От каракулей к картинке. Эволюция завершается...

Скляренко Элина Олеговна

Вашему малышу уже четыре года… У него все более совершенствуется мелкая моторика рук, и он, все увереннее, справляется с карандашом и кисточкой. Присмотритесь, как малыш активно и легко воспринимает художественные образы, через которые он познает окружающий мир и активно выражает себя в рисунках!

Рисование дает возможность малышу проявить свои чувства и эмоции. Некоторым детям, рисование помогает снять нервное напряжение и уйти от действительности в мир сказок и грез.

Характерная особенность рисунков малышей этого возраста – это их отношение к содержанию рисунка. Присмотритесь, как тщательно они прорисовывают детали и как эмоционально воспринимаются цвета. Если годовалому крохе и двух-, трехлеткам еще все равно, каким цветом размазывать фигуры на листе, то в этом возрасте, малыши уже более серьезно относятся к цветам своего творения. Четырехлетка различает много цветов, в том числе называет уже и такие цвета, как голубой, оранжевый, фиолетовый….. Он уже может себе позволить небрежно нарисовать какой-либо отрицательный персонаж, применяя темные краски, и очень тщательно прорисовывать любимого героя, используя яркие цвета и нарядные орнаменты.

И все же, как правило, в этом возрасте малыш, обходится двумя - тремя карандашами, и к цвету, он относится свободно. Например, солнышко он может изобразить зеленым, если под руку попался такой карандаш. Эта деталь для него еще не столь важна, по сравнению с самим объектом.

В четыре года ваш кроха уже настолько умен, что его внимание к человеку глубинно.

Изучая работы четырехлетних художников, бросается в глаза новая деталь в изображении человека – у него появляется туловище! Руки и ноги теперь, он пририсовывает к туловищу – время “головонога” закончилось!

Малыш растет, он все более осознает свое тело, он изучает его детали, он понимает свою принадлежность к определенному полу….. Все это воссоздается в рисунках и образах.

На лице человека появляются глаза и рот. И не случайно именно глаза и рот! Он смотрит в ваши глаза, или в глаза говорящего человека…… Что больше всего ему важнее при общении? Конечно же, речь! Общение глаза в глаза, и рот для выражения эмоций…..

А вот носа на лице еще нет, или он появляется лишь иногда. Взрослому человеку такое изображение кажется нелепым, а малышу нос в характеристике человека ни к чему. Он не понимает его функции – в общении нос не играет никакой роли…, а раз так, нос игнорируется. Если обратить внимание на нос, то кроха его дорисует…. А уши, скажете вы? Неужели уши не играют роли в общении? А вот уши тоже появятся позже. Потому, что слушать научиться малышу намного труднее, чем говорить……..

И пальцев на руках и ногах пока нет - частности малышу ни к чему. Он схватывает и рисует саму суть. Но вот, ближе к пяти годам, когда ЕГО собственные пальчики станут ловче, и он осознает их значимость, вот тогда, малыш пририсует их к рукам своего человека. А на голове будет уже шляпа, а на теле одежда, через которую будут проступать линии тела, а на ногах обувь…….

В этом возрасте ребенок уже старается дать картинке название, но только после того как ее закончит.

Обратим внимание на важный факт в рисунках маленького творца. Иногда, часть предметов, которые для взрослого человека важны для раскрытия смысла, в рисунках просто исчезают. Они как бы остаются “по ту сторону” творения, но они значимы. Это свидетельство развития фантазии у вашего малыша, он учится уже импровизировать.

Вот кроха рисует яркие кривые линии и он, непременно, расскажет вам, что это волны и буря в огромном океане. А дальше, в своей фантазии, он может дополнить, что там плавает большое чудовище или акула, летит птица, а вдалеке плывет корабль….

Все, более усложняя свой рисунок, малыш ищет название для него. Он пытается дать более точное название своим образам. Иногда, получается даже так, что первоначальный замысел рисунка может резко измениться. Например, неудачно нарисованного человека, малыш может назвать “Страшилой”, “чужим” и пр. Помните, как у Чуковского?

