Мама «на заказ», или Суррогатное материнство
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Ларисе 28, полгода назад она выносила и родила ребенка для бездетной супружеской пары из Австрии:
«Конечно, поначалу решиться на такой шаг было нелегко. Но материальные проблемы совсем заели: жили мы вместе с родителями мужа и двумя детьми в малогабаритной «хрущевке». Причем беспросветно: муж зарабатывал немного (он госслужащий), у меня тоже доходы так себе. Хотелось взять кредит и обеспечить нашим детям нормальные условия. Пусть даже таким странным способом – родив ребенка для «чужих», чтоб отдать. Физическая сторона вопроса меня, признаюсь, не слишком пугала: со здоровьем все в порядке, врачам клиники доверяла, они действительно специалисты. И беременной мне всегда нравилось быть – родила бы и себе еще детишек, если бы не материальные проблемы. Юридические вопросы были четко прописаны в контракте. И даже «заказчики», 40-летние супруги-иностранцы, оказались очень милыми людьми. Беспокоило другое: как я смогу беспристрастно, не привязываясь, выносить ребенка, а потом расстаться с ним?
В Интернете читала немало душераздирающих историй о том, как женщины после разлуки с малышом мучились, не находили себе места, впадали в тяжелейшую депрессию… Мне очень помогла одна из моих знакомых, которая бескорыстно выносила ребенка для своей двоюродной сестры, которая не могла стать мамой из-за врожденных аномалий матки. Она сказала: «Ведь ты можешь совершить чудо! Если люди мечтают о малыше и не могут его родить – это настоящее горе, все наши ежедневные проблемы по сравнению с этим – сущая чепуха. Представь, что ты делаешь дорогой подарок. Даже не подарок - тебе ведь заплатят, и хорошо. И свои малыши у тебя уже есть. Пусть и другие порадуются…». Не знаю, как кому, а мне это помогло. Но все же хорошо, что после рождения малышки новые родители забрали ее так далеко, и я не могу знать, как она растет, какая она... В таком случае незнание – благо. А мы скоро переселимся в просторную квартиру. И, возможно, решимся на еще одного ребенка – для себя. Суррогатной мамой становиться больше не планирую, хотя все прошло хорошо. Да, в жизни есть место подвигу, но совершать его постоянно – это уже слишком!».
Желание иметь своего, родного малыша – это так естественно! Для любой женщины - даже той, которая, согласно вердикту врачей, не может иметь детей. Но если раньше диагноз «бесплодие» был приговором для супружеской пары, мечтающей о наследнике, то сегодня надежда есть практически у каждой семьи. Мечты сбываются! А все благодаря развитию новых вспомогательных репродуктивных технологий. В том числе и суррогатного материнства, отношение к которому в обществе зачастую очень противоречивое: от полного принятия и одобрения до резкого отрицания. Что же это – зло или благо? Попробуем разобраться.
«Спорный» вопрос
История суррогатного материнства уходит корнями в глубокое прошлое. Первая известная нам программа так называемого традиционного суррогатного материнства была реализована почти 4 тысячи лет тому назад. Эта история описана в Ветхом Завете (Бытие, 16): Сара, жена Авраама, была бесплодна и наняла свою служанку Агарь, чтобы она выносила ребенка Авраама. «И сказала Сара: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее». Авраам послушался Сару, и так у них появился мальчик Исмаил – Сара приняла его на свои колени как родного сына.
Подобные случаи описывает не только Библия, но и древнеегипетские папирусы, и эпос Древней Индии. С древних времен проблему бесплодия решали с помощью суррогатного материнства, используя в качестве «сурмам» рабынь и наложниц (такая практика существовала у многих народов, несмотря на культурные и религиозные различия). В общем, судя по всему, суррогатное материнство – практически «ровесник» человечества.
