Насколько правильно развивается малыш?

Автор

Осмотр новорожденного неврологом поможет избежать многих проблем в будущем. Не все молодые родители понимают важность посещения невролога, а ведь именно этот врач может определить насколько полноценно и своевременно развивается нервная система Вашего малыша. Невролог определит малейшие отклонения в развитии ребенка, а также поможет выявить потенциальные риски его нервной системы. Очень важно с самого рождения понимать реакции детского организма на влияние внешних факторов окружающей среды. Поэтому выявление возможных нарушений и их устранение в самом раннем возрасте – поможет заложить хороший фундамент для полноценного развития здоровья ребенка на всю дальнейшую жизнь.

1-й месяц жизни

Начиная с третьей недели, новорожденный начинает сознательно оглядываться по сторонам, искать знакомые предметы и лица. Он начинает узнавать всех тех, кто постоянно находится рядом с ним: родителей, бабушек, дедушек, братиков-сестричек – родных и близких из окружения семьи, всех тех, кто ухаживает за малышом и проводит рядом с ним значительное время. Уже к концу месяца ребенок вполне осознанно ищет знакомые лица и улыбается им. Значительную часть времени на первом месяце жизни ребенок проводит во сне. Но это вовсе не значит, что он не слышит окружающие звуки и не реагирует на свет. Очень важно в моменты сна малыша не повышать тон при разговорах, поскольку даже в спящем состоянии он начинает искать источники звука и света и поворачиваться к ним. В это время на его личике может отображаться испуг, а лобик наморщиться. Хотя разговоры, в то время, когда ребенок спит, вполне возможны, если их тон будет спокойным и ласковым. Это сформирует у младенца чувство защищенности и уверенности. Также очень благоприятно на него подействует спетая вами колыбельная перед сном.

2-й месяц жизни

В этот период активно начинают работать разгибательные мышцы, в то время как мышцы сгибательные становятся менее активными. Ребенок начинает много двигать ручками: разводить их в стороны, поднимать, потягиваться. Он уже способен ненадолго удерживать игрушку. А также начинает пробовать на вкус все то, что попадает ему в руки. Малыша начинают привлекать яркие предметы и игрушки, которые он пытается внимательно рассматривать. Он прилагает усилия, чтобы их толкнуть, хотя удерживать надолго в руках что-либо ему пока еще сложно. В этот период ребенок самостоятельно и осознанно поднимает головку, сначала находясь в горизонтальном положении, а затем – в вертикальном, находясь на руках у родителей. На втором месяце жизни характерен интерес и внимание к дальним и неподвижным предметам, это связано с особенностями развития зрения у малышей в этот период. Затем внимание переключается на более близкие и движущиеся предметы. На его лице часто можно увидеть положительные эмоции – улыбки, приветливые агуканья в ответ на мамины ласковые интонации.

3-й месяц жизни

К третьему месяцу ребенок становится значительно активнее. Начинает отличать «своих» от «чужих» по внешности и голосу, понимает интонации, выбирает понравившиеся игрушки. Как правило, выбранные малышом игрушки не очень большие, это могут быть погремушки, которые он может удержать в своих ручках. К этому моменту уже может сам переворачиваться со спинки на бочок, а затем на животик – ему нравится так лежать и разглядывать окружающую обстановку. Он совершает попытки самостоятельно дотянуться и взять понравившиеся игрушки, которые потом тянет себе в рот.

4-й месяц жизни

На четвертом месяце малыш пытается понять свои тактильные ощущения. Он исследует методом ощупывания все доступные предметы, которыми окружен: кроватку, пеленки, одежду, собственное тело. Ребенок начинает изучать свои ручки. Это довольно важный процесс в его развитии, так как при этом задействованы определенные группы мышц, которые удерживают ручки в одном положении на некоторый период. Кроме того, активно подключаются и зрительные функции. Ребенок начинает анализировать и сопоставлять свои ощущения. Он совершает много хаотичных движений при попытках что-то схватить, но вскоре движения становятся более четкими и точными. Его умение переворачиваться со спинки на животик и наоборот не составляет большого труда, он умеет садиться при поддержке за руку.

5-6 месяц жизни

В этом возрасте малыш все тенет в рот и пробует на вкус. Это не должно пугать родителей, так как таким образом ребенок исследует мир и развивает все органы чувств. Для него осязание и вкус – это такие же чувства как слух, зрение, прикосновение. Малыш еще не понимает, для чего нужен тот или иной предмет, поэтому так он пытается самостоятельно это определить. Важно только, чтобы в рот малыша не попали некачественные игрушки и мелкие предметы. К 5-6 месяцам активно начинает развиваться речевой аппарат. От малыша уже можно услышать слоги «ма», «па», «да», а лепет и агуканья становятся более продолжительными, движения более динамичными. Реакция на родных и на незнакомых людей существенно отличается. Малыш уверенно может захватывать игрушку и удерживать ее, когда лежит на спине. Также он может садиться, опираясь на руку.

9-10 месяц жизни

Ребенок начинает активно ползать по квартире, причем с такой скоростью, что за ним едва можно уследить. Поэтому следует заранее побеспокоиться о его безопасности, так как привычка все тянуть в рот только усиливается – теперь он может самостоятельно передвигаться, а значит для юного разведчика доступно много нового, включая провода и розетки, а также завалявшиеся острые и мелки предметы. На 10-м месяце ребенок уже может отталкиваться и, опираясь двумя руками на какую-то опору, - ходить. Способен говорить «мама», «папа», «баба», понимает название некоторых предметов. Для этого периода также характерно активное подражание взрослым: малыш машет рукой, собирает и разбрасывает игрушки, копирует интонации старших, играет в ладушки и другие игры для самых маленьких.

11-12 месяцы жизни

Ребенок начинает ходить. Сначала он это делает осторожно и неуверенно, опираясь на что-то и подавшись вперед, аккуратно переступая, а затем все увереннее и увереннее его походка приобретает четкость и координацию. Малыш может оборачиваться, приседать, брать игрушку и снова подниматься, не падая при этом. К годику он понимает, где какие части тела, активно показывается их по просьбе взрослых. Самостоятельно пьет из чашки, обхватив ее обеими ручками, держит ложку. Машет головкой «да» и «нет». Ему нравится выполнять простые поручения взрослых: принести какую-то вещь, позвать кого-то из родственников и т.д.

В лексиконе малыша уже есть небольшой набор слов. Не стоит переживать, если малыш не очень активно на данном этапе запоминает новые слова и расширяет словарный запас, обычно у мальчиков этот процесс происходит на несколько месяцев позже, чем у девочек, это связанно с особенностями развития психических функций обеих полов. Если в наборе ребенка есть минимальный запас слов – бить тревогу пока не надо. Также на развитие речи у малышей может повлиять двуязычность семьи, когда каждый из родителей обращается к малышу на своем родном языке. В таком случае желательно выбрать для начала один из языков, а после усвоения его ребенком, можно приступать ко второму. Уже от года до двух лет малыши общаются небольшими фразами. Со временем фразы наполняются новыми словами, становятся сложнее и совершенствуются.

Автор: Ева Архипова