Кто расклеивает ярлыки?

Кто расклеивает ярлыки?

У всех дети как дети, а ты…

Так или почти так начинались фразы родителей, которые отпечатались в детских воспоминаниях обидой и злостью. Никогда, никогда я не скажу и не подумаю такого про своих детей!

Но ко всему приходят мелкими шажками по вполне безопасной тропинке. А впереди оказывается не полянка с ягодами-грибами, а вполне приличное болотце, название которому - ОЦЕНКА.

С точки зрения профессионала, призываю всех родителей: не оценивайте своего малыша, принимайте его таким, какой он есть! Но…

Глядя, как на площадке среди других детей резвится моя малышка, нет-нет да и прилетает навязчивая муха:

- А такая ли она ловкая?

- Сообразительная?

- Добрая?

- Общительная?..

Стоп-стоп! Откуда же идет оценка, если я не хочу оценивать? Я же психолог! (тоже, кстати, оценка).

Корни оценки начинаются так далеко, что иногда их уникальную историю сложно проследить:

- Малыш пошел (заговорил, начал сидеть и т.д.) РАНЬШЕ/ПОЗЖЕ чем у … (целый перечень лиц близких, друзей, знакомых).

- Малыш при рождении весил столько-то, а значит БОЛЬШЕ/МЕНЬШЕ чем у …

- Беременность протекала СПОКОЙНЕЕ/БОЛЕЗНЕННЕЕ чем у …

- Забеременела РАНЬШЕ/ПОЗЖЕ чем…

Возвращаемся в свое детство:

- Училась в школе ЛУЧШЕ/ХУЖЕ чем…

- Была ребенком общительным/необщительным…

Практически все - от оценки новорожденного (по шкале Апгар) до экономических терминов (РЫНОК труда, ОБМЕН любезностями) в отношениях с другими людьми провоцирует нас наклеить очередной ярлык. Сравнение себя с другими людьми -- главный источник оценки.

Поскольку ни один человек не может прожить без других людей, сравнение - главный механизм познания себя, поэтому сопоставлять себя с другими людьми так же естественно, как дышать:

Я маленький - ОН большой.

Я слабый - ОН сильный.

Я ребенок - ОН взрослый.

Мы, конечно, - сами источники ярлыков. К сожалению, мы забываем, что то, что оценено, мало поддается изменению. Наоборот - вся психическая энергия направляется на оправдание и подтверждение ярлыка. А результат оценивания - неуверенность, обида, непонимание, а главное - НЕДОВЕРИЕ со стороны маленького человечка, который так хочет развиваться и меняться.

С трудом удается не клеить ярлыки (ведь знаешь, что это ПЛОХО):

Я не буду тебя оценивать!

Я не буду тебя оценивать!

Я не буду тебя оценивать!

Как молотком по гвоздю - чем сильнее бьешь, тем глубже он заходит. Чем сильнее наше стремление «не оценивать», тем больше ярлыков (даже тайно от себя, поскольку навесил на себя ярлык «Я -- БЕЗОЦЕНОЧНЫЙ»).

Это, конечно, не рассуждения на тему «что такое хорошо и что такое плохо». Я бы поставила вопрос по-другому: «Хочу ли я быть пусть даже с самым замечательным ярлыком, но на всю жизнь?»

Забыв на время о том, что «оценивать не нужно», я начала воспринимать (себя в первую очередь) как набор фактов и характеристик. Вопросы и неуверенность (на месте которых раньше стояла оценка) сменились растерянностью, а вслед за ней - уверенностью и утверждением:

Я такая???

Я такая…

Я такая!!!

Елена Голубева,

магистр психологии.

Институт социальной и

политической психологии,

лаборатория психологии

политического выбора;

преподаватель Института

театрального искусства

им. И.К. Карпенко-Карого:

психология творчества,

психология управления.

Журнал "Для будущих мам" № 7 июль 2003