Почему же тогда вокруг этого явления сегодня идут жаркие споры между медиками, религиозными деятелями и «простыми смертными»? Если медицинский аспект этой репродуктивной технологии абсолютно решен (это можно сделать технологически, и это делается), то юридические, моральные и этические аспекты суррогатного материнства до сих пор провоцируют споры и скандалы. Отношение общества и церкви к этому явлению неоднозначно. Католическая церковь вообще запрещает суррогатное материнство, протестантская и православная относятся более терпимо, отмечая, тем не менее, что это «противоестественно и травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания».
Однако вопрос о естественности не так уж прост. Насколько естественно, например, переливание крови или трансплантация органа больному, нуждающемуся в нем? И вправе ли мы лишить последней надежды супружескую пару, отчаявшуюся зачать ребенка естественным путем и обратившуюся к суррогатному материнству как к последней «спасительной соломинке»? Ранее такие супруги могли иметь в своей семье желанного ребенка, только усыновив его. Но ведь каждый родитель хочет видеть в любимом малыше свои собственные черты и качества – и это тоже естественно!..
Сегодня такая возможность есть – благодаря развитию вспомогательных репродуктивных технологий. Даже совершенно «безнадежные» женщины, у которых отсутствует матка или имеются серьезные соматические заболевания, несовместимые с беременностью, получили возможность иметь генетически родного ребенка. Просто «домиком» для желанного малыша на 9 месяцев беременности становится матка другой женщины - суррогатной мамы. «Не так важно, каким образом был зачат и рожден ребенок – главное, чтобы здесь, в этом мире его ждали добро и любовь. Все эти дети – тоже Божьи дети. Хоть и созданы разумом и руками человека», - так резюмирует споры относительно этичности этого метода директор Института репродуктивной медицины Ф.В.Дахно.
Суррогатное материнство: для кого и как?
В каких случаях медики дают «добро» на применение этой вспомогательной репродуктивной технологии?
Конечно, одного желания супругов или различных социальных мотивов, вроде «Я модель (актриса), мне некогда вынашивать ребенка, пусть мне кто-то родит его», недостаточно. Отказывают в реализации программы суррогатного материнства также гомосексуальным парам, желающим иметь своего ребенка, но просто физически не способных к этому.
Согласно украинскому законодательству, для применения технологии суррогатного материнства должны быть совершенно четкие медицинские показания:
- отсутствие матки (врожденное или нет) или деформация ее полости
- тяжелые системные заболевания, не позволяющие женщине беременеть (декомпенсированные заболевания сердца, печени, почек и др.)
- неудачные пробы других ВРТ (4-6) при отсутствии дальнейших перспектив.
Если традиционный тип суррогатного материнства, описанный в многочисленных исторических документах, существовал давно, то гестационный (когда генетические родители и суррогатная мать не связаны родственными узами) мог появиться только в наше время - высоких технологий.
Первая успешная программа такого рода была проведена в 1986 году в США, когда одна подруга выносила для другой здоровую девочку. А первая программа суррогатного материнства в Украине стартовала в 1994году в Харькове, когда бабушка выносила для своей дочери, страдающей врожденным отсутствием матки, малыша (сложно разобраться, кто же в этом случае кому бабушка или мама). В целом, за время существования современной технологии суррогатного материнства этим способом родилось уже свыше 1,5 тысяч детей в мире.
Сущность суррогатного материнства в том, что генетические эмбрионы родителей (или эмбрионы, полученные с помощью донорского материала, если здоровье или возраст супругов не позволяет им стать родителями с помощью собственных половых клеток) помещаются в полость матки суррогатной мамы. Для осуществления этого переноса, как правило, необходимо синхронизировать менструальные циклы обеих «мам» (суррогатной и генетической). Далее беременность протекает в обычном режиме – разумеется, под наблюдением специалистов. Вопреки распространенным опасениям, развитие малыша в этом случае определяется, прежде всего, генетическим «материалом» родителей, хотя от «сурмамы» зависит то, как именно будет протекать беременность. Интересно, что человеческий организм, всегда упорно отвергающий чужие ткани, никогда не отторгает чужой эмбрион – «чужеродный» ребенок практически всегда благополучно донашивается до нужного срока. Очевидно, здесь работает какой-то важный биологический механизм, но четких объяснений этому явлению ученые пока не нашли.
