Выговариваем Ч

Автор

Ярош Татьяна Александровна

Звук – [Ч] – сложный, он состоит из 2 звуков – [т’ш’] и в русской речи произносится только мягко.

Воспитание правильного произношения звука – Ч

1. Кончик широкого языка поднять к передней части неба, боковые края языка прижать к коренным зубам. Губы слегка вытянуты вперед. Слитно произнести мягкие звуки - [т’ш’], выдыхая воздух резким толчком. На ладони, поднесенной к губам, ощущается теплый поток воздуха.

2. Если ребенок уже умеет произносить звук - Ш, то трудностей с образованием звука – Ч обычно не возникает. А если все-таки не получается, можно выполнить такой прием. Ребенок поднимает широкий кончик языка к небу и произносит – ть – ть – ть, а взрослый в это время нажимает ему на щеки двумя пальцами. Язык немного отодвигается в рот, губы принимают слегка вытянутое положение, и слышится звук – ч – ч – ч (мягкий).

Произношение правильного звука - "ч" и закрепление его в речи

1. В закрытых слогах и словах.

2.Повторить за взрослым предложения.

Ванечка ловит бабочку.

Девочка уронила мяч.

Снесла курочка яичко.

Белочка прыгает на елочке.

Ниночка пишет ручкой.

Танечка ела булочку, запивала молочком.

3.Самостоятельно составить предложения с выученными словами.

4.Выучить стишки.

Ач – ач - ач – мы купили мяч

Оч – оч - оч – наступила ночь

Юч – юч - юч – потеряли ключ

Еч – еч - еч – правильная речь

У бычка два бочка.

У овечки два бочка.

У речки овечка в колечках,

Колечки не падают в речку.

У девочки было колечко,

Упало колечко в ту речку.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

Ниточка в реке. (Удочка).

5.Закрепление звука – Ч в открытых слогах, словах, предложениях.

6. Предложения

Ниночку лечили врачи.

У девочек новые мячи.

Во дворе мычал бычок.

У причала кричали чайки.

Ежик очень колючий.

Ученик решал задачу.

7. Выучить стишки.

Печка печет,

А речка течет.

Печка молчит,

А речка журчит.

Идет по клеверу бычок,

Его бочок, как кабачок.

Черные чернила,

Черные чулки,

Черные перчатки,

черные очки.

8. Закрепление звука – Ч в текстах.

Прослушать рассказ и ответить на вопросы взрослых.

Чижик

Поймал мальчик чижа. Посадил чижа в клетку. Мальчик кормит и поит чижика. Только не поет чижик. Почему он не поет, мальчик не знает. Мама сказала мальчику: «Чижик хочет на волю.» открыл мальчик клетку. Вылетел чижик, сел на дерево и запел.

Новый голосок

Три яичка лежали в гнезде чайки. Одно яичко стало хрустеть, в нем появилась дырочка. В дырочку выглянул птичий клюв. Это был птенчик чайки. Чайчонок вышел из яичка. Так в мире стало одной чайкой больше. Зазвучал новый голосок. Чайка накрыла птенчика крыльями.

Развитие фонематического восприятия

1. Хлопнуть в ладоши, услышав звук - Ч среди других звуков, которые называет взрослый:

м, б, ч, д, р, к, ч, л, в, ф, х, ч, т, ч, д, ж, п, ч, …

2. Отложить фишку (кружок, кубик), услышав слово со звуком – Ч.

- Меч, мед, луч, кот, дичь, пух, обруч.

- Пенка, печка, норка, ночка, почка, банка, гречка, гренка, колечко.

- Дай, чай, пей, чей, кидал, кричал, львенок, галчонок, пчелка.

3. Найти среди домашних предметов и игрушек такие, в названиях которых есть звук – Ч: чайник, чашка, печенье, ручка, мочалка, мячик, очки, ключ, чемодан, колечко…

4. Добавь слово и выучи стишок.

В бочке водичка,

На бочке синичка.

Пьет часто синичка

Из бочки … (водичку).

У зеленой елочки

Острые иголочки.

Зеленые иголочки

У зеленой … (елочки).

Встретил ежика бычок

И лизнул его в бочок.

Этот маленький бычок

Уколол свой … (язычок).

5. Изменить слова по образцу.

Нитка – ниточка

Утка – уточка

Река - …

Брюки - …

Облако - …

Молоко - …

бык – бычок

паук – паучок

кулак - …

крюк - …

каблук - …

жук - …

6. Назвать ласково имена детей:

Оля – Олечка

Рита - …

Таня - …

Люда - …

Ваня - …

Ира - …

Нина - …

Света - …

7. Из ряда предложенных предметных картинок отобрать те, в названиях которых есть звук – Ч.

8. Назвать по памяти 5 (10) слов со звуком – Ч.