По Хорватии на автомобиле дикарем (Часть 1. Киев–Ужгород-Загреб-Риека-Цриквеница)
- Автор
- Дата публикации
- Автор
За некоторое время до дня рождения муж начал настойчиво спрашивать меня о моих пожеланиях относительно подарка. Поразмыслив, я пришла к удивительному выводу, что ничего из материального мне не хочется. Хочется путешествия. Жарким летом, к морю, в страну с красивой природой и множеством достопримечательностей. «Подари мне Хорватию», - попросила я.
Сказано – сделано. А поскольку путешествуем мы всегда самостоятельно, без покупки стандартных туров и помощи турагентств, то формат поездки нарисовался сам собой: дикарем, на автомобиле, вдоль всего Адриатического побережья Хорватии. Время для поездки строго ограничено 11 днями в конце июня.
Для начала нужно определиться с тем, как попасть в страну. У Хорватии с Украиной странный визовый режим. Для получения визы необходимо иметь либо оригинал бронирования гостиницы с оплаченным проживанием, либо оригинал приглашения гражданина Хорватии на установленном бланке, заверенный в хорватском МИДе. Оба варианта в принципе достижимы, имея в запасе достаточно времени и Интернет. Можно забронировать гостиницу на побережье и попросить прислать экспресс-почтой подтверждение. Можно забронировать частные апартаменты и попросить его владельца прислать приглашение (часто они соглашаются на это, зная наш визовый режим). Но ни то, ни другое не подходит для свободных художников, вроде нас, поскольку привязывает нас проживанием к одному месту. А хочется посмотреть многое.
Я начала обзванивать турагентства с вопросом о визовой поддержке за дополнительные деньги без покупки тура. Реакция была разной - от равнодушной до возмущенной, - но всегда отрицательной :).
Совершенно случайно на украинском автомобильном форуме (//forum.autoua.net/postlist.php?Cat=0&Board=autotravel) я прочла сообщение одного участника, который пользовался услугами турагентства, дружественного хорватскому поcольству. По легенде, владелец этого турагентства – хорват, пользующийся расположением посла :) Вот его координаты: турагентство AVE, г.Киев, ул.Старокиевская, 1/5, тел.236-6241, 236-0188. Сайт: www.ave.com.ua.
Я позвонила туда, и приятная девушка мне ответила, что они готовы оказать нам визовую поддержку без всего остального. Только вот цены не обрадовали – 140 евро за недельную визу и 170 евро за двухнедельную. Две необходимые нам визы будут стоить 340 евро, притом, что с покупкой проживания у турагентства это вышло бы максимум на 100 евро больше. Но мы рассудили, что свобода дороже и согласились на оформление виз :). Нужно также учитывать, что хорватская виза делается 2 недели (10 рабочих дней), а транзитная венгерская – 1 неделю (5 рабочих дней).
Все прошло без проволочек, и в назначенный день мы получили паспорта. Там же приобрели и медицинские страховки. Услугами турагентства остались довольны, все было выполнено не только в срок, но даже на несколько дней раньше. В дополнение нам вручили ваучер на проживание в якобы забронированной и оплаченной нами гостинице на побережье на случай, если кого-нибудь на границе это заинтересует. Конечно же, никто этого не потребовал, но забота турагентства была приятна. И там же нам подарили карту Хорватии, правда, к тому времени мы уже обзавелись собственной. «Зеленую карту» для автомобиля муж оформил в своей страховой компании, хотя тоже можно в турагентстве.
На книжном рынке Петровка были приобретены два путеводителя: один – «Хорватия», серии Полиглот, другой – «Хорватия», серии Мир вокруг нас. Первый совершенно бестолковый, как, впрочем, большинство отечественных путеводителей. Второй получше, поподробнее, но в нем отсутствует какая-либо практическая информация. Только описания городов, достопримечательностей, национальных парков. Также были куплены две автомобильные карты (Хорватия и Венгрия). Забегая вперед, скажу, что за пару лет с момента выпуска карт многое изменилось. В Хорватии идет грандиозное строительство дорог, автобанов, развязок и пр. На карте этого еще нет. Например, полностью отсутствует автобан до Сплита. К счастью, указатели на дорогах очень информативные, поэтому часто мы ориентировались только на них.
Привычная часть подготовки к путешествию самостоятельно – поиск в сети отчетов об отдыхе в данной стране. Как правило, это практическая и ценная информация. По Хорватии дикарем отчетов не много. Все они были тщательно изучены.