О юридических тонкостях и «фертильном туризме»
Часто пациентов интересует вопрос, насколько законна процедура суррогатного материнства? Ведь во многих странах она ограничена (Греция, Бельгия, Ирландия, Финляндия – не регламентируется законом, но имеет место), принята с оговорками (только бескорыстное суррогатное материнство, когда «сурмаме» не полагается вознаграждения – Австралия, Великобритания, Дания, Израиль, Испания, Канада, Нидерланды, некоторые штаты США) или совсем запрещена (Австрия, Германия, Норвегия, Швеция, Франция).
К счастью, Украина относится к числу тех стран, в которых суррогатное материнство, в том числе коммерческое, закреплено законодательно (как и в России, Грузии, Казахстане, ЮАР, большинстве штатов США).
Юридические аспекты суррогатного материнства в нашей стране регулируются пп.2 ст.123 семейного Кодекса Украины (об определении происхождения ребенка от матери и отца при искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона).
Но повезло нашим бездетным парам не только поэтому – только в Украине репродуктивные клиники предлагают будущим родителям весь комплекс услуг, связанных с процедурой суррогатного материнства: от подбора кандидатуры «сурмамы» и осуществления непосредственно самой программы ВРТ до юридического и психологического сопровождения всех участников процесса на протяжении беременности – вплоть до получения клиентами свидетельства о рождении ребенка.
Для сравнения – в соседней России подбор кандидаток для программы суррогатного материнства всецело лежит на ответственности генетических родителей, что сопряжено с многочисленными рисками (существует немало схем мошенничества, связанных с этим явлением), да и в необходимом уровне физического и психического здоровья претенденток тоже зачастую приходится сомневаться. А ребенка «заказчики» могут получить только после написания «сурмамой» официально заверенного «отказного письма» (при этом случаи, когда женщины через суд добивались возвращения ребенка, в практике российской юриспунденции встречаются достаточно часто).
У нас с этим гораздо безопаснее – решение всех правовых вопросов берет на себя клиника, предлагающая услугу суррогатного материнства. Поэтому «фертильные туристы» (иностранные граждане, желающие родить ребенка по программе ВРТ) у нас не редкость. Например, за прошлый год в результате процедуры суррогатного материнства в Украине родилось 32 ребенка, из них 5 детей – для иностранцев. Конечно, для того, чтобы воспользоваться программой суррогатного материнства, генетическим родителям необходимо подкопить «немножко» денег - весь комплекс услуг (подбор гарантированной кандидатуры «сурмамы», компенсация ей и вся координация этой программы) обойдется заказчикам в 12,5 тысяч евро.
«Сурмама» – не инкубатор!
Главным звеном в программе суррогатного материнства, безусловно, является мама «на заказ». Ведь от выбора ее кандидатуры во многом зависит не только здоровье ребенка, но и весь успех этого предприятия. Как правило, суррогатной мамой становится женщина 20-40 лет, уже имеющая своих собственных детей (1-2), замужняя, физически и психически здоровая.
Нельзя воспринимать эту женщину только как «инкубатор» для детей, ведь, как правило, ею движет не только желание заработать, но также искреннее сочувствие к чужому горю, желание помочь, подарить счастье бездетной паре – это должно быть ведущим мотивом «сурмамы».
Глубоко неверным было бы рассматривать суррогатное материнство как один из вариантов торговли людьми. Во-первых, ребенок, родившийся у суррогатной матери, не принадлежит ей по закону, поэтому она не может его «продать». Ну, а желать некоторого вознаграждения за различные риски (возможно, значительно более серьезные, чем любая материальная компенсация), за предполагаемый вред здоровью, который может принести стимулирование овуляции и вынашивание генетически чужого ребенка, - разве это не естественно, не законно? В конце концов, человек готов подарить вам целый год своей жизни – это ведь стоит благодарности?
