Мама, помоги! или почему дети плачут
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Нам бы очень хотелось, чтобы любимый малыш никогда не плакал. Пусть он лучше гулит, смеется и строит маме с папой глазки. Но так устроен мир: до определенного момента малыш умеет только плакать, это его единственный способ общения с миром. И мы, любящие мамы и папы, должны быть готовы к этому: малыш в любом случае плакать будет. Другое дело, почему он это делает, как мы к плачу относимся и как на него реагируем.
Почему малыши плачут?
Прежде всего, из-за дискомфорта - физического или душевного. Это может быть голод, усталость, боль, малышу может быть жарко или холодно, скучно или страшно… И пока что он может сообщить нам о своих ощущениях только плачем. Со временем, если родители внимательны к малышу и к себе, они научатся различать разные виды плача:
- голодный - требовательный, настойчивый или просительный, иногда с жалобным выражением лица;
- крик ребенка, испытывающего боль, - пронзительный и режущий;
- тихое и долгое "скуление " малыша может говорить о том, что он испытывает недостаток в общении, устал или хочет спать.
Как мы реагируем на плач?
К сожалению, в нашей культуре к плачу вообще отношение очень негативное. Это считается неприличным, недостойным занятием…Подумайте, как часто Вы сами позволяете себе хорошенько, качественно поплакать - с чувством, навзрыд, тогда, когда Вам этого хочется? И наверняка Вы испытываете при плаче стыд, смущение, давите в себе рвущиеся рыдания, которые сдавливают горло, не дают говорить…Так и рождаются психосоматические нарушения: когда мы не позволяем себе «побыть» в какой-то эмоции, мы загоняем ее глубоко в организм - болит желудок, сердце, горло, голова…
А ведь плакать - ЕСТЕСТВЕННО!!! Не зря Природа дала нам слезы и слезные каналы, не зря, когда нам больно, или страшно, или обидно, слезы сами «подступают».
Поэтому подумайте: как Вы сейчас относитесь к плачу вообще? Ваше отношение, возможно, повлияет на то, как Вы будете реагировать на плач Вашего ребенка -- сначала младенца, а потом подрастающего…
Иногда человек, который слышит плач ребенка, чувствует раздражение и злость. Почему? Потому что его установки неслышно шепчут ему: «Плакать нельзя, это стыдно и гадко, а этот младенец позволяет себе, он поступает плохо».
А теперь давайте отвлечемся и подумаем: а что, если принять и признать необходимость плача для ребенка? Ведь он и оберегает Вашего малыша -- сигнализируя об опасности, угрожающей ему (тот же голод, перегрев и т.д.). Если задуматься о полезности плача, о том, какую информацию он дает маме о состоянии малыша, -- можно понять, что на самом деле без плача (пока малыш не начнет говорить) мы, мамы, никак бы не справлялись.
Что делать, когда малыш плачет?
Прежде всего - в любом случае - подойти к плачущему ребенку и проверить:
- находится ли он в неудобном положении;
- не жмет ли ему одежда;
- не слишком ли ему жарко или холодно;
- не болит ли у него что-нибудь;
- не мокрый ли он;
- не голодный ли он.
Наверное, один из самых болезненных вопросов для родителей - брать ли плачущего ребенка на руки? И реагировать ли вообще на плач?
Существует предрассудок, что ребенок может привыкнуть и научиться манипулировать родителями, что он будет несамостоятельным, что он вообще не захочет слезать с рук… А теперь вспомните: много ли Вы видели школьников, женихов в ЗАГСе, директоров заводов, которые передвигаются исключительно на ручках у мамы?
Очень активно эти предрассудки насаждались советской педагогикой - для того, чтобы сделать ребенка удобным. Действительно, мама должна была совершать социалистические подвиги (что делать с трехмесячным младенцем на руках не совсем удобно), а в яслях, понятное дело, нянечка и воспитатель -- двое на 25 младенцев. Вот и приспосабливались, как могли. Подводили теоретическую базу.
Насколько актуально это для нас сегодня? Хотите ли Вы сделать ребенка удобным - тихим, безынициативным и закомплексованным во взрослой жизни, или Вы хотите вырастить уверенную в себе личность?
Представьте себя на месте месячного младенца. Вы еще не умеете координировать свои действия, Вы не можете ничего делать для себя сами, и единственный способ общения с миром - это плач. Что будет с Вами, если на Ваш призыв попросту не будут реагировать, боясь Вас «испортить»?...
К тому же взять ребенка на руки - это ЕСТЕСТВЕННОЕ желание. Так зачем же насиловать себя и малыша? Позвольте Вашей материнской интуиции помогать Вам, не отмахивайтесь от нее.
Приласкайте кроху, почувствуйте на руках его приятную тяжесть, тепло маленького тельца… Рассмотрите поближе его носик, реснички - маленькие-маленькие, но настоящие! Это Ваш любимый малыш, которого Вы носили в себе, целых девять месяцев Вы были одним целым… Когда малыш чувствует поддержку, он имеет достаточно сил для своего развития - ему не нужно тратить их на истерики, чтобы привлечь к себе внимание. Ему не нужно бояться ошибок - ведь Вы всегда любите его.
В заключение хотелось бы привести слова из замечательной книги, известной во всем мире, - "Ваш ребенок: все, что вам нужно знать о вашем ребенке с рождения до двух лет". Авторы - Уильям и Марта Серз - американские педиатры, имеющие двадцатилетнюю врачебную практику и 8 (восемь!) собственных детей. Вот что они говорят о близости родителей и детей:
«Исследования показали, что младенцы, постоянно поддерживающие связь со своими мамами в течение первого года жизни, легче переносят разлуку с ними, когда становятся старше. Сначала ребенок ощущает себя неразрывно связанным с матерью (в чреве матери он составлял с ней одно целое), постепенно он отдаляется от нее, становится самостоятельнее, начинает изучать окружающий мир, но при этом он по-прежнему хочет чувствовать себя в безопасности, а это чувство обеспечивается близостью родителя. В незнакомой ситуации ребенок, сохраняющий контакт с матерью, смотрит на нее и ждет знака, поощряющего его на активные действия, на исследование нового. В следующий раз, когда начинающий ходить ребенок окажется в сходной ситуации, он почувствует себя способным обойтись без поддержки матери. То, что мать всегда рядом и готова помочь, придает уверенности и помогает малышу полагаться на свои силы, приводит к развитию самостоятельности. Короче говоря, ребенок, поддерживающий связь с матерью, привыкает доверять, а чувство доверия благоприятствует развитию самостоятельности…
Ребенок, которому хорошо, и ведет себя хорошо. Сигналы, которые он подает, находят отклик.
Он ощущает постоянную связь с родителями. Он чувствует их любовь. Он доверяет. Это внутреннее чувство благополучия приводит к тому, что ребенку не из-за чего беспокоиться.» Не правда ли, вдохновляет?
Удачи Вам и Вашим деткам!
Рымаренко Анна, психолог.