ничем непримечательно. Привыкшие в Скандинавии к комфорту и вниманию, мы как-то сразу скисли и начали скучать по Родине :)). Поляки даже не потрудились голосовые объявления на пароме перевести на английский. Так что, «шановне панство» жило своей жизнью, мы – своей. Паромом домой возвращались толпы великовозрастных детей с отдыха, полночи мы слушали гогот и топот ног по коридорам. В конце концов, на них наорал кто-то из панства, и все стихло :).

День 11.Гдыня – Киев

Ох и накатались мы в этот день. Павел был за рулем 19 часов подряд. Вышли мы буквально однажды в Польше, да на границе. Дороги в Польше аховые, все ремонтируется, водят отвратительно, сплошные обгоны, в том числе по обочине, ездят по встречке, повороты показывать не считают нужным. К этому надо было привыкнуть после порядка, спокойствия и уверенности на дорогах Скандинавии. Транзитом прокатились по Варшаве. Какая-то разруха, ага. Новых домов практически не видели, кругом все рушится, обсыпается, грязно и скучно. Провинциально. Возможно, есть в Варшаве и места, производящие другое впечатление, но они остались для нас за кадром. Мы спешили домой.

За 7! км от границы вдоль обочины выстроились дальнобойщики. Мы их начали жалеть, представлять их нелегкий труд зимой и вообще, радоваться, что мы на легковушке. Проехав границу, мы были убиты наповал. В сторону Польши не только дальнобойцы стоят, но и в три ряда, даже на нейтральных зонах, легковые автомобили на протяжении полутора км. Это просто жах! Они там спят, едят, писают и какают. Вонь, грязь и агрессия.

Наши погранцы, проверяя наши документы, параллельно смотрели «Комеди клаб» и ржали на весь переход! Даже забыли нам бумагу подписать, разрешающую въезд в страну. Ну, здравствуй, Родина! :)))

Накололись мы на 150 лишних км и два часа времени.

Менты сказали, что «варшавка» уже открыта, вроде как есть кусок с объездом, но недалеко. Мы купились, домой хотелось страшно. Мы ехали по пустынной дороге, с шикарной скоростью, подсчитывая, сколько осталось до дома. Первый же объезд заставил нас призадуматься, крутанули на низкой скорости объезд по селам в лишних 30 км. Там же нам пообещали еще 130. Второй объезд мы совершали уже в полной темноте, никаких знаков, только несвязные указания местных жителей. Кое-как выехали к Коростеню, в приветливые объятия ментов. Не в курсе, выписали нам штраф или нет, мне уже все равно было. Нам пришлось ехать на Житомир. Плюс 95 км.

Домой въехали в 2 часа ночи, практически без эмоций. Спать-спать-спать.

Оргвопросы и рекомендации.

Ездили мы через турфирму «Олимп». В этот раз мы оказались ленивы и несколько неподготовлены для самостоятельной организации поездки. Она взяла на себя обязательства по получению виз, бронировке отелей, билетов на паромы. Маршрут расписывала я сама и предоставила в агентство по дням наш план передвижения. Визу получали в посольстве Норвегии. Ориентировочно на протяжении 3 недель. Еще пару дней на визу Эстонии.

Я очень хочу попасть в Норвегию еще раз вместе с девочками, знаю, как я это хочу сделать и хочу посоветовать Вам. Автопутешествие – это, конечно, здорово, но второй раз по этому маршруту я не поеду. Я бы полетела в Осло, а там обзавелась машиной напрокат.

Хельсинки и Стокгольм – в другой жизни, абсолютно другие эмоции и отношение, их лучше смотреть отдельно. Также как и страны Балтии. Можно, конечно, путешествовать в рамках группы, но это очень ограничивает в увиденном, предполагает толпу рядом и как-то недушевно.

Норвегия – страна покоя и неспешности, она заслуживает внимательного и неторопливого к ней отношения Машину можно оставить в Бергене и улететь домой. Как вариант жирной поездки – путешествие из Осло по фьордам на круизных паромах, с возможностью совершать автомобильные поездки в некоторых местах. Вы увидите все, не повторитесь в своих впечатлениях и не растеряете эмоции по дороге домой. Буду рада, если наш рассказ не только порадовал родственников, но и пригодится Вам при планировании будущих поездок!