Это интересно:
Абсолютной рекордсменкой среди суррогатных мам до сих пор остается 39-летняя англичанка Кэрол Хорлок, которая успешно выносила и родила 9 малышей для бездетных пар – 6 девочек (включая двух близняшек) и 3 мальчиков. Кстати, на отдых между беременностями супер-мама отводила себе не более 6 месяцев. На момент участия в первой суррогатной программе у Кэрол уже было двое собственных детей. Примечательно, что все это происходит в Великобритании, где разрешено только безвозмездное материнство (покрываются только вызванные беременностью расходы женщины). Соответственно, никакого материального мотива в деятельности этой мамы-рекордсменки не присутствует. В чем же дело? «Мне просто очень нравится быть беременной!» - говорит Кэрол. Невероятно, но факт.
Дети, созданные разумом и руками человека
Итак, долгожданный ребенок родился, пусть и не совсем естественным путем. Каким он будет? Насколько повлияет на его характер и мироощущение такой необычный способ появления на свет? Мнения психологов по этому поводу расходятся.
Одни считают, что малыши, рожденные суррогатной мамой, отличаются высокой степенью тревожности – ребенок одновременно жаждет материнской любви и отвергает ее, ведь в самом раннем периоде внутриутробного детства он получил психологическую травму (суррогатная мать заранее знала, что ребенка придется отдать, поэтому сознательно «блокировала» все материнские чувства). Другие специалисты уверенны, что столь долгожданные дети с младенчества буквально «купаются» в любви, что компенсирует все подсознательные страхи и переживания, пережитые во внутриутробном периоде.
Сообщать ли малышу феномен его появления на свет? На этот вопрос нет однозначного ответа – каждая семья решает его по-своему. Большинство украинцев (85%) предпочитает сохранять это в тайне – зачастую не только от самого ребенка, но даже и от ближайших родственников. Хотя некоторые люди говорят о практике суррогатного материнства, которой они воспользовались, совершенно свободно - например, именно таким образом родились дети российской певицы Алены Апиной и владелицы сети московских фитнесс-клубов Ольги Слуцкер.
Комментарий специалиста Зинченко Виктор Михайлович, ведущий эксперт в области репродуктивной медицины и лечения бесплодия клиники «Исида»
Суррогатное материнство – вопрос очень тонкий. В украинском законодательстве есть много брешей касательно вспомогательных репродуктивных технологий, их применения в целом и суррогатного материнства в частности, которые требуют немедленного совместного участия врачей и юристов для того, что бы расставить все точки над «i».
В данный момент суррогатное материнство разрешено на Украине, и рассуждать, хорошо это или плохо, аморально ли, очень сложно. Стоит только поставить себя на место молодой женщины, у которой врожденные аномалии матки, например, то задаешься вопросом: почему она не может стать матерью, кто дал нам право решать, что она плохой родитель и не заслуживает иметь свое кровное чадо? Я думаю, что у каждого из нас есть право быть счастливым, и если сегодня медицина может помочь такой женщине с помощью суррогатного материнства, почему нет?
Кроме того, суррогатная мама сознательно и без принуждения соглашается на то, чтобы вынашивать генетически чужого для нее ребенка, по своим личным причинам и мотивам, которые нам знать и не нужно. Думаю что, у каждого они свои. Суррогатная мама – это, прежде всего, женщина, которая согласилась помочь наполнить смыслом жизнь супружеской пары; она, на мой взгляд, становиться для них частью их существования, ведь она носит их ребенка.
Общество, безусловно, не готово свыкнуться с мыслью об искусственном оплодотворении, суррогатном материнстве, возможности криоконсервировать и использовать позже биологический материал.
Нужно понимать, что суррогатная мать не отдает и не в коем случая не продает свого ребенка, она вынашивает генетически не родного ей малыша.
Мы рекомендуем как для супружеской пары, которой предстоит программа суррогатного материнства, так и для суррогатной матери, не только стандартные медицинские обследования, но и консультации психолога для того, чтобы помочь всем троим справится с неимоверной психологической нагрузкой, которую несет в себе программа суррогатного материнства.
Журнал "Мир семьи" сентябрь 2008 года