Новорожденный и горшок
- Автор
- Дата публикации
Ерко Марина
Хорошо помню, как 11 лет назад мама держала моего новорожденного брата над ванной и приговаривала всем известное заклинание «пись-пись». Заклинание действовало! При отсутствии стиральной машины и возможностей приобретать памперсы 5-6 сэкономленных в день пелёнок были настоящим подарком.
К моменту рождения моих собственных карапузов мотив экономии уже был не так актуален, но появились другие мотивы, которые сподвигли меня поступать так же, как мама. Вот о них и пойдёт речь.
Для себя я решила, что постоянное ношение памперсов – не есть хорошо. Знаю, что на эту тему сломано много копий, существующие мнения прямо противоположны. Я не буду выдвигать никаких аргументов, а предложу родителям самим провести простой эксперимент. Засуньте свою ладонь в памперс малыша, когда там уже есть хотя бы один мокрый результат. Подержите ладонь, там хотя бы 2-3 минуты, а лучше 5. Выводы можно сделать самостоятельно.
Я не готова отказаться от памперсов вообще – ночью я люблю спать и они мне здорово в этом помогали :-), но днём мы без них обходились. Большую роль в этом играли «высаживания».
Из маминого опыта я знала, что эффективность заклинания приближается к 100% при использовании его сразу после пробуждения. Но поскольку, проснувшись, мы сразу хотели кушать, о чём громогласно заявлялось, то и высаживались мы с сисей во рту. Я садилась на бортик ванной, одной рукой держа малыша у груди, а второй удерживая его ножки под коленки таким образом, чтобы попа висела над ванной. Результат был неизменным – успешный попис. Скоро я сделала и самостоятельное открытие – такие условия способствуют опорожнению не только мочевого пузыря, но и кишечника крохи. Притом, что какают новорожденные 5-8-12 раз в сутки, такие успехи существенно облегчали быт.
Такое положение вещей – закономерно и физиологично. Во время сосания рефлекторно происходит расслабление сфинктера мочевого пузыря и усиливается перистальтика кишечника. Поэтому пописает и покакает малыш во время кормления и без высаживания, но с высаживанием – лучше и легче. Причин тому несколько.
Во-первых, для большинства деток первого месяца жизни естественные оправления являются требующей сосредоточенного внимания работой. Большинство новорожденных старательно подготавливаются к процессу – внимательный взрослый может заметить кряхтение, сопение, сменяющие друг друга сосредоточенные гримасы, попискивание, а то и определённые звуки. Эту подготовку можно воспринять как просьбу: «Хочу в туалет, помоги мне!».
Детки первого полугодия жизни склонны ожидать от родителей (мамы) помощь во всех своих важных делах, таким образом, ребёнок получает двойственный опыт полной беспомощности и одновременно с этим полного всемогущества (ведь мама делает для него всё!), который очень важен для формирования правильного отношения к себе, к своей личности.
Поэтому мы можем помочь ему оправиться, используя удобное положение, соответствующие звуки и объяснение всего происходящего. Особенно важна помощь в организации «больших» дел – ведь с новорожденным это происходит впервые, он никогда не делал ничего подобного раньше. Поэтому, ожидая маминой поддержки во всём, хочет быть уверенным, что всё, что происходит – правильно, и что у него всё получается наилучшим образом. Я знаю, может быть, смешно представлять, как кроха сосредоточенно старается покакать наилучшим образом, но для него в его маленькой жизни это действительно является одним из дел первостепенной важности. Поэтому не будем насмехаться или умиляться, а отнесёмся серьёзно, поддержим и поможем в первых достижениях нашего успешного человека.
Очень важно помнить, что отношение к своим действиям (целеустремлённость, позитивное восприятие) и их результатам (умение радоваться и быть ответственным за результат) формируется уже сейчас. В этих первых занятиях – сосание груди и выделительные процессы – ребёнок учится прилагать целенаправленные усилия, относиться к себе как к состоятельному и успешному в своих делах, быть ответственным, вкладывать в своё дело душу. Для новорожденного сосание груди и его «результаты» - единственные способы проявить свою любовь к родителям (маме). Я вполне серьёзно.
Во-вторых, в силу некоторой физиологической незрелости кишечника и мышц брюшного пресса, малышу гораздо легче справиться с опорожнением в определённой позе, а именно – вертикально, прислонён спинкой к груди взрослого, руки родителя удерживают малыша под коленками таким образом, чтобы они были приведены к животику. В таком положении на малыша работает сила гравитации, мышцы пресса сокращены – выталкивающее усилие гораздо более эффективно. Нетрудно подержать ребёнка над умывальником (ванной, тазиком…) несколько минут, если его звуки и поведение подозрительно похожи на желание обкакаться :-) Сначала могут быть и холостые высаживания – не расстраивайтесь и не сдавайтесь. Систематически наблюдая, вы сможете практически без проколов определять те самые результативные звуки. Кстати, просто газики тоже лучше отойдут в этом положении.
