Пандусы вместо капучино: если бы женщины проектировали города
- Автор
- Дата публикации
- Автор
В Украине улицы городов не приспособлены для комфортных прогулок с детскими колясками: не хватает пандусов, а в общественном транспорте - пространства, где можно поставить коляску. Недостаток общественных туалетов особо остро ощущается, когда выходишь на прогулку с маленьким ребенком.
Оказывается, все эти проблемы касаются не только украинских мам: Кристин Мюррей, бывший главный редактор «Архитектурного обзора» и журнала «Архитектор», а также основатель премии «Женщины в архитектуре» написала колонку для Gardian, в которой рассказала о недостатках лондонских улиц.
Кристин Мюррей представила, какими стали бы наши города, если бы при проектировании учитывались потребности людей разного возраста и физических возможностей. Она написала о том, как могли бы выглядеть города, созданные женщинами с детьми, пожилыми людьми и подростками.
Кристин Мюррей,
основатель премии «Женщины в архитектуре»
Представление архитекторов о тех, для кого они проектируют города, хорошо отражает визуализация застройки лондонского Чарлтон Риверсайд. На картинке изображено 36 человек, прогуливающихся в парке, и только один из них черный. Среди белых молодых людей и детей можно увидеть одного пожилого человека с тростью в руке.
В подавляющем большинстве архитекторы – белые молодые мужчины привилегированного класса и это объясняет их дизайнерские решения для городов. Менее, чем один из 10 архитекторов черный, азиат или представитель этнических меньшинств, и меньше, чем каждый третий – женщина. И их становится все меньше.
Чтобы спуститься в лондонское метро на некоторых станциях, женщинам с детьми в колясках требуются те же усилия, что и в Киеве
Статистические данные за июль, опубликованные департаментом культуры, медиа и спорта, сообщают, что число женщин среди архитекторов упало на 10%, в то время как этнический состав представителей этой профессии не поменялся.
Недавно я поймала себя на мысли, как бы выглядел мир, если бы люди, которые занимаются им – политики, планировщики, разработчики и архитекторы – были более разнообразными. Я не хочу сказать, что мужчины и женщины конструируют по-разному, но прожитый опыт – великий учитель.
Архитектурные проекты последних десятилетий в основном касаются цветочных клумб и капучино, а не свободному доступу к питьевой воде, общественным туалетам, доступности овощных лавок и почтовых сервисов. Кажется, что они решают только проблемы мира, в котором сами живут.
Какими были бы наши города, если бы матери имели больше возможностей влиять на его обустройство? Для начала везде были бы установлены пандусы. Прогулки с колясками заставляют вас по-другому относиться к лестницам.
Я плакала, когда мою ближайшую станцию метро переделали, не предусмотрев лифт. Когда стоишь перед лестничным пролетом с двумя маленькими детьми и новорожденным в коляске, испытываешь отчаяние. Любая станция или общественное здание, подлежащие реконструкции, должны после ремонта становится доступными без лестниц.
Но я вряд ли найду одобрение среди архитекторов. Согласно обзору в Архитектурном Ревью, 75% женщин-архитекторов не имеют детей. Большинство выпускников факультета архитектуры считают, что они проектируют пандусы для инвалидных колясок, а не для детей младше трех лет.
Присмотритесь к автобусам, и вы поймете, что в них недостаточно места для двух детских колясок и одной инвалидной. Там также недостаточно места для сумок-тележек, багажа и 28 школьников с рюкзаками.
В наших автобусах есть двери причудливого дизайна, позолоченные поручни и две лестницы, но пассажирам нужно больше воздуха. Даже после того, как мэр Лондона заказал открывающиеся окна в двухэтажных автобусах, при их открывании в щель невозможно просунуть даже голову чихуахуа. Очевидно, что тот, кто создал этот автобус, не пользуется общественным транспортом.
А если бы проектированием городов занимались пенсионеры, у нас было бы больше скамеек. Большинство лавочек на автобусных остановках просто не приспособлены для сидения: они впиваются в ягодицы как ледяные каблуки-шпильки. И в ожидании транспорта приходится кружить вокруг остановок.
Также удивительно, насколько мало общественных туалетов в Великобритании. По сути вы должны иметь мочевой пузырь из стали, чтобы спокойно гулять в городе. На каждом шагу вы можете купить стаканчик кофе, но будьте готовы, что через некоторое время вам понадобится туалет и вы его не найдете.
Если бы подростки проектировали улицы, места для зарядки телефонов возвели бы в ранг основных прав человека. Рекламы с красивыми худыми людьми были бы запрещены. Возле каждого учебного заведения были бы магазины с дешевой едой. А на проезжей части были бы предусмотрены велодорожки для тех, кто едет на велосипеде, скейте, роликах или скутере.
Конечно, есть места, которые прекрасно обустроены, где приятно проводить время. Но это только доказывает, что город можно сделать комфортнее, если думать о каждом жителе.