Выговариваем звук «Л»: логопедические упражнения для детей

Автор
1246
Выговариваем звук «Л»: логопедические упражнения для детей

Что делать, если ребенок не выговаривает Л, как научить малыша выговаривать звук Л дома: логопедические упражнения, звук Л в стихах, предложениях и трудных словах, закрепление звука "Л" в речи ребенка.

Если малышу пока не дается звук "Л", вы вполне сможете помочь ему, занимаясь с ним дома. Уделите достаточно внимания артикуляционной гимнастике, описанной ниже, и использованию звука Л в речи ребенка.

Как произносить звук Л: упражнния с логопедом (видео)

Правильное положение органов артикуляции для произнесения звука Л

  • Губы слегка растянуты в улыбке.
  • Кончик языка на десне, за верхними зубами.
  • Боковые края языка подняты вверх, но не касаются зубов.
  • Струя воздуха проходит между зубами и боковыми краями языка. Голосовые связки дрожат, в результате чего образуется звонкий звук – л.

Постановка звука Л. Как научить ребёнка произносить звук Л (видео)

Как перавильно произносить звук Л в речи ребенка

  1. Выполнить упражнение «язык-иголочка». Узкий язык выдвигается вперед изо рта.
  2. Покусывать узкий кончик языка.
  3. Поднимать узкий кончик языка за верхние зубы, прикоснуться к десне и опустить язык.
  4. Произносить длительно звук – а-а-а и в это время прикоснуться узким кончиком языка к десне за верхними зубами. Слышится слог – ал.
  5. Произносить длительно звук – а-а-а и несколько раз прикусить узкий кончик языка. Слышится слог – а-ла-ла-ла.
  6. Произносить длительно звук – ы-ы-ы и в это время протолкнуть узкий кончик языка между зубами. Слышится слог – ыл.

Следить, чтобы губы не смыкались, а были растянуты в улыбке. Если звук получился в межзубном положении языка, то его можно начать закреплять в словах. Постепенно нужно будет перевести язык за верхние зубы.

постановка звука л, постановка твердого звука л, логопедические упражнения звук л, постановка звука л механическим способом, постановка звука л у взрослых, как выговаривать букву л твердую, звук л автоматизация

Закрепление звука Л в речи ребенка

  • Закрепление звука Л в закрытых слогах:
Мал был палка мылся
Бал мыл балка бился
Дал выл галка пилка
Зал жил жалко
Спал пил скалка
Упал бил фиалка
Копал мил скакалка
  • Закрепление звука Л в предложениях

Дядя Михаил коня напоил.

Павел поймал галку.

Папа купил елку.

Стул упал на пол.

Дятел искал жуков.

Отец поехал на вокзал.

  • Закрепление звука Л в стихах

Ал-ал-ал – я купил пенал.

Ол-ол-ол – я гонял в футбол.

Ил-ил-ил – пять мячей забил.

Ел-ел-ел – песенку запел.

У ежа и елки иголки очень колки.

Спал я спал, спать устал. Взял да встал, постоял-постоял, снова устал и опять поспал.

Солдатик оловянный жил, он пел, шутил и не тужил.

Он воевал, не уставал. И падал сам, и сам вставал.

Закрепление звука Л в открытых слогах

Лак лоб лук лижи
Лапа лось луч лысый
Лампа лото лужа лыко
Лапша ложка луна лыжник
Ландыш ложка луковица ломтик
Ласточка локоть лужайка лазить
Ладошка лошадь лукошко ломать
Мала болото тулуп малыш
Пила калоши шалун столы
Дала колодец голубь улыбка
Кулак Володя желудь смелый
Калач холодный палуба спелый
Халат голодный получать каникулы
Cалат поломка
  • Закрепление звука Л в предложениях

Мила ела салат.

Мама готовит молочную лапшу.

Мила вымыла ладошки.

В колодце холодная вода.

Закончилась холодная зима.

  • Закрепление звука Л в стихах

Все бело, бело, бело.

Много снегу намело.

Вот веселые деньки!

Все на лыжи и коньки!

Мама Милу мыла мылом,

Мила мыло не любила.

Мышка весело жила,

на пуху в углу спала.

Ела мышка хлеб и сало,

но все мышке было мало.

Закрепление звука Л в стечении с согласными

Глаза пламя клоун блузка
Класс плавать клочок каблук
Кладовая платок глобус клумба
Гладкий слабый слово клубок
Клавиши флакон хлопать слушать
  • Закрепление звука Л в предложениях

Мила видела слона.

Слава идет в кладовую.

На яблоне висят сладкие яблоки.

Володя – смелый пловец.

Клава надела белый платок.

Слава плывет на лодке.

  • Закрепление звука Л в стихах

Головой кивает слон,

он слонихе шлет поклон.

Съел Слава сало,

да сала было мало.

Божья коровка

– глупая головка:

села на подсолнушек,

думала, что солнышко.

Белое одеяло землю одевало.

Солнце напекло, одеяло потекло.

Закрепление звука Л в трудных словах:

Лаял - лаяла лакал – лакала ловил - …
Плыл – плыла лазил - … ломал - …
Колол – колола плавал - … глотал - …
Делал – делала гладил - … положил - …
  • Закрепление звука Л предложениях

Во дворе лаял пес.

По реке плыл плот.

Котенок лакал молоко.

Кот ловил мышку.

Володя положил пенал на стол.

Михаил погладил носовые платки.

  • Закрепление звука Л в стихах

Елка плакала сначала от домашнего тепла.

Утром плакать перестала, задышала, ожила.

Белый снег, белый мел,

белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

белой даже не была.

Солнечный лучик упал на волну,

солнечный лучик попал в глубину,

Плавал он, плавал в глубокой волне

и вспоминал он о солнечном дне.

Закрепление звука Л в текстах

Прослушать текст, который читает взрослый. Пересказать с помощью вопросов, а потом самостоятельно.

  • Михаил взял лукошко и пошел за ягодами. Михаил набрал много ягод и устал. Сел Михаил под елку. Где-то дятел долбил кору, он искал жуков. Потом Михаил увидел зайца. Отдохнул Михаил, и пошел домой. По дороге увидел на елке белку. Белка испугалась и убежала.
  • Захотел Володя половить рыбы. Он знал места, где водится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась мелкая и крупная. Володя наловил много рыбы. Он толкнул лодку и поплыл домой.

Развитие фонематического слуха у ребенка

  1. Хлопнуть в ладоши, услышав звук – л – среди других звуков: л, м, н, б, д, л, к, л, х, в, п, л.
  2. Отложить фишку, услышав слово со звуком – л: мама, лапа, дом, лом, сам, лак, кот, лодка, дуб, луна ….
  3. Из предложенных картинок или игрушек отобрать те, в названиях которых есть звук – л.
  4. Самостоятельно найти слова со звуком – л среди игрушек, домашних вещей: лампа, полка, стол, платье, булка, блокнот, колбаса, сало, масло, блузка, и т. д.
  5. Заменить первый звук в слове на звук – л и назвать новое слово:

Мак – лак, шапка – лапка

Сом – лом, чайка – лайка

Папа – лапа, ножка – ложка

Мама – лама, маска – ласка

ватка – латка

Закрепление звука – л в спонтанной речи

Ребенок называет по памяти слова со звуком – л и составляет с ними предложения. Взрослые следят, чтобы малыш постоянно пользовался правильным звуком в речи.

Теперь вы знаете, что делать, если ребенок не выговаривает Л, как научить малыша выговаривать звук Л дома. Если пра5ктиковать логопедические упражнения, звук Л в стихах, предложениях и тружных словах, то вскоре речь ребенка улучшится.