Не обижай маленького, или детская агрессия

Автор
Не обижай маленького, или детская агрессия

В предыдущем номере мы открыли тему проблем детской ревности. Сейчас давайте поговорим о том, как поступать, если старший ребенок ведет себя агрессивно по отношению к малышу.

Для родителей может быть большим шоком проявление агрессии со стороны старшего.

Вы хотели бы видеть старшего любящим, послушным, добрым и заботливым братом/сестрой, а вместо этого - ребенок пытается ударить, ущипнуть, укусить малыша… Первой реакцией вполне естественно становится желание одернуть, а то и ударить - "чтобы знал". Но давайте попробуем разобраться, почему дети ведут себя агрессивно, что они чувствуют в этот момент?

Давайте представим: жила-была семья - мама, папа и ребенок, которому доставалось все внимание и любовь родителей. Для них он - самый лучший, самый замечательный. С ним играют, общаются, уделяют много-много времени. Бабушки и дедушки, тети и дяди - внимание всей семьи направлено на него, младшего. Но со временем ситуация меняется. Появляется малыш, и старшие переключаются на него. Уставшая, измотанная мама - ведь не каждая семья может позволить себе няню; озабоченный заработком папа; все родственники умиляются очаровательным крошечным созданием.

Если старшему ребенку до 6-7 лет, он сам с трудом понимает, что произошло, особенно в том случае, если взрослые до рождения малыша недостаточно подготовили его. Мы уже упоминали о том, что старший может решить, будто его больше не любят, и он больше не нужен. Эти переживания очень травматичны, и уже взрослый человек, бывает, считает себя недостойным любви, "плохим", раз родители "предпочли" ему младшего.

Ребенок чувствует, что изменения в семье связаны с этим маленьким человечком, с которым еще не пообщаешься, не поиграешь. Мы должны понимать, что вполне естественно на подсознательном уровне у ребенка может возникнуть желание избавиться от причины перемен - то есть желание, чтобы все было как раньше. Между тем, ребенок еще не может осознать свои чувства, ему крайне сложно найти им адекватное выражение. И от нас, любящих родителей, зависит, сможем ли мы помочь ему.

Вот несколько советов, как вести себя в такой трудной ситуации.

1. Постарайтесь четко показать ребенку, что не позволите обижать малыша. При этом не унижайте старшего, не наказывайте его - не озлобляйте его еще больше!

2. Помогите старшему найти адекватное выражение для эмоций - пошумите, побегайте, если он возбужден; поиграйте в ролевые игры, в которых ребенок может проявить свои чувства "от лица" какого-либо персонажа.

3. Помогите ребенку осознать: то, что происходит с ним - нормально, он не одинок в своих переживаниях: "Многие маленькие девочки и мальчики боятся, что мама и папа больше их не любят. Бывает, им так грустно от этого, что даже хочется ударить малыша, ведь кажется, что он виноват в этом".

4. Помогите ребенку осознать свои чувства, говорите с ним об этом: "Наверное, ты сердишься на малыша, ведь ему нужно столько внимания. Ты сердишься на нас с папой, ведь мы стали меньше общаться с тобой".

5. Оценивайте не ребенка, а его поступок: "То, что ты сделал, очень плохо, так не нужно поступать. Но ты еще маленький, чтобы всегда помнить это, и я помогу тебе справиться с этим".

6. На многих детей действуют мамины слова: "Я малышу запретила тебя обижать, и ты его не обижай".

7. Нельзя подчеркивать разницу в вашем отношении к обидчику и "жертве": ты, такой злой и плохой, обидел кого-то доброго и хорошего. Это лишь обострит страдание маленького человечка - он просто придет к выводу, что и Вы против него.

8. Дайте ребенку понять, что вы всегда готовы прийти ему на помощь и поддержать его!

Есть еще одна причина, по которой мы должны помогать нашим детям справляться с негативными эмоциями - это опасность возникновения аутоагрессии.

В этом случае весь всплеск переживаний малыша направляется на него самого - он может подсознательно "наказывать" себя за "плохие" мысли в адрес родителей или младенца (особенно если в семье его активно порицают за агрессию, вместо того, чтобы признавать ее и "договариваться" с ней). Такие детки могут кусать себя, вырывать волосы, брови, ресницы, травмировать себя. А вырастая, неадекватно занижено и излишне критично оценивать себя, быть слишком робкими и неуверенными. Понятно, что ни одна мама не желает этого своему ребенку.

Вполне естественно, нам очень хотелось бы, чтобы ребенок никогда не испытывал чувства гнева, обиды, досады… Но возможно ли это для малыша - если нам, взрослым, зачастую так сложно контролировать себя? Не нужно бороться с агрессией - ее можно лишь подавить, и тогда она станет скрытым конфликтом внутри личности, оставляя свой отпечаток на взрослой жизни. Гораздо эффективнее научить малыша, да и самих себя, направлять агрессию в приемлемое русло.

Мы уже упоминали: ребенку необходима наша помощь, чтобы осознать свои чувства по отношению к родителям, малышу и самому себе.

В этом нам могут помочь сказки. Вот одна из таких "маминых сказок", которые рассказывала старшей дочке мудрая мама Дина Трушина.

Сказка про дочку старшую, главную.

Так мы боролись с детской ревностью к новорожденному братику Сашеньке.

