Каменец-Подольский - город, который должен посетить каждый! (май, 2004)

Автор

Итак! В автопробеге "Киев-Житомир-Староконстантинов-Хмельницкий-Каменец-Подольский-Хотин-Каменец-Подольский-Винница-Житомир-Киев" принимали участие 3 транспортных средства: Дэо Анус, четверка, восьмерка и 13 живых тел, из которых: 1 студент, 1 ребенок 9-ти лет, 2 девушки подросткового возраста и 9 взрослых дядей и тетей. Четырнадцатый участник присоединился в конце путешествия.

1 мая, ровно 5 утра наш караван двинулся к намеченной цели от автостанции "Дачная".

Дорогу ничего не омрачало, ни гаишники, ни поток машин, ни отсутствие бензина. Нам необходимо было как можно быстрее преодолеть почти 500 км, чтобы, найти место ночевки, а главное, успеть к обеду ;)).

Дороги повсюду более-менее приличные, только по трассе Хмельницкий - Каменец, был отмечен поток машин и фур. Подозреваю, что это обусловлено не так красотами Каменца, как близостью границы с Румыниею.

Добрались мы с перекусом, типа завтрак, за 7 часов до Каменца, учитывая движение в колонне. Индивидуально, думаю, было бы быстрее.

Прибывши в город нашей мечты, мы озадачились выбором места ночевки. Немного пораскинув умишком, решили, что искать место для спанья лучше далеко за городом, для чего отряд смело пересек Каменец-Подольск и двинулся в сторону Хотина. Добравшись до Днестра, который служит своеобразной границей между Хмельницкой и Черновицкой областью. Пересекли мост и свернули направо в село наобум, где наши поиски зашли в тупик. Вдруг, как гном рядом возник местный дедушка, похожий на ходячее ископаемое, и с радостью начал помогать нам с выбором места. Но то ли гном не дочував, то ли предметом вожделения дедушки была болотистая лужа, путь к которой был проложен по пыльной, каменистой дороге, мы опять заблудились и вернулись на трассу не солоно хлебавши ;)). Здесь был учинен совет ветеранов, на котором было принято решение гнать в Хотин, дескать, город и люди там более вменяемые ;)). Однако, нас еще неоднократно посылали не туда, куда нам бы хотелось. По-видимому, либо местное население пыталось нас жестоко обмануть;))), либо их представления о прекрасном месте на берегу реки шли вразрез с нашими представлениями, искушенными видами Южного Буга, Десны и прочих великолепных мест. Позже мы все поняли, в здешних местах природа не блещет особой живописностью, подъезды к Днестру ограничены, а в районе Хотина и вовсе нельзя купаться, потому что в свое время там был затоплен консервный завод. Наконец мы прибегли к помощи хотинского гаишника, который посоветовал направиться в село с типично турецким, на мой взгляд, названием - АнадОлы. Дело в том, что один из маяков, показывающих вход в пролив Босфор со стороны Черного моря, имеет название Анадолу. Мы немедля перекрестили АнадОлы в ПанадОлы и двинули по указанному направлению ;))).

Село мне удивительно напомнило крымские поселки татар. Первая наша стоянка была на берегу Днестра, под открытым небом на семи ветрах.

На следующий день, наскоро позавтракав, наша кавалькада в клубах анадольской пыли направилась в Хотин. Открывшаяся нашим взорам картина, напрочь развеяла впечатления о неудачах накануне. Крепость внешне очень красивая и величественная внутри напоминает стройку, ИМХО, все крепости хороши исключительно созерцая их издалека или в непосредственной близости. Впечатляющий вид на Днестр.

Слушая краем уха экскурсовода, я ловила себя на мысли, насколько пестрой была история на этой земле. Кстати, к постройке крепости украинцы не имели никакого отношения, кто только не топтался там: турки, поляки, литовцы, запорожцы!

Вот опять пришло время обеда ;))). На сей раз все решилось быстро и благополучно. Для утоления голода туристический кортеж прибыл в Хотин. Пообедали в маленькой кафешке, на улице, за, просто смешные деньги. Тарелка куриного супа, большая - 2 грн. Вареники домашние, вкусные, много - 3.50. Блюда дороже 5 гривен в меню мы не нашли ;))). Почувствовав себя насыщенными, прикупив еды на ужин, мы отправились искать новое место стоянки.

Здесь следовало бы сказать пару слов о Хотине. Городок буквально утопает в зелени, кругом огромные каштаны, сирень, за зеленью не видно жилых домов. В парке, что в центре города стоит церковь. На тот момент там проходил обряд венчания, и из-за черных свадебных мерседесов нельзя было проехать. Мерседесы были украшены красными и белыми цветами, и напоминали отнюдь не свадебный кортеж ;))).

Следующая наша стоянка была найдена просто молниеносно, но в Тернопольской, на сей раз, области, на маленькой и живописной речке Збруч.

На следующий день мы поехали в Каменец-Подольск. Я так поняла, что все основные достопримечательности расположены в старой части города (я могу заблуждаться). Старая часть города живописна, но, к сожалению, полуразрушена. Хотя эта, так сказать, неприлизанность, ни в коей мере не умаляет впечатления от города. Поразило то, что на каждом шагу храмы: католические, православные, армянская церковь. Куда не ступи - храм. И опять таки требующие восстановления. Вид на крепость просто потрясающий. Мне и в голову не приходило, что здесь может быть такая красота. А вокруг настолько живописно и головокружительно, что трудно подобрать слова, чтобы описать все это. Поэтому опять напишу про то, что Каменец - место, в котором должен побывать каждый!

Зайдя в крепость, мы ощутили неприятный запах туалета. Нас это несколько поразило. Да, так и есть, вон он, источник смрада. Но, когда мы заказали экскурсовода, все прояснилось. Оказалось, что вонь источают отстойники спиртзавода, и запах этот проявляется накануне дождя или грозы ;)). Экскурсия была прекрасная, тетушка старалась из всех сил, было заметно, как патриотично она настроена и пыталась внушить нам это чувство. Позже она нам оставила свои координаты, я напишу их далее, внизу. Экскурсия длилась час, и этого было вполне достаточно. Потом мы полазили, пофоткались и гонимые обеденным голодом покинули крепость.

Каменец не Хотин, и поиски кафе продолжались намного дольше, причем проходили они под приличную грозу и ливень. Не обманули отстойники спиртзавода. Ценовая политика в заведении, которой мы с трудом нашли из-за дождя, была ровно в 2 раза дороже, нежели в Хотине, и качество пищи уступало. Но голодным, уставшим туристам, было несколько фиолетово. Пообедав и встретив четырнадцатого участника великого автопробега, мы удалились на свое, уже полюбившееся место стоянки на берегу живописного Збруча. Дождь к тому времени прошел. Мы поставили лагерь, приготовили куриный суп из местной курицы, запив его коньяком, легли спать. Наутро позавтракали, собрали лагерь и отправились домой. Было это в 11 утра. По дороге остановились на мосту, откуда прыгают. Подивились красоте каньона и, устрашившись возможности прыгнуть вниз, тронулись в обратный путь.

Итоги и выводы. Для тех, кто путешествует, путешествуйте на машинах, это позволит вам глубже изучить местность. Кто не боится трудностей - палатка ваше жилье. Это позволяет вам быть независимым от обстоятельств, удешевляет поездку и вы мобильны настолько, насколько можете себе позволить.

Для меня это был бесценный опыт пробега на большое расстояние в колонне.

И координаты экскурсовода.

Соловей Валентина Павлівна (03849) 441-73 (д), 215-00(р), екскурсовод, Кам"янець

Экскурсии по крепости и по городу.