После прочтения предварительной информации из путеводителей и заметок бывалых туристов из Интернета начал вырисовываться следующий маршрут: Киев – Ужгород – Загреб – Кварнерский залив – Истрийский п-ов – остров Крк – Задар – Сплит – Дубровник – Плитвицкие озера – Загреб – Ужгород – Киев.
Жилье решено было бронировать только в Загребе. Туда мы планировали приехать поздно вечером, и сил на поиски жилья после целого дня езды могло не хватить. Там мы рассчитывали остановиться на ночь, весь следующий день потратить на знакомство со столицей Хорватии, потом снова переночевать там же, и утром отправиться на побережье. Я списалась по электронной почте с владельцем апартаментов Pecas (вот их сайт: www.pecas.info), и забронировала две ночи в двухместной комнате по цене 300 кун (примерно 42 евро) за ночь. Предоплату с нас не потребовали.
ДОРОГА ТУДА
Эта часть повествования будет интересна только тем, кто намеревается ехать в Хорватию на собственном автомобиле, как мы. Остальные могут сразу переходить к следующей части.
Для путешествующих на самолете могу только сказать, что чартер в Хорватию тоже можно купить отдельно от тура в турагентствах, для которых эта страна – одно из ведущих направлений. Встреченные мною цены – 190-250 евро за перелет туда-обратно. Самолеты летают в Пулу, Сплит, Дубровник, возможно, куда-то еще.
Первоначальный план был выехать в дорогу сразу после окончания рабочего дня, к ночи доехать до Ужгорода, там переночевать, а за следующий день добраться через всю Венгрию и часть Хорватии до Загреба. Однако жизнь внесла свои коррективы. Муж задержался на работе, и нам удалось выехать из дому только после восьми вечера.
Первый раз заправились на Лукойле в Житомире, второй раз тоже на Лукойле при подъезде ко Львову. Около двух часов ночи сил продолжать путь уже не было, поэтому мы свернули в первый же попавшийся на дороге мотель. Им оказался Викинг около Львова. Однако цена в 190 грн. за 5 часов сна показалась нам слишком расточительной. В прайсе мы заметили цену в 20 грн./чел. Это оказалась комната с двумя кроватями на паркинге рядышком. Ее осмотр нас удовлетворил, и мы там переночевали.
Выехали около восьми. Возле Чопа остановились у мотеля Натали с целью поесть. Кафе данного заведения порадовало – дорогой интерьер, вкусная еда, большие порции. В итоге заплатили 100 грн., хотя рассчитывали на сумму, как минимум, в два раза большую.
У самой границы заправили полный бак бензина на ОККО.
К пропускному пункту Тиса подъехали в половине второго. Очередь машин впечатлила своей длиной и неподвижностью. Следующие три утомительных часа мы изнывали в черной машине под палящим солнцем. Оказалось, что в этот день венгры проявляли особое усердие при досмотре автомобилей. У пассажиров впереди стоящей машины даже пересчитывали пачки сигарет. А из ближайшей урны виднелся нераспечатанный блок LD.
Наконец граница позади. Въехали на территорию Венгрии. Здесь все ездят с включенным ближним светом фар. Первые 30 км Паша старался контролировать скорость, но вскоре мы сели на хвост местным «летчикам», и продолжили путь уже быстрее.
В Ньиредьхазе на первой же заправке купили пропуск на все автобаны Венгрии на 12 дней за 2500 форинтов (около 13 евро). Расплатились карточкой, поэтому менять деньги не пришлось. Марку приклеили на лобовое стекло машины. Ее наличие контролируют на дорогах специальные автомобили, оснащенные считывающими устройствами. Один такой ярко-оранжевого цвета с надписью Control мы видели недалеко от Балатона.
Начался автобан до Будапешта. Это наш первый опыт путешествия по Европе на автомобиле, поэтому на автобане оказались впервые. Покрытие идеальное, максимально разрешенная скорость – 130 км/час. Все машины едут справа. Левая полоса для обгона.
За 100 км до Будапешта на горизонте показалась огромная черная туча, и день моментально превратился в ночь. Дождь начался неожиданно сильный. Крупные капли забарабанили по стеклу с такой силой, что даже дворники, включенные на самую высокую скорость, не справлялись с потоком воды. Ориентироваться мы могли только по еле видным красным огонькам впереди идущей машины. Однако на асфальте нет ни намека на лужи, поэтому скорость мы, конечно же, сбросили, но движение продолжили.
В Будапеште ливень закончился также неожиданно, как и начался.
Ориентируясь по указателям в городе, кое-как выехали на автобан, ведущий к хорватской границе. На одной из многочисленных заправок перекусили.
