Выговариваем звук «Л»: логопедические упражнения для детей

Автор

Что делать, если ребенок не выговаривает Л, как научить малыша выговаривать звук Л дома: логопедические упражнения, звук Л в стихах, предложениях и трудных словах, закрепление звука "Л" в речи ребенка.

Если малышу пока не дается звук "Л", вы вполне сможете помочь ему, занимаясь с ним дома. Уделите достаточно внимания артикуляционной гимнастике, описанной ниже, и использованию звука Л в речи ребенка.

Как произносить звук Л: упражнния с логопедом (видео)

Правильное положение органов артикуляции для произнесения звука Л

  • Губы слегка растянуты в улыбке.
  • Кончик языка на десне, за верхними зубами.
  • Боковые края языка подняты вверх, но не касаются зубов.
  • Струя воздуха проходит между зубами и боковыми краями языка. Голосовые связки дрожат, в результате чего образуется звонкий звук – л.

Постановка звука Л. Как научить ребёнка произносить звук Л (видео)

Как перавильно произносить звук Л в речи ребенка

  1. Выполнить упражнение «язык-иголочка». Узкий язык выдвигается вперед изо рта.
  2. Покусывать узкий кончик языка.
  3. Поднимать узкий кончик языка за верхние зубы, прикоснуться к десне и опустить язык.
  4. Произносить длительно звук – а-а-а и в это время прикоснуться узким кончиком языка к десне за верхними зубами. Слышится слог – ал.
  5. Произносить длительно звук – а-а-а и несколько раз прикусить узкий кончик языка. Слышится слог – а-ла-ла-ла.
  6. Произносить длительно звук – ы-ы-ы и в это время протолкнуть узкий кончик языка между зубами. Слышится слог – ыл.

Следить, чтобы губы не смыкались, а были растянуты в улыбке. Если звук получился в межзубном положении языка, то его можно начать закреплять в словах. Постепенно нужно будет перевести язык за верхние зубы.

Закрепление звука Л в речи ребенка

  • Закрепление звука Л в закрытых слогах:
  • Закрепление звука Л в предложениях

Дядя Михаил коня напоил.

Павел поймал галку.

Папа купил елку.

Стул упал на пол.

Дятел искал жуков.

Отец поехал на вокзал.

  • Закрепление звука Л в стихах

Ал-ал-ал – я купил пенал.

Ол-ол-ол – я гонял в футбол.

Ил-ил-ил – пять мячей забил.

Ел-ел-ел – песенку запел.

У ежа и елки иголки очень колки.

Спал я спал, спать устал. Взял да встал, постоял-постоял, снова устал и опять поспал.

Солдатик оловянный жил, он пел, шутил и не тужил.

Он воевал, не уставал. И падал сам, и сам вставал.

Закрепление звука Л в открытых слогах

  • Закрепление звука Л в предложениях

Мила ела салат.

Мама готовит молочную лапшу.

Мила вымыла ладошки.

В колодце холодная вода.

Закончилась холодная зима.

  • Закрепление звука Л в стихах

Все бело, бело, бело.

Много снегу намело.

Вот веселые деньки!

Все на лыжи и коньки!

Мама Милу мыла мылом,

Мила мыло не любила.

Мышка весело жила,

на пуху в углу спала.

Ела мышка хлеб и сало,

но все мышке было мало.

Закрепление звука Л в стечении с согласными

  • Закрепление звука Л в предложениях

Мила видела слона.

Слава идет в кладовую.

На яблоне висят сладкие яблоки.

Володя – смелый пловец.

Клава надела белый платок.

Слава плывет на лодке.

  • Закрепление звука Л в стихах

Головой кивает слон,

он слонихе шлет поклон.

Съел Слава сало,

да сала было мало.

Божья коровка

– глупая головка:

села на подсолнушек,

думала, что солнышко.

Белое одеяло землю одевало.

Солнце напекло, одеяло потекло.

Закрепление звука Л в трудных словах:

  • Закрепление звука Л предложениях

Во дворе лаял пес.

По реке плыл плот.

Котенок лакал молоко.

Кот ловил мышку.

Володя положил пенал на стол.

Михаил погладил носовые платки.

  • Закрепление звука Л в стихах

Елка плакала сначала от домашнего тепла.

Утром плакать перестала, задышала, ожила.

Белый снег, белый мел,

белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

белой даже не была.

Солнечный лучик упал на волну,

солнечный лучик попал в глубину,

Плавал он, плавал в глубокой волне

и вспоминал он о солнечном дне.

Закрепление звука Л в текстах

Прослушать текст, который читает взрослый. Пересказать с помощью вопросов, а потом самостоятельно.

  • Михаил взял лукошко и пошел за ягодами. Михаил набрал много ягод и устал. Сел Михаил под елку. Где-то дятел долбил кору, он искал жуков. Потом Михаил увидел зайца. Отдохнул Михаил, и пошел домой. По дороге увидел на елке белку. Белка испугалась и убежала.
  • Захотел Володя половить рыбы. Он знал места, где водится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась мелкая и крупная. Володя наловил много рыбы. Он толкнул лодку и поплыл домой.

Развитие фонематического слуха у ребенка

  1. Хлопнуть в ладоши, услышав звук – л – среди других звуков: л, м, н, б, д, л, к, л, х, в, п, л.
  2. Отложить фишку, услышав слово со звуком – л: мама, лапа, дом, лом, сам, лак, кот, лодка, дуб, луна ….
  3. Из предложенных картинок или игрушек отобрать те, в названиях которых есть звук – л.
  4. Самостоятельно найти слова со звуком – л среди игрушек, домашних вещей: лампа, полка, стол, платье, булка, блокнот, колбаса, сало, масло, блузка, и т. д.
  5. Заменить первый звук в слове на звук – л и назвать новое слово:

Мак – лак, шапка – лапка

Сом – лом, чайка – лайка

Папа – лапа, ножка – ложка

Мама – лама, маска – ласка

ватка – латка

Закрепление звука – л в спонтанной речи

Ребенок называет по памяти слова со звуком – л и составляет с ними предложения. Взрослые следят, чтобы малыш постоянно пользовался правильным звуком в речи.

Теперь вы знаете, что делать, если ребенок не выговаривает Л, как научить малыша выговаривать звук Л дома. Если пра5ктиковать логопедические упражнения, звук Л в стихах, предложениях и тружных словах, то вскоре речь ребенка улучшится.