Выговариваем Ч
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Ярош Татьяна Александровна
Звук – [Ч] – сложный, он состоит из 2 звуков – [т’ш’] и в русской речи произносится только мягко.
Воспитание правильного произношения звука – Ч
1. Кончик широкого языка поднять к передней части неба, боковые края языка прижать к коренным зубам. Губы слегка вытянуты вперед. Слитно произнести мягкие звуки - [т’ш’], выдыхая воздух резким толчком. На ладони, поднесенной к губам, ощущается теплый поток воздуха.
2. Если ребенок уже умеет произносить звук - Ш, то трудностей с образованием звука – Ч обычно не возникает. А если все-таки не получается, можно выполнить такой прием. Ребенок поднимает широкий кончик языка к небу и произносит – ть – ть – ть, а взрослый в это время нажимает ему на щеки двумя пальцами. Язык немного отодвигается в рот, губы принимают слегка вытянутое положение, и слышится звук – ч – ч – ч (мягкий).
Произношение правильного звука - "ч" и закрепление его в речи
1. В закрытых слогах и словах.
2.Повторить за взрослым предложения.
Ванечка ловит бабочку.
Девочка уронила мяч.
Снесла курочка яичко.
Белочка прыгает на елочке.
Ниночка пишет ручкой.
Танечка ела булочку, запивала молочком.
3.Самостоятельно составить предложения с выученными словами.
4.Выучить стишки.
Ач – ач - ач – мы купили мяч
Оч – оч - оч – наступила ночь
Юч – юч - юч – потеряли ключ
Еч – еч - еч – правильная речь
У бычка два бочка.
У овечки два бочка.
У речки овечка в колечках,
Колечки не падают в речку.
У девочки было колечко,
Упало колечко в ту речку.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка).
5.Закрепление звука – Ч в открытых слогах, словах, предложениях.
6. Предложения
Ниночку лечили врачи.
У девочек новые мячи.
Во дворе мычал бычок.
У причала кричали чайки.
Ежик очень колючий.
Ученик решал задачу.
7. Выучить стишки.
Печка печет,
А речка течет.
Печка молчит,
А речка журчит.
Идет по клеверу бычок,
Его бочок, как кабачок.
Черные чернила,
Черные чулки,
Черные перчатки,
черные очки.
8. Закрепление звука – Ч в текстах.
Прослушать рассказ и ответить на вопросы взрослых.
Чижик
Поймал мальчик чижа. Посадил чижа в клетку. Мальчик кормит и поит чижика. Только не поет чижик. Почему он не поет, мальчик не знает. Мама сказала мальчику: «Чижик хочет на волю.» открыл мальчик клетку. Вылетел чижик, сел на дерево и запел.
Новый голосок
Три яичка лежали в гнезде чайки. Одно яичко стало хрустеть, в нем появилась дырочка. В дырочку выглянул птичий клюв. Это был птенчик чайки. Чайчонок вышел из яичка. Так в мире стало одной чайкой больше. Зазвучал новый голосок. Чайка накрыла птенчика крыльями.
Развитие фонематического восприятия
1. Хлопнуть в ладоши, услышав звук - Ч среди других звуков, которые называет взрослый:
м, б, ч, д, р, к, ч, л, в, ф, х, ч, т, ч, д, ж, п, ч, …
2. Отложить фишку (кружок, кубик), услышав слово со звуком – Ч.
- Меч, мед, луч, кот, дичь, пух, обруч.
- Пенка, печка, норка, ночка, почка, банка, гречка, гренка, колечко.
- Дай, чай, пей, чей, кидал, кричал, львенок, галчонок, пчелка.
3. Найти среди домашних предметов и игрушек такие, в названиях которых есть звук – Ч: чайник, чашка, печенье, ручка, мочалка, мячик, очки, ключ, чемодан, колечко…
4. Добавь слово и выучи стишок.
В бочке водичка,
На бочке синичка.
Пьет часто синичка
Из бочки … (водичку).
У зеленой елочки
Острые иголочки.
Зеленые иголочки
У зеленой … (елочки).
Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
Этот маленький бычок
Уколол свой … (язычок).
5. Изменить слова по образцу.
Нитка – ниточка
Утка – уточка
Река - …
Брюки - …
Облако - …
Молоко - …
бык – бычок
паук – паучок
кулак - …
крюк - …
каблук - …
жук - …
6. Назвать ласково имена детей:
Оля – Олечка
Рита - …
Таня - …
Люда - …
Ваня - …
Ира - …
Нина - …
Света - …
7. Из ряда предложенных предметных картинок отобрать те, в названиях которых есть звук – Ч.
8. Назвать по памяти 5 (10) слов со звуком – Ч.