Неспособность к обучению

Автор
Неспособность к обучению

Что такое неспособность к обучению?

Неспособность к обучению является общим термином, который описывает определенные проблемы, возникающие при освоении нового материала. Неспособность к обучению – это неспособность человека запоминать информацию и использовать некоторые навыки. Это могут быть такие навыки, как:

  • чтение,
  • письмо,
  • слушание,
  • говорение,
  • рассуждение, и
  • счет.

Неспособность к обучению характеризуется индивидуальными проявлениями. Один человек имеет меньшие трудности в обучении, другой - большие. У кого-то возникают проблемы с чтением и письмом, а у кого-то с пониманием математики, в отдельных случаях у человека возникают проблемы в каждой из этих областей, а также с пониманием того, что люди говорят.

Исследователи считают, что обучение людей с неспособностью к обучению, обусловлено различиями в том, как работает их мозг, и как он обрабатывает информацию. Дети с трудностями в обучении, не "тупые" и не "ленивые". На самом деле, они обычно имеют средний или выше среднего интеллект. Но их мозг обрабатывает информацию иначе, чем мозг обычных людей.

Лечения от неспособности к обучению не существует. Эта особенность сохраняется всю жизнь. Однако дети с неспособностью к обучении могут иметь высокую успеваемость, если обучаются по специальной методике, позволяющей обойти моменты, которые вызывают у них затруднение. При правильном подходе, дети с трудностями в обучении могут и должны учиться успешно.

Как часто встречается неспособность к обучению?

Оченьчасто! В Соединенных Штатах один из пяти людей страдает от неспособности к обучению. Практически 3 миллиона детей (от 6 до 21 лет) получают образование в специализированных школах. Больше половины из этих детей имеют те или иные формы неспособности к обучению.

Какие признаки у этого состояния?

Признаков, указывающих на неспособность к обучению, не существует. Эксперты прослеживают заметную разницу между тем, как ребенок учится в школе и насколько хорошо он или она могли бы это делать, учитывая уровень интеллекта и способностей. Существуют некоторые предпосылки, которые могут указать на то, что ребенок не способен к обучению. Большинство предпосылок имеют прямую связь с элементарными школьными задачами. Обычно у ребенка не проявятся все признаки, или даже большинство из них. Однако если у ребенка появляются некоторые из этих проблем, то родители и учителя должны рассмотреть возможность составления индивидуальной программы обучения с учетом проблемных моментов, возникших у ребенка.

Если у ребенка отсутствуют способности к обучению, то он или она:

  • может иметь проблемы с изучением алфавита, рифмовкой слов или формированием букв в слоги;
  • может делать много ошибок при чтении вслух, повторять слова или делать большие паузы;
  • может не понимать смысл прочитанного;
  • может иметь большие проблемы с орфографией;
  • может иметь неразборчивый почерк или неуклюже держать карандаш;
  • может иметь затруднения при выражении мыслей в письменной форме;
  • может несвоевременно осваивать речь и иметь ограниченный словарный запас;
  • может иметь проблемы с запоминанием звуков, которые образуют буквы или плохо улавливать разницу в звучании слов;
  • может не понимать шуток, подколок и сарказма;
  • может делать ошибки, произнося слова или использовать неправильные слова, похожие по звучанию;
  • может иметь проблемы с формулировкой своих желаний или затрудняться в подборе слов, необходимых для высказывания;
  • может неследовать социальным нормам ведения беседы, например, перебивать, стоять слишком близко к слушателю;
  • может путать цифры и математические символы;
  • может оказаться неспособным пересказать историю по порядку (что произошло сначала, что было потом); или
  • может не знать с чего начинать выполнение задания и как продолжить его.

Если у ребенка появляются неожиданные проблемы с обучением чтению, письму, слушанию, речи или математическим примерам, то учителя и родители должны обратить на это особое внимание и выяснить причины.

Школа и неспособность к обучению

Неспособность к обучению, как правило, диагностируется, когда дети достигают школьного возраста. Поскольку в школе основное внимание уделяется именно тому, что может вызвать затруднения у ребенка - чтение, письмо, математика, аудирование, речь, рассуждение.

При усердной работе и надлежащей помощи дети с неспособностью к обучению могут учиться более легко и успешно. Для детей школьного возраста (в том числе дошкольного возраста), специальное образование является важным источником помощи. Сотрудники школы вместе с родителями ребенка должны разработать индивидуальный учебный план для такого ребенка и подобрать подходящую программу обучения. При составлении этих документов должны учитываться уникальные потребности ребенка. Также следует определиться со специальными уроками, которые будут преподаваться ребенку с учетом его потребностей.

