Выговариваем звук «Л»: логопедические упражнения для детей
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Что делать, если ребенок не выговаривает Л, как научить малыша выговаривать звук Л дома: логопедические упражнения, звук Л в стихах, предложениях и трудных словах, закрепление звука "Л" в речи ребенка.
Если малышу пока не дается звук "Л", вы вполне сможете помочь ему, занимаясь с ним дома. Уделите достаточно внимания артикуляционной гимнастике, описанной ниже, и использованию звука Л в речи ребенка.
Как произносить звук Л: упражнния с логопедом (видео)
Правильное положение органов артикуляции для произнесения звука Л
- Губы слегка растянуты в улыбке.
- Кончик языка на десне, за верхними зубами.
- Боковые края языка подняты вверх, но не касаются зубов.
- Струя воздуха проходит между зубами и боковыми краями языка. Голосовые связки дрожат, в результате чего образуется звонкий звук – л.
Постановка звука Л. Как научить ребёнка произносить звук Л (видео)
Как перавильно произносить звук Л в речи ребенка
- Выполнить упражнение «язык-иголочка». Узкий язык выдвигается вперед изо рта.
- Покусывать узкий кончик языка.
- Поднимать узкий кончик языка за верхние зубы, прикоснуться к десне и опустить язык.
- Произносить длительно звук – а-а-а и в это время прикоснуться узким кончиком языка к десне за верхними зубами. Слышится слог – ал.
- Произносить длительно звук – а-а-а и несколько раз прикусить узкий кончик языка. Слышится слог – а-ла-ла-ла.
- Произносить длительно звук – ы-ы-ы и в это время протолкнуть узкий кончик языка между зубами. Слышится слог – ыл.
Следить, чтобы губы не смыкались, а были растянуты в улыбке. Если звук получился в межзубном положении языка, то его можно начать закреплять в словах. Постепенно нужно будет перевести язык за верхние зубы.
Закрепление звука Л в речи ребенка
- Закрепление звука Л в закрытых слогах:
- Закрепление звука Л в предложениях
Дядя Михаил коня напоил.
Павел поймал галку.
Папа купил елку.
Стул упал на пол.
Дятел искал жуков.
Отец поехал на вокзал.
- Закрепление звука Л в стихах
Ал-ал-ал – я купил пенал.
Ол-ол-ол – я гонял в футбол.
Ил-ил-ил – пять мячей забил.
Ел-ел-ел – песенку запел.
У ежа и елки иголки очень колки.
Спал я спал, спать устал. Взял да встал, постоял-постоял, снова устал и опять поспал.
Солдатик оловянный жил, он пел, шутил и не тужил.
Он воевал, не уставал. И падал сам, и сам вставал.
Закрепление звука Л в открытых слогах
- Закрепление звука Л в предложениях
Мила ела салат.
Мама готовит молочную лапшу.
Мила вымыла ладошки.
В колодце холодная вода.
Закончилась холодная зима.
- Закрепление звука Л в стихах
Все бело, бело, бело.
Много снегу намело.
Вот веселые деньки!
Все на лыжи и коньки!
Мама Милу мыла мылом,
Мила мыло не любила.
Мышка весело жила,
на пуху в углу спала.
Ела мышка хлеб и сало,
но все мышке было мало.
Закрепление звука Л в стечении с согласными
- Закрепление звука Л в предложениях
Мила видела слона.
Слава идет в кладовую.
На яблоне висят сладкие яблоки.
Володя – смелый пловец.
Клава надела белый платок.
Слава плывет на лодке.
- Закрепление звука Л в стихах
Головой кивает слон,
он слонихе шлет поклон.
Съел Слава сало,
да сала было мало.
Божья коровка
– глупая головка:
села на подсолнушек,
думала, что солнышко.
Белое одеяло землю одевало.
Солнце напекло, одеяло потекло.
Закрепление звука Л в трудных словах:
- Закрепление звука Л предложениях
Во дворе лаял пес.
По реке плыл плот.
Котенок лакал молоко.
Кот ловил мышку.
Володя положил пенал на стол.
Михаил погладил носовые платки.
- Закрепление звука Л в стихах
Елка плакала сначала от домашнего тепла.
Утром плакать перестала, задышала, ожила.
Белый снег, белый мел,
белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
белой даже не была.
Солнечный лучик упал на волну,
солнечный лучик попал в глубину,
Плавал он, плавал в глубокой волне
и вспоминал он о солнечном дне.
Закрепление звука Л в текстах
Прослушать текст, который читает взрослый. Пересказать с помощью вопросов, а потом самостоятельно.
- Михаил взял лукошко и пошел за ягодами. Михаил набрал много ягод и устал. Сел Михаил под елку. Где-то дятел долбил кору, он искал жуков. Потом Михаил увидел зайца. Отдохнул Михаил, и пошел домой. По дороге увидел на елке белку. Белка испугалась и убежала.
- Захотел Володя половить рыбы. Он знал места, где водится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась мелкая и крупная. Володя наловил много рыбы. Он толкнул лодку и поплыл домой.
Развитие фонематического слуха у ребенка
- Хлопнуть в ладоши, услышав звук – л – среди других звуков: л, м, н, б, д, л, к, л, х, в, п, л.
- Отложить фишку, услышав слово со звуком – л: мама, лапа, дом, лом, сам, лак, кот, лодка, дуб, луна ….
- Из предложенных картинок или игрушек отобрать те, в названиях которых есть звук – л.
- Самостоятельно найти слова со звуком – л среди игрушек, домашних вещей: лампа, полка, стол, платье, булка, блокнот, колбаса, сало, масло, блузка, и т. д.
- Заменить первый звук в слове на звук – л и назвать новое слово:
Мак – лак, шапка – лапка
Сом – лом, чайка – лайка
Папа – лапа, ножка – ложка
Мама – лама, маска – ласка
ватка – латка
Закрепление звука – л в спонтанной речи
Ребенок называет по памяти слова со звуком – л и составляет с ними предложения. Взрослые следят, чтобы малыш постоянно пользовался правильным звуком в речи.
Теперь вы знаете, что делать, если ребенок не выговаривает Л, как научить малыша выговаривать звук Л дома. Если пра5ктиковать логопедические упражнения, звук Л в стихах, предложениях и тружных словах, то вскоре речь ребенка улучшится.