Ехать по автобану – занятие крайне утомительное :) Идеальное покрытие на дороге и круиз-контроль в автомобиле моментально убаюкивают и водителя, и пассажиров. Поэтому мы держались из последних сил, а когда они (силы) закончились, мы просто остановились на заправке и вздремнули минут 20. Помогло :).
До хорватской границы добрались к полуночи. На пропускном пункте не было ни одной машины, ни в ту, ни в другую сторону. Мы прошли все формальности в считанные секунды и въехали в Хорватию. На границе поменяли немного денег на хорватские куны (курс был 1 евро = 7,04 куны, если не ошибаюсь). В Хорватии система оплаты автобанов другая. При въезде на платную дорогу на пропускном пункте перед шлагбаумом берется талончик, а при окончании пути он оплачивается в зависимости от пройденного количества километров. Кроме того, в Хорватии это удовольствие значительно дороже. За 10 дней мы заплатили в общей сложности около 100 евро за пользование платными дорожными объектами (автобаны, мосты, туннели).
Сразу после границы я отправила СМС хозяину забронированных нами апартаментов с информацией о том, что мы будем в Загребе примерно через час. Он ответил, что будет нас ждать у дома.
ДЕНЬ 1. ЗАГРЕБ
Доехав до Загреба, спросили дорогу к нашим апартаментам у каких-то ребят на автомобиле. Они любезно показали нам дорогу, проехав туда вместе с нами. Около дома нас ждал молодой парень, с которым мы переписывались.
Жильем нашим оказалась довольно большая трехкомнатная квартира, в каждой из комнат которой живут постояльцы. При нас одна из комнат была свободна, а в другой жили две девушки. Впрочем, они уже спали. Комната показалась нам неплохой, хотя, вполне обычной.
Проснулись довольно поздно, в 9.00. Сказалась дорожная усталость. Неспеша собрались и вышли из дому около 11.00.
От нашего дома ровно 10 шагов до какой-то крупной улицы. На ней мы увидели большой указатель TO CENTER, указывающий налево. Туда и направились. По дороге зашли в книжный магазин и купили карту Загреба.
Улица Vlasta привела нас прямо к площади Каптол. На ней находится символ Загреба – собор Святого Стефана. Он возвышается над городом двумя башнями высотой более 100 метров. Часть фасада – в строительных лесах. Перед собором – колонна с золотой статуей Девы Марии.
Осмотрев собор, свернули в узкую улочку и оказались у самого известного рынка Донак. Здесь в сувенирном лотке купили парочку сувениров. На самом рынке не удержались от покупки больших спелых абрикосов (по-хорватски «марельки»). Ели их тут же, немытыми, из огромного бумажного пакета :).
Дальше осмотрели площадь Бана Йелачича, где встретили двух одесситов – рыбак рыбака… :) В одной из близлежащих узеньких улочек сели за столик под зонтиком выпить чаю-кофе. В Хорватии таких уличных кафешек видимо-невидимо. Улицы от стены до стены уставлены зонтиками ближайших заведений. Причем есть четкое разделение на заведения, где можно поесть и где нельзя. В большинстве таких вот уличных кафе в меню есть только напитки – чай, кофе, соки, минеральная вода, кола, изредка мороженое. Еда встречается реже.
Держим путь в Верхний Град. Поднимаемся по улочке, состоящей только из ступенек, и оказываемся на площадке с потрясающей панорамой города. Вокруг ни одного человека!
Подходим к городской ратуше Лотршчак. Я поднимаю голову и замечаю на самом верху людей. Значит, там есть смотровая площадка! Мы карабкаемся по неприметной лестнице на заднем дворе мимо чьих-то жилых квартир и террас, задаваясь вопросом, не попадем ли мы в чье-то жилье вместо башни. Наверху нас встречает служащий и просит за посещение смотровой площадки по 10 кун (1,4 евро). При наличии студенческого билета ISIC цена снижается вдвое. Кстати, так во многих местах. На смотровой площадке вид потрясающий! Весь город как на ладони. На ратуше есть колокол, а еще каждый день в полдень с ратуши стреляет пушка. Но мы этого не застали – пришли туда сильно позже.
Вообще в Хорватии в каждом мало-мальски уважающем себя городке есть башня, или ратуша, или колокольня, на которую взбираются туристы посмотреть и сфотографировать ярко-оранжевые черепичные крыши, достопримечательности городка, синее море и белые яхты вдали. Загреб положил начало этому нашему развлечению :).
