Если ребенок плохо говорит: причины и рекомендации

Автор
Если ребенок плохо говорит: причины и рекомендации

Начнем с того, что «плохо говорит» - очень размытая формулировка, но именно с нею родители обычно прибегают на всякие форумы и онлайн-консультации, а ведь всего-то и нужно, что показать ребенка специалисту.

Дефектолог, логопед Наталия Николаевна Коленчук советует родителям не заниматься догадками, а при первых же сомнениях или волнениях вести ребенка к логопеду, и вот почему: «В наше время количество детей с нарушениями речи и отставанием в развитии просто огромно. Логопедические сады переполнены, дефектологи – нарасхват. Причин, к сожалению, не знает никто, сваливают и на «чернобыль, радиацию», но это лишь одна из возможных причин».

Родители детей, которые ходят в детский сад, а особенно родители первоклассников, подтвердят: как минимум несколько человек в группе или классе не успевают за программой по тем или иным причинам. И речь идет не о специализированных, а об общеобразовательных учебных заведениях.

Развитие ребенка проходит определенные этапы и имеет установленные нормы, сверившись с которыми можно определить, есть ли повод для беспокойств.

«Речь человека развивается по своим законам: сначала ребенок должен научиться понимать речь и механически повторять отдельные слоги и звуки. Ребенок запоминает, учится вычленять из речевого потока необходимые слова, параллельно пополняя пассивный словарный запас. То есть ребенок еще не может произнести «машина», но он может показать ее, если к нему обратиться «покажи, где машинка». Важным этапом является развитие слухового внимания. Для того, чтобы убедиться, что проблем со слухом нет, можно просто хлопнуть в ладоши достаточно громко и близко – младенец поморщится, заплачет, хоть как-то, но отреагирует. К сожалению, детей с нарушениями слуха также очень много, поэтому стоит уделить особенное внимание этому вопросу. Слуховое внимание необходимо развивать: повторение простых ритмов, серии звуков, хлопков, ударов, узнавание источника звуков и т.д. Если в год-полтора ребенок вообще не начинает говорить, нужно делать артикуляционную гимнастику, массаж пальчиков рук».

Лепка, рисование, музыка, танцы, куклы, крупная и мелкая моторика, подвижные игры и игры на внимание, методики раннего развития – все это необходимо для развития, в том числе и речи ребенка.

Есть дети, которые растут сами по себе: посадил, а они и выросли и зацвели и плодоносят, будто природа сама их ведет. А есть дети, требующие тщательного ухода, постоянного контакта со взрослыми, которые будет направлять, помогать.

«Обязательный плановый осмотр у логопеда не зря показан в 3 года. В этом возрасте ребенок может говорить на своем «птичьем» языке, но должен уметь рассказать свою любимую сказку или мультик, даже если его понимает только мама, словарный запас – не менее 300 слов. В 5 лет речь ребенка уже должна быть полностью сформирована, он должен уметь сочетать слова по падежам и числам. В этом возрасте нарушение произношения некоторых звуков встречается у большинства детей, но это не означает, что к логопеду идти не обязательно. Обратите внимание на запоминание букв и чтение – это также говорит о развитии речи, только не устной, а письменной. Если не помочь ребенку сейчас – потом это будет сделать гораздо труднее и дольше, а впереди школа…

Не нужно бояться слова «психиатр», нужно бояться упустить время – за недоразвитием речи могут скрываться серьезные проблемы в психическом развитии, которые в этом возрасте успешно корректируются».

Если ребенок начал заикаться, растягивает слова, запинается, не всегда отзывается или делает вид, что не слышит (иногда проблемы со слухом начинаются у детей после приема антибиотиков) – это повод показать ребенка врачу.

«С 4-4,5 лет регулярные занятия в логопедической группе, а еще лучше – логопедический сад – лучший вариант в случае речевых нарушений. Можно заниматься дома с мамой, но для этого логопед сначала должен поставить звук, научить маму определенным упражнениям, артикуляции. Кроме того, есть огромное количество литературы, учебных тетрадей, видео уроков, что, кстати, также свидетельствует о необыкновенной распространенности проблемы».

Проблемы с речью могут быть обусловлены и механическими причинами, наиболее распространенная – укороченная уздечка. Регулярными занятиями с логопедом можно решить проблему. В некоторых случаях может потребоваться и оперативное вмешательство, но это не сложная операция, которую, при местном обезболивании, проводит стоматолог-хирург.