…. “Ну, а это что такое,

Непонятное, чудное,

С десятью ногами,

С десятью рогами?”

“Это Бяка-Закаляка

Кусачая,

Я сама из головы ее выдумала”

“Что ж ты бросила тетрадь,

Перестала рисовать?”

“Я ее боюсь!”

Только после пяти лет он берет чистый лист бумаги и заранее решает, что ему нарисовать… Созрел ум, развита фантазия, есть план и замысел. Содержание рисунка указывает на уровень психического развития ребенка.

Вы попросили нарисовать маму, папу и себя? Что вас удивляет в рисунке вашего малыша? Все одинаковы, только разной величины? А вы укажите на эти различия. И вот, постепенно, шаг за шагом он начинает отражать то, что видит. У папы борода, у мамы большие глаза, а у себя…. А у себя - в зависимости от того, кого ребенок больше любит в семье. Больше привязан к отцу - лицо ребенка похоже на отца., если к матери - на мать.

Психологи установили, что чем глубже ребенок интеллектуально, эмоционально, творчески, тем неожиданнее рисунок и тем выразительнее использованы краски. Развитый ребенок все с большей точностью будет отражать реальный мир, ибо все более наблюдателен. Он передает весь опыт зрительного восприятия, графические шаблоны, все, что усвоил, действуя с предметами. На цветке он изобразит пчелку оранжевого цвета с полосочками, а сам цветок с лепестками и тычинками. Рисунок все более детализируется. Посмотрите, у его коровки появляются рожки, потому что она бодается, а у машинки фары и руль…..

Находясь на прогулке с малышом, обращайте внимание на детали и строение предметов, цветов, деревьев, окружающего мира. В возрасте 5-6-7 лет, малыши уже учатся описывать предметы, у них развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью. Именно поэтому, очень важно подчеркивать составляющие и отличительные признаки предметов, потому что дети этого возраста их могут не замечать еще.

После пяти лет, малыш начинает задумываться над тем, как правильно разместить рисунок на листе. Это тоже умение, которое в дальнейшем поможет ему понять, как текст располагается на странице - сверху вниз и слева направо.

Еще одна важная деталь появляется в детском рисунке именно в этом возрасте. Мы замечаем, что детали рисунка перестают накладываться одна на другую.…. Разные предметы или элементы теперь могут располагаться свободно, отдельно друг от друга, мы можем их подробно и внимательно изучить. Эта важная деталь – свидетельство того, что малыш старается показать все свои знания о данном предмете, его свойства и значимость. Присмотритесь повнимательнее к рисункам вашего ребенка, наверняка там есть и такие, которые могут изображать предмет как бы изнутри, насквозь….. Девочка рисует вазочку с цветами и мы видим даже длинные тонкие стебельки, которые погружены в воду. В реальности, мы не можем этого видеть, а малышка это передает в рисунке, потому что для нее это важный факт – цветочки пьют воду и мама их ставит в вазу. Некоторые психологи называют такие рисунки “Рентгеновским изображением”.

Иногда, на рисунках можно заметить совсем несопоставимые факты или свойства, явления…. Это свойственно малышам. Ребенок может запросто разместить в одной композиции разные явления, например, снег и жаркое солнце, лето и зиму…. Старайтесь спокойно реагировать на такие выражения фантазии малыша, не делайте ему замечания, не требуйте правильных изображений! Ваш малыш только приближается к фантастике, но это еще не сама фантастика. Стремление ребенка к выражению на бумаге такого разнообразия и фантазии – это свидетельство потребности малыша выразить и показать свои знания и умения.

А теперь мы вернемся к теме “Копирования” в детском рисунке.

Если завершением детского рисунка является реалистическая копия, то, возникает вопрос: “Почему же ребенку так сложно делать копии в более младшем возрасте?”