Дальше по пути следования – собор Святого Марка. Его легко узнать по черепичной крыше, на которой цветной черепицей выложены два герба – Хорватии и Загреба. На этой же площади находится резиденция Президента Хорватии и Народное Собрание.
Спускаемся немного вниз к Каменным воротам города и статуе Святого Георгия.
Устали. Возвращаемся к рынку. Здесь на рыночной площади обедаем в одном из многочисленных бистро рисом, рыбой и зеленым салатом за демократичные 100 кун.
Теперь исследуем Нижний город – так называемую, Зеленую Подкову. Это длинный зеленый сквер (или несколько скверов), разбитый буквой П. Фонтаны, метеорологическая колонна, павильон Науки и Искусства.
Подходим к вокзалу. Отсюда открывается вид, знакомый по многочисленным фотографиям Загреба: на переднем плане конная статуя первого хорватского короля Томислава, за ней – павильон Науки и Искусства, а вдалеке виднеются два шпиля Кафедрального собора. Просим сфотографировать нас вдвоем на этом месте. Женщина долго-долго примеряется и, наконец, фотографирует. Мы смотрим на результаты ее труда и не можем сдержать смех – на снимке поместились только мы вдвоем и кусок фундамента памятника. Снимок окрестили – «Конь получился особенно удачно» :).
После того, как обязательная программа по осмотру достопримечательностей была выполнена, просто гуляли по городу. В кафе под зонтиками пили напитки, в лавках покупали сувениры (в Загребе, кстати, самые низкие цены на сувениры, как выяснилось впоследствии), в магазинах покупали какие-то мелкие вещи. Домой вернулись достаточно рано – около восьми. Планировали еще выйти в ближайшее заведение поужинать, но сил уже не хватило.
ДЕНЬ 2. ЦРИКВЕНИЦА
Проснулись в восемь. К девяти неспеша собрались, попили чайку, оставили ключи на холодильнике и выехали в сторону побережья.
Ехать по Загребу не просто даже при наличии карты – очень много улочек с односторонним движением. Кое-как выехали в нужном нам направлении. Но и здесь трудности не закончились. Ехали строго по указателям с номером нужного нам автобана Загреб-Риека. Подъехали к развилке дорог с двумя поворотами налево. Указатель висит между этими поворотами – на мосту. Мы решили, что наш поворот – второй, поскольку он находится за указателем. Свернули. Практически сразу поняли, что ошиблись. Но для того, чтобы вернуться, пришлось делать огромный крюк в км 30 :) Нигде не было съезда.
Автобан Загреб-Риека стоит 56 кун (около 8 евро). Сегодня суббота, и он достаточно загружен. Проезжаем сквозь множество туннелей. В некоторых местах строительство дороги или туннеля продолжается, но все организованно настолько четко и правильно, что практически не мешает движению. Ехать легко и весело. Светит солнце, впереди отпуск, уже сегодня будем купаться в море :). С этого момента на всех заправках Хорватии, Боснии (по пути в Дубровник) и Венгрии (на обратном пути в Украину) расплачивались за бензин только пластиковой карточкой. Удобно, быстро и не нужно менять деньги на валюту другой страны.
К часу дня спустились в Риеку. Это крупный портовый город. Мы приехали в самый центр, но припарковать машину нигде поблизости не смогли. С парковкой во всех прибрежных хорватских городах видимые проблемы. Узкие улочки, часто односторонние, сплошь и рядом утыканы маленькими автомобилями. Мы вообще как-то сразу поняли, что наша машина не вписывается в хорватские мерки ни по потреблению бензина, ни по габаритам :). Здесь наиболее встречаемые марки машин – Пежо-206, Опель Корса, Форд Фиеста и так далее. На них ездят и мужчины, и женщины, в то время как у нас они считаются исключительно «женскими» моделями.
Припарковались достаточно далеко от центра. Пешком спустились к набережной и пообедали в одном из lunch bar. Пока ждали заказ, просматривали путеводитель и увидели, что мы находимся недалеко от рынка. После обеда отправились туда. На рынке купили безумное количество фруктов, соскучившись по яблокам нового урожая, абрикосам, которых у нас еще не было, когда мы уезжали, нектаринов-персиков.
Выехали из Риеки и продолжаем путь по побережью в надежде найти место, где можно остановиться на пару дней. Вскоре увидели указатель города Цриквеница, и мне вспомнилось два рассказа, встреченных мною в Интернете с упоминанием этого городка. Поскольку нам было, по большому счету, все равно, где останавливаться, свернули к нему.
