Можно ли воспитать счастливого человека?
- Автор
- Дата публикации
Беляева Татьяна Юрьевна
Наверное, многие родители ищут ответ на вопрос, будет ли их ребёнок счастливым.
Что такое счастье? У каждого, наверное, есть своя формулировка. Для меня это – радостно встречать каждый день, легко решать задачи, которые нам ставит жизнь, верить в хорошее, с улыбкой идти по жизни, любить людей, легко взаимодействовать с ними, принимать всё, что даёт нам жизнь, уметь наладить свой быт, взаимоотношения в семье, с друзьями, уметь обеспечить себя и семью всем необходимым.
Можно ли научить ребёнка быть счастливым? Мой муж говорит: «Мы можем научить детей только состоянию, в котором они будут идти по жизни».
Вспомним основателя вальдорфской педагогики Рудольфа Штейнера. Он утверждал, что до 7 лет, в период активного усвоения информации об окружающем мире дети копируют поведение и в первую очередь СОСТОЯНИЕ тех, кто их окружает. Другими словами, дети копируют наше состояние, накапливают в себе наши модели поведения, и если они научились вести себя не так, как бы мы хотели, а общались только с нами, нужно осознать – этому они научились у нас. Необязательно, чтобы мама забирала игрушки у детей на площадке. Она никогда этого не сделает, это ведь неприлично. Но она может постоянно, даже сама того не замечая, силой забирать вещи из рук своего ребёнка, если он взял посмотреть то, что «нельзя». Если она это делает к тому же со злостью и раздражением, ребёнок будет взаправду злиться и сопротивляться каждый раз, когда кто-то из детей будет приближаться к его вещам. А если другому удастся взять игрушку, ребёнок будет силой забирать «своё» и класть на место. Конечно же, есть «взрослые» вещи, которые брать нельзя. Однако высвободить эти вещи из рук ребёнка можно по-разному. Можно с нетерпеливым раздражением, а можно путём уговоров, можно с помощью отвлечения внимания, можно в обмен на что-то, а можно просто с улыбкой и весёлым стихотворением.
Итак, ребёнок учится у нас решать жизненные проблемы, и при этом копирует наше состояние и модели поведения.
Следовательно, если мы хотим изменить поведение ребёнка, мы должны изменить своё поведение по отношению к нему. А если мы хотим изменить своё поведение по отношению к ребёнку (свои действия и поступки, а также их форму), мы в первую очередь должны позаботиться о своём эмоциональном состоянии.
Состояние в моём понимании – это эмоциональная наполненность. Состояние влияет на ход мыслей (чем занят ум), выражается в жестикуляции и мимике, речи (звучащие слова и их тон) и обуславливает действия и поступки.
Есть версия, что для изменения поведения нужно поменять мышление, сформулировать новый тип мыслей. Можно. Но можно пойти от обратного. Изменить эмоции, которые изменят наши мысли. Если мы будем думать о том, что наш ребёнок нас не раздражает, в какой-то момент мы в это поверим. Но если мы не подключим в процессе аутотренинга наши эмоции, и внутренне всё ещё будем напряжены и раздражены, эффект самовнушения сойдёт на нет.
Как же мы можем повлиять на наше эмоциональное состояние? Бывает, для того, чтобы стать довольным и добрым, человек находит внешние стимулы: ест что-то вкусненькое, пьёт что-то расслабляющее, просматривает любимый фильм или едет на природу, чтобы зарядиться положительной энергией. Можно выбрать такой метод. Но он может породить зависимость от внешних стимулов. Если мы хотим по-настоящему изменить наше поведение, и уметь изменять его постоянно, наверное, эффективнее будет найти механизм внутри себя. В конце концов, он всегда под рукой.
Можем ли мы собственными силами справиться с собой? Можем попробовать один из способов, а если научимся, почувствуем, что одной проблемой стало меньше.
Обычно для того, чтобы переполниться хорошими эмоциями, мы думаем о чём-то хорошем, представляем себе прекрасные картины, морские пейзажи и т.д. То есть, воздействуем на эмоции через разум, через мысли. Есть ещё один способ воздействия – через положение тела. Эмоции очень тесно связаны с физиологией человека. М.Норбеков, например, рекомендует для ощущения счастья расправлять осанку и улыбаться. То есть, положение тела, характерное для определённого состояния может вызвать в нас соответствующие эмоции и мысли. По моим наблюдениям, действительно, осанка, положение позвоночника очень сильно влияет на эмоциональное состояние. А вот с улыбкой я бы не спешила. Я бы для начала просто расслабила мышцы лица. Для положительных эмоций, по-моему, важнее состояние спокойствия, чем дикой радости.
Для того чтобы регулярно заниматься изменением внутреннего состояния, на мой взгляд, необходимо освоить такой механизм как отделение Внутреннего Наблюдателя. Что это значит?
В экстремальных ситуациях, требующих повышенного контроля за поведением, например, когда ведёшь машину или играешь на сцене, случается, что видишь себя как бы со стороны. Ты управляешь собой, глядя на происходящее как бы сверху, видишь поведение и выражение лица не только своё собственное, но и своих партнёров. Противоположная ситуация случается, когда человек «выходит из себя». То есть, в порыве чувств, делает что-то, не видя ни себя, ни остальных. После происшедшего иногда даже не может вспомнить, что он кому «наговорил». Вот два противоположных состояния – когда ты управляешь своими действиями и эмоциями, и когда эмоции управляют тобой. В первой ситуации у человека активируется так называемый Внутренний Наблюдатель – механизм, позволяющий координировать свои действия и контролировать чувства. Во второй ситуации эмоции полностью захлёстывают человека, буквально застилают ему глаза, человек не координирует свои действия и не всегда может согласовать их с другими. Присутствие Внутреннего Наблюдателя присуще человеку в состоянии «здесь и сейчас». Внутренний Наблюдатель очень хорошо развит у канатоходцев и охотников – если они не научатся смотреть на себя со стороны, могут распрощаться с жизнью. Внутренний Наблюдатель – это помощник, который сможет изнутри следить за положением вашего тела и состоянием эмоций.
Какие упражнения могут помочь найти в себе Внутреннего Наблюдателя и изменить внутреннее состояние?
1. Когда вы что-то делаете по дому, представьте себе, что вы играете роль, и на вас смотрят зрители. Когда вы это представите, остановитесь и осознайте себя – какой я сейчас персонаж? Уставший и раздражённый или подтянутый и бодрый? Для начала нужно просто научиться осознавать, в каком вы состоянии находитесь. Занимайтесь этим в те моменты, когда вы наедине с собой.
2. Второй этап. После двух-трёх недель регулярных игр «Я играю роль» усложните задачу. Представьте, что в зрительном зале сидит ваш режиссёр. Он смотрит на вас и в определённый момент хлопает в ладоши и говорит: «Стоп!» Остановитесь и осознайте себя. Какая у вас осанка, какие чувства, какие мысли? Режиссёр снова хлопает в ладоши и говорит: «Меняем положение!». Измените положение позвоночника. Проследите при этом, чтобы мышцы вашего лица не напрягались. Когда вы измените положение позвоночника, попробуйте сказать что-то. Посмотрите, как изменилась ваша речь. Переставьте какую-нибудь вещь с места на место, не меняя положения позвоночника. Изменилось ли качество вашего движения? И снова режиссёр говорит: «Стоп! Вернись обратно!» Поменяйте осанку таким образом, чтобы «вернуться» в предыдущий образ. Получается? Вернулись ли те же чувства и мысли?
3. Третий этап. Для продвинутых. Попытайтесь поменять положение позвоночника тогда, когда общаетесь с реальными «зрителями» - с членами вашей семьи. Попробуйте проследить, меняется ли при этом ваша интонация, настроение, мысли.
4. Четвёртый этап. Для самых продвинутых. ПЕРЕД ТЕМ, как начинать общение с членами вашей семьи, войдите за счёт изменения осанки в состояние, которое вы считаете положительным и доброжелательным. Расслабьте при этом мышцы лица. Удерживайте осанку на протяжении всего разговора. И наблюдайте, что получится.
После такой основательной подготовки попробуем решить конкретную задачу – привить состояние счастливого человека нашему ребёнку. Будем исходить из того, что состояние, в котором мы чувствуем себя счастливыми, наш ребёнок скопирует. Если он будет копировать это состояние каждый день, он привыкнет к нему.
Счастливый человек открыт и расслаблен. У счастливого человека вещи в порядке и мечты сбываются. Счастливый человек не спешит и всё успевает. У счастливого человека нет проблем, а есть задача, которую нужно решить. Счастливый человек работает и отдыхает равномерно. Счастливый человек живёт в согласии с природой.