Как уже подчеркивалось, копирование – это очень “Чуждо” для малыша в возрасте до 4 лет… При срисовывании, ребенку очень сложно представлять в едином целом и оригинал и его копию на рисунке. Когда малыш только учится копировать, он постоянно смотрит на оригинал (предмет) и почти не смотрит на свой рисунок…. Чуть позже он обращает больше внимания на свое отображение оригинала. Очень удивительно, но факт - копируя предмет, малыш делает его полное зеркальное отображение. И ему это не доставляет никакого неудобства. Кстати, исследователи утверждают, что это своеобразная подсознательная “хитрость”, которая направлена против копирования.

Ребенок растет и к ближе к 6-7 годам он воссоздает полную копию предмета-образа. Конечно, это еще своеобразная пародия на оригинал, но очень похоже! Считается, что создание полной копии предмета в рисунке ребенка- это завершение эволюции детского рисунка.

Вы должны помнить, что копирование ребенком рисунков или предметов, не формирует изобразительное умение у малыша. Детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далекими от реальной жизни, на самом деле являются зародышем творчества. Фантазии ребенка необходимо всячески поощрять и развивать. Например, вы подарили малышу меховую игрушки-зверька, так помогите ему подробнее ее рассмотреть, сочините вместе целую игру-сказку, историю про это животное, помогите малышу идентифицировать себя с этим зверьком.

Еще одна интересная особенность просматривается в детских рисунках с самого начала детского творчества.

Вы когда-нибудь задумывались над вопросом: “Влияет ли пол малыша на тематику его рисунков?”. Вы не обращали внимание на то, что больше все рисуют мальчики, а что девочки? Ну, конечно же! Самая любимая тема для девочек - это солнышко, цветы, природа, куклы, бантики и украшения, орнаменты и сказки. В этих рисунках много ярких и солнечных образов, стремление приукрасить окружающий мир. Девочки рисуют кукол с невероятными прическами и оригинальными платьями, огромными яркими глазами с ресницами и с обязательными атрибутами- бантиками и коронами.

А вот для мальчика, на первый план, выступает техника в полном ее разнообразии, всевозможные военные события, битвы….

Почему же так происходит? Почему с такого раннего возраста у мальчиков все естественное отодвигается на второй план и заменяется техникой? Психологи приходят к выводу, что таким вот образом, мальчики, подсознательно приходят к образам, в которых проявляется сила, мощь и движение, а девочки – ко всему тому, в чем они видят зарождение и проявление жизни.

Многим малышам очень нравится, когда их работы выставляют на всеобщее обозрение. Длинный коридор, или стена в детской комнате может послужить художественной галереей для рисунков вашего ребенка. Желательно подписывать даты рисунков, чтобы проследить за художественным развитием малыша.

Заканчивая тему эволюции детского рисунка, очень хочу обратить внимание родителей на то, чтобы они всегда помнили, как важно для ребенка рисование! Рисуя, малыш готовит себя к жизни, он учится самостоятельно трудиться, решать все свои проблемы самостоятельно, развивает свою фантазию и интеллект, эмоции и формирует свой характер.

Для малышей, рисование – это, прежде всего игра, которая подчинена всем законам детских отношений. Рисование - это еще и развлечение для ребенка, и способ его самовыражения. Постарайтесь понять это и не мешать творческому развитию, дайте ему возможность реализовать себя в рисовании. Пусть у вашего малыша будет свое рабочее место и наборы для художественного творчества. Краски, кисточки, карандаши, бумага, фломастеры, мелки, пластилин, пастели, клей – все это должно быть доступно для крохи. Пусть он в любое время, когда ему захочется, сможет выразить свои эмоции и чувства к окружающему миру. Ведь детский рисунок – это еще и психологический тест настроения и внутреннего мира малыша. В рисунках он передает то, что больше всего его волнует…. Внимательные родители вовремя заметят в них радость и страх, наивность, и горький опыт, тревогу или оптимизм, раскованность или зависимость, одаренность или заурядность.

Но на эту тему мы поговорим в следующий раз.