Большинству детей помогают справиться с трудностями в обучении вспомогательные технологии. В роли вспомогательных технологий может выступать специальное оборудование, магнитофоны, инструменты, машины для чтения вслух и голосовые системы распознания речи (системы, позволяющие ученику писать, разговаривая с компьютером).

Важно помнить, что дети с неспособностью учиться могут нуждаться в помощи, как в школе, так и дома.

Подсказки для родителей детей с неспособностью учиться

Изучайте особенности неспособности к обучению. Чем больше вы узнаете, тем больше сможете помочь себе и своему ребенку.

  • Поощряйте ребенка, когда у него что-то получается. Дети с неспособностью к обучению очень часто хорошо справляются со множеством задач.Найдите то, что у вашего ребенка хорошо получается, то, что ему нравится делать, например, танцевать, играть в футбол или работать за компьютером. Предоставьте вашему ребенку массу возможностей проявить свои сильные стороны и таланты.
  • Определите способы, пользуясь которыми, ваш ребенок лучше всего усваивает материал. Возможно, у него лучше развита зрительная или моторная память, а может быть, он лучше воспринимает информацию на слух. Помогите ему научиться запоминать информацию, используя свои сильные стороны.
  • Позвольте вашему ребенку помогать вам с домашними обязанностями. Этопоможетвоспитатьвнемуверенностьизакрепитьнавыки. Давайтеемупростыезадания, разбивайтезаданиянаэтапы, поощряйтестараниявашегоребенкаподарками.
  • Сделайте домашнюю работу приоритетом.Читайте информацию о том, как помочь вашему ребенку успешно выполнять домашнюю работу.
  • Уделяйте внимание психическому здоровью своего ребенка (и своему собственному!).Будьте открытым к консультированию со специалистами. Это может помочь вашему ребенку бороться с чувством неудовлетворенности, лучше себя чувствовать, приобретать больше социальных навыков.
  • Общайтесь с родителями, которые воспитывают подобных детей. Родители могут дать вам практические советы и оказать эмоциональную поддержку.
  • Познакомьтесь с персоналом школы и помогите в разработке учебного плана, соответствующего потребностям вашего ребенка.Определите, что нужно вашему ребенку и не забудьте поговорить о вспомогательных технологиях.
  • Постройте позитивные рабочие отношения с учителем вашего ребенка, врамках регулярного общения, обмена информацией о прогрессе вашего ребенка на дому и в школе.

Подсказки для учителей детей с неспособностью учиться

Узнайте как можно больше о различных видах обучения таких детей. Найдите сильные стороны ученика и узнайте его интересы. Дайте ему положительную обратную связь и предоставьте возможность для практики.

Оценивайте прогресс ученика, чтобы определить, в чем конкретно у него возникают проблемы. Поговорите со специалистами о методах работы с такими детьми. Обеспечьте специальную методику и учебные помещения с учетом особых потребностей ребенка.

Советы:

  • разбивайте задачи на шаги, ставьте их и как в устной, так и письменной форме;
  • предоставьте ученику больше времени на то, чтобы выполнить задание или контрольную работу;
  • позволяйте ученику, имеющему проблемы с чтением использовать аудиозаписи с этим материалом;
  • позволяйте ученику, имеющему трудности с восприятием на слух, брать конспекты одноклассников или записывать материал на диктофон, и
  • позволяйте ученику, имеющему трудности с письмом, пользоваться компьютером со специальным программным обеспечением, с помощью которого можно проверить орфографию, грамматику или распознать речь.

Узнайте о различных способах тестирования, которые могут реально помочь ученику с трудностями в обучении и выявить, что он не усвоил.

Изучайте нюансы организационных моментов, обучающие стратегии и методики. Это пригодится всем ученикам, и будет особенно полезным для тех, у кого присутствуют трудностями в обучении.

Ведите работу с родителями ученика, чтобы создать учебный план, учитывающий все потребности ребенка.

Сформируйте позитивные рабочие отношения с родителями учащегося в рамках регулярного общения, обмена информацией о прогрессе ребенка в школе.

Существует ли лечение от неспособности учиться?

Чаще всего лечением от неспособности к обучению является специальное образование. Специально подготовленные преподаватели на основании оценки академического и интеллектуального потенциала ребенка, а также уровня его успеваемости в школе, определяют основной подход к обучению, опираясь на способности ребенка, его сильные стороны, исправляя и компенсируя слабые стороны. В этот процесс могут быть вовлечены и другие специалисты, например, логопеды. Также может использоваться психологическая терапия, и могут применяться некоторые лекарства для повышения внимания и концентрации.

Какой прогноз для детей с неспособностью к обучению?

Неспособность к обучению может быть пожизненным состоянием. У некоторых людей выражены сразу несколько признаков этого состояния. Другие люди могут иметь единичные признаки, которые мало повлияют на ход их жизни.

Источник://www.medicinenet.com/learning_disability/article.htm