- Мама, не уходи! Еще расскажи сказку!

- Хорошо, ты ложись на бочок, а я рядышком.

- А ты мне сказку про Дианочку расскажешь?

- Лучше про другую девочку, которая была похожа на тебя, пусть ее зовут Яночка...

- И про братика Сашу?

- Нет, про сестричку Машу.

- Тогда мама будет Дина!

- Пусть... Слушай.

В одной деревне жила-была девочка Яночка. И были у нее папа, мама и малюсенькая сестричка Машенька. То есть сначала ее не было совсем, а потом она откуда-то появилась и заняла полдома и все свободное мамино время. Вот и подумала Яночка, что маме она больше не нужна и решила уйти из дома, поискать другую маму, получше.

Взяла она рюкзачок, положила в него любимого мишку, вязаную куклу и сказала маме: "Я ухожу!". "Куда же?" - спросила мама, укачивая на руках маленькую сестричку. "Пойду искать другую..." - но тут сестричка проснулась и заплакала... и мама не услышала продолжения: "...маму, которая будет любить только меня." Старшей дочке стало очень грустно, вышла она из дома за ворота и пошла по дорожке куда глаза глядят.

За деревней был большой и немножечко волшебный лес. И девочка все шла и шла по лесной тропинке, пока не встретилась ей рыжая лисичка. "Куда ты идешь, девочка? И совсем одна!" - спросила она. "Иду искать себе маму, такую, которая будет любить только меня", - вздохнула Яночка. "Живи у меня вместе с моими лисятами, а я буду тебя любить, вкусно кормить и никому не дам в обиду", - предложила лисичка.

Девочка с трудом влезла в тесную лисью норку и от усталости сразу заснула. Утром добрая лисичка притащила ей и лисятам в зубах завтрак - несколько полуживых мышей. Лисятам такой завтрак очень понравился, и они стали уплетать мышей за обе щеки, но Яночка есть такой завтрак не захотела. И мышек ей было жалко. Сказала девочка лисичке "спасибо" и пошла дальше. В лесу было много малины, и девочка шла и срывала с каждого куста понемножку, но все равно хотелось съесть кусочек хлеба. Увидела с дерева Яночку белочка, спрыгнула пониже и спросила: "Девочка, куда ты идешь?" А она ответила: "Иду искать себе маму, которая будет любить только меня". Белочка позвала Яночку жить к себе. Полезла девочка по стволу дерева в белкино дупло, но не сумела. Тогда белочка насыпала ей в рюкзачок орешков и Яночка пошла дальше.

В этот день ей повстречалось много разных зверей. У ежихи Яночке не понравилось - холодно спать на сырой траве. У оленихи тоже не понравилось, потому что девочка не умела спать стоя и не любила есть веточки и траву. А сова сказала, что спит днем, а этого Яночка терпеть не могла.

Долго бродила девочка по лесу. Платьице испачкалось, рюкзачок порвался, болели ножки, и все время хотелось есть. Наконец набрела она на маленький домик. А на крылечке сидел старичок в фуражке. Это был лесник. "Дедушка, -сказала Яночка, - можно у тебя остаться?" Удивился старичок, позвал в дом. Усадил за стол, накормил, напоил и стал расспрашивать, кто такая и откуда пришла. Стала девочка рассказывать ему про маму, сестричку и как ушла она из дома искать другую маму. Огорчился старик, задумался и спросил: "А ты свою маму любишь?" "Люблю", - сказала Яночка и заплакала.

- Страшная сказка, мама! Я боюсь!

- Не бойся, все будет хорошо...

Посадил дед Яночку на свою лошадку, а сам взял лошадку за поводья и рядом пошел в деревню. К девочкиной настоящей маме. Все это время мама везде искала дочку и очень боялась, что девочку съели дикие звери. А сейчас она стояла на крылечке, смотрела на лесную опушку и думала про свою девочку. И вдруг мама увидела лесника, который вел лошадку, а на лошадке сидела Яночка - чумазая, но живая и невредимая. Мама побежала к ним, а дочка спрыгнула с лошади и тоже побежала к своей маме. Мама подхватила девочку на руки, стала ее обнимать и целовать. А сама почему-то плачет. И дочка плачет. Когда они успокоились, позвали лесника в дом. И он рассказал маме, как встретил Яночку.

Вечером мама уложила спать сначала маленькую сестричку, а потом и Яночку. И сказала дочке: "Больше никогда тебя от себя не отпущу!" А девочка сказала маме: "А я сама больше не буду убегать. Потому что ты самая лучшая мама. Я тебя очень люблю. И сестричку тоже люблю". Тут она повернулась на бочок, закрыла глазки и уснула.

А когда сестренка подросла, девочки очень подружились. Обе главные, любимые мамины дочки.

Как видите, совсем несложно - каждая мама, папа или бабушка сможет придумать похожую историю и рассказать ее малышу.

Теперь, когда у Вас не один, а целых два малыша, Вы сможете дарить им еще больше любви. Каждому из них Вы подарили неоценимое сокровище - близкого человека, сестру или брата. Так помогите им научиться общаться между собой и любить друг друга, ведь они еще такие маленькие! А когда подрастут, они, наверняка, оценят Вашу мудрость и заботу. Успехов Вам и Вашим детям!

Анна Рымаренко, психолог.

Журнал "Для будущих мам" № 3 март 2003