Съехали с шоссе в самый низ городка, к морю. И тут же увидели табличку с надписью Sobe/ Apartment – 50 m. Идем эти 50 метров в указанном направлении до белой трехэтажной виллы с буйными розовыми цветами в горшках. На одном из балконов стоит женщина, у которой мы спрашиваем, есть ли свободные комнаты или апартаменты. Она отвечает, что есть и то, и другое. Апартаменты по 40 евро за ночь, комната – по 22 евро. Мы осматриваем комнату и моментально соглашаемся здесь жить следующие три дня, договорившись с хозяйкой о цене в 20 евро за ночь плюс 3,5 евро за завтрак. Комната достаточно просторная. В ней стоит большая двуспальная кровать, дополнительный диван, тумбочки, шкафы. В комнате царит полумрак, но когда хозяйка открывает темные деревянные жалюзи, мы видим большое французское окно, а за ним длинный просторный балкон со столом и стульями. Все окна виллы обращены к морю, но нам его не видно из-за зелени – мы на первом этаже. Правда, для нас с нашим планом передвижений по побережью это не принципиально.
Машину припарковали под домом.
Вещи распаковывать не стали. Наспех переоделись в плавки / купальник, и пошли на пляж.
До пляжа действительно не больше 50 метров. Пляж представляет из себя небольшие бухточки, а не длинную прибрежную полосу. Каменистый. Народа немного. Море – чистое, прозрачное и очень соленое! На берегу много сосен, воздух от этого густой и приятный. Мне начинает здесь нравиться. Пашка ворчит: «Типично крымский пейзаж… И стоило ради этого проделывать такой путь?» :)
Недолго позагорали на солнце, потом перешли в тень под сосны. Там заснули сном младенцев и проспали часа два. С трудом выдернули себя из нирваны и поплелись домой :).
После душа и переодевания подались в город. Первые положительные впечатления подкрепляются и увиденным сейчас. Аккуратные белые виллы, ярко-розовые цветы на балконах, узкие извилистые улочки, бирюзовое море, белые яхты… Именно таким мне и представлялась Хорватия :). Если бы мы планировали вести более оседлый образ жизни, я бы без тени сомнения осталась здесь.
Народа в июне практически нет – не сезон. Все столики в кафе стоят пустыми, на домах висят таблички Sobe /Apartmani / Zimmer / Room. Все они обозначают одно и то же – свободное жилье. Мы садимся в пустующем кафе поужинать, и хозяин заведения обслуживает нас лично.
Хорватскую кухню нельзя назвать разнообразной. Обычно меню достаточно ограничено: мясо / рыба / морепродукты на гриле, на гарнир картофель фри или рис, свежий салат. Но мы привыкли так питаться в Юго-Восточной Азии, и никакого дискомфорта от отсутствия сложных салатов или изысканных блюд не испытываем. В меню присутствует еще неизменная паста и пицца (мы не пробовали). Кроме всего прочего, муж на диете, поэтому не пьет спиртного. Я тоже – из солидарности :). Оканчиваем трапезу обычно чаем с лимоном или минеральной водой с лимоном. Такой обед / ужин стоит в районе 25-30 евро. Повторюсь – без спиртного. Однако порции огромные! Как правило, рыба на гриле представляет из себя немаленьких размеров тушку рыбы, зажаренную целиком. А при заказе отбивной из свинины в тарелке их будет две – три, а не одна. Конечно же, я не съедаю такое количество еды, и Паше всегда достается полторы порции. Чему он несказанно рад :).
Поужинав, вышли на главную улицу. Здесь стоят тысячи столиков под зонтиками! В каждом таком открытом кафе висит экран телевизора, на котором демонстрируют чемпионат мира по футболу. Народ, сидящий за столиками, с интересом наблюдает за происходящим на экране. Мы еще в Загребе заметили сумасшедшую страсть жителей Хорватии к футболу. Витрины всех магазинов увешаны футбольной символикой. Народ разгуливает в красно-белых в клеточку футболках и кепках. Во всех кафе люди всех возрастов с увлечением следят за развитием игры, кто бы из команд не играл. Удивительно видеть азартных болельщиков не с бутылкой или бокалом пива, а с мороженым или чашкой кофе :). Девушки тоже проявляют живейший интерес к игре.
Пока Паша прилип к экрану, я прошлась по сувенирным лавкам, засунула нос в ближайшую кондитерскую. Возвращались к себе около одиннадцати вдоль моря. Нет, первое впечатление было не обманчивым.
Мне здесь определенно нравится!
Продолжение следует…..
Juliet Capulet
Ждем ваши рассказы! Пишите: