А пока мы только дети, нам расти, еще расти…
- Автор
- Дата публикации
Дети, как известно, цветы жизни и наше будущее. И все мы хотим видеть их счастливыми и здоровыми. Для этого мы, родители, стараемся делать все, что в наших силах - запрещать целыми днями смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, больше гулять, играть в подвижные игры, кормить полезными продуктами. Но почему-то, здоровье детей при этом не улучшается, а наоборот, ухудшается. Значит причины "нездоровья" детей надо искать не только дома, а еще там, где дети проводят большую часть жизни, а именно - в школе.
По данным Минздрава, за последние 10 лет число школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза. Сейчас только 10% школьников можно назвать здоровыми, 50% имеют ту или иную патологию, а 40% относятся к группе риска. Особенно плохо со здоровьем у девушек старших классов. А ведь через несколько лет они должны стать матерями. Каких детей они смогут родить?
Школьные факторы риска
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО выявили школьные факторы риска, негативно сказывающиеся на развитии детей.
В первую очередь - это стрессы в процессе обучения.
Во вторую, это очень насыщенный учебный процесс, несоответствующий возрастным возможностям школьников. Причем важно, что процесс этот начинается еще до школы - подготовка идет уже в детском саду, в подготовительных классах. При этом не соблюдаются физиологические и гигиенические требования к организации учебного процесса.
А как можно правильно организовать учебный процесс, если сами педагоги и родители абсолютно некомпетентны в вопросах охраны и укрепления здоровья детей? Культура здорового образа жизни практически исчезла. Сейчас среди молодежи "не модно" быть здоровым. Модно курить, пить (в лучшем случае пиво), вступать в половые контакты. При этом, в школах, как правило, отсутствует врач, не проводится диспансеризация, уроки физкультуры заменяются другими, более важными, по мнению учителей, предметами.
Особая опасность школьных факторов риска состоит в том, что действуют они комплексно, длительно и непрерывно - 10-11 лет. Кроме этого, на начальные стадии заболеваний родители и педагоги часто не обращают внимания, а спохватываются, когда уже наблюдается выраженная патология.
Например, от 1 к 10 классу в 2 раза увеличивается число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, заболеваниями зрения и слуха. И в 5 раз возрастает число школьников с болезнями эндокринной системы.
Это и неудивительно, ведь учебная нагрузка практически повсеместно превышает нормативные показатели. Более 85% первоклассников ежедневно! делают домашние задания. А значительное число учащихся вынуждены тратить на самоподготовку более 4 часов в день - этот факт позволяет оценить дополнительную нагрузку школьников. И это происходит в обыкновенных школах, а что уж говорить о тех образовательных учреждениях, где применяются усложненные варианты программ, с углубленным изучением ряда предметов?
Нынче в школе первый класс вроде института…
Состояние психического здоровья наших детей также страдает в процессе школьного обучения. Причем проблемы начинаются уже с адаптации первоклассников. У 75% адаптация протекает нормально, а у остальных наблюдаются целый ряд признаков, свидетельствующий о стрессовом состоянии ребенка. Причем, чем дальше ребенок обучается, тем стресс становится сильнее. В 10 и 11 классах примерно половина школьников абсолютно спокойны и уверены в себе. Это, как правило, школьники с высокой самооценкой, достаточно заинтересованные в учебе. В эту же группу входят "двоечники" с низкой самооценкой, но вполне смирившиеся со своим положением в классе.
Четверть старшеклассников достаточно уравновешена, неплохо учатся, умеют мобилизоваться в нужный момент. Однако для этого им необходимо психологически "напрячься" сильнее, чем школьникам из первой группы.
И, наконец, для еще четверти учащихся характерны высокая тревожность, неуверенность в себе, болезненное восприятие шуток, низкая стрессоустойчивость. Причем, часто в эту группу входят школьники, стремящиеся хорошо учиться. А если на это психическое состояние накладывается значительная учебная нагрузка и отсутствие двигательной активности, то в этой ситуации сохранить здоровье ребенка крайне проблематично.
Причем, зачастую условия для занятия спортом в школах есть - это и спортивные секции, и группы ЛФК. Однако почему-то, этот резерв не используется, и двигательная активность у 35% школьников не соответствует возрастным нормам. Опасно это еще и тем, что в тех школах, где плохо организованы занятия физкультурой, значительно повышается риск злоупотребления подростками алкоголя и наркотиков. Конечно, на здоровье детей, кроме всего вышеперечисленного, влияют социальные и экологические факторы. Но исключительно со школьными факторами связано от 20 до 40% негативных влияний на здоровье детей, а это немало. В связи с этим Минобразованием одобрена программа на период до 2010 года, включающая в себя разгрузку учебного процесса, использование более эффективных методов обучения, повышение доли и качества занятий физической культурой, улучшения организации питания детей.
Остается надеяться, что до 2010 года здоровье наших детей не будет кардинально подорвано нынешним учебным процессом.
С Днем Защиты детей вас, дорогие родители!
Автор: Мария Белопольская
По материалам //mednovosti.ru