Если сигналы – кряхтит, пищит, дуется – застали во время кормления, то возможен такой вариант положения (упоминался выше) – одной рукой мама удерживает малыша под голову и спину у груди, а второй подхватывает под коленки и подводит их к животику. При этом попа находится гораздо ниже головы, т.е. положение почти вертикальное. Если мама сидит, то попу детки можно разместить между маминых ног, а на пол предусмотрительно подставить тазик. Некоторые детки успешно справляются в этом положении, а некоторые прерывают кормление и требуют высаживания в 1 позицию.
Очень часто жалобы на колики, запоры и невозможность самостоятельно покакать исчезают, как туман, при практике высаживаний.
В-третьих, ребёнок хочет и может контролировать эти процессы, чтобы оставаться сухим и чистым. Относительно «хочет»: даже самый маленький ребёнок способен понять разницу между пописом на пелёнку и пописом на умывальник (ванну, тазик…), а также разницу между вымазанной до ушей попой и слегка подпачканной. Конечно, это понимание не сознательное, а на уровне ощущений, но сделать выбор в пользу сухости и чистоты он уже способен.
Естественно, если малыша никто никогда не высаживал, он и не узнает, что можно оставаться сухим, соответственно никакого выбора нет и быть не может. Поэтому лучше ему предоставить опыт высаживаний и возможность самому сделать свой выбор. Чем раньше он познакомится с возможностью быть сухим, тем легче ему будет воспринять этот вариант как наилучший. Всё, что происходит с малышом первые дни после рождения, запечатлевается им как норма (ведь всё в первый раз). И если мы будем высаживать малыша с первых дней, он воспримет такое положение вещей как естественное и здоровое.
Памперсы не являются удачным решением в процессе выбора между мокрыми пелёнками и сухостью, как это может показаться. Почему? Потому что, находясь в памперсе, ребёнок не имеет дела с результатами своих действий, а значит и не сталкивается с ответственностью за них. В виду того, что умение (взрослое умение) нести ответственность за свои поступки формируется уже сейчас, такой опыт безответственности ни к чему. Времени сна это пока не касается, хотя некоторые дети и во время сна, не просыпаясь, подают сигналы о потребности высадиться.
Относительно «может» (может контролировать мочевой пузырь и кишечник): тема острая, мнения разные, опять много копий в жертвах. Не буду спорить ни с кем из сторон, и приводить аргументы, это не интересно. Не интересно потому, что я точно знаю, что ребёнок может проситься. Знаю – видела неоднократно.
Мой собственный сын просился по большим делам с 2х месяцев. Даже ночью поднимал меня, чтобы идти на умывальник. Были считанные на пальцах одной руки проколы в период ползания – заигрался. С писанием у нас не вышло – моя лень ;-) и непонимание всех преимуществ.
Сын моей близкой подруги просился в 100% потребностей, произнося вполне отчётливо «э-э» (таким звуком она с рождения приглашала его сделать свои дела). Невероятно, но факт, виденный мной много раз. В этом случае были свои неудобства – малыш зимний, и на улице погулять больше часа было проблематично – ребёнок отказывался писать в памперс и требовал высаживания.
Несколько моих знакомых практиковали более щадящий вариант – просимся дома и пользуемся памперсами ночью и на улице.
Вот ещё цитата, содранная и сохранённая мною из какой-то (не помню :-( ) рассылки, надеюсь, автор не обидится :-) :
«Я по образованию врач и из курса нервных болезней помню, что регуляция работы тазовых органов устроена таким образом, что раньше четырех месяцев авторы институтского учебника даже не могли ожидать какого-либо намека на контроль мочевого пузыря и прямой кишки. А о сознательном контроле речь может идти к полутора-двум годам. Однако мой опыт и опыт моих знакомых опровергает выводы неврологов. Впервые это положение попало под сомнение, когда после рождения моей дочери прошло два месяца, закончились отпуска у бабушки и папы, и мы, наконец, остались вдвоем. И вскоре я обнаружила, что такая кроха совершенно определенным образом сообщает мне, что ей необходимо освободить мочевой пузырь. Получая такой сигнал, я немедленно шла с ней в ванную комнату, держала ее над раковиной, и дочка сохраняла пеленки сухими. Так получалось, что во время ее бодрствования она практически не мочила и не пачкала пеленок. Впоследствии, приучение к горшку не встречало какого-либо сопротивления. Честно говоря, я не помню каких-либо трудностей в связи с этим.»
Так что дерзайте!
Хотя не стоит сильно терзаться, если не выйдет. Моя младшая принцесса категорически отказалась от высаживаний в 4 месяца. Не радует, конечно… Но и расстраиваться особо не вижу смысла. Попробую ещё раз со следующим малышом ;-))
Успехов!!!