Как дефицит внимания может превратиться из недостатка в достоинство

Как дефицит внимания может превратиться из недостатка в достоинство

Последние несколько десятилетий внимание ребенка было темой горячих обсуждений среди медиков, а его дефицит становился предметом расстройств, споров и, не редко, лечения.

Новое исследование в Университете штата Огайо показало, что есть, по меньшей мере, одна вполне логичная причина для непостоянного внимания детей: по сравнению с взрослыми дети не так хорошо обращают внимание на то, что им говорят, но они лучше обращают внимание на то, чего не говорят. Это значит, что дети более подробно воспринимают информацию об окружающей среде, чем взрослые. И это может показать новое направление для размышлений об образовании, классах и уроках, чтобы сделать их более ориентированными на ребенка.

В новом исследовании, опубликованном в этом месяце в журнале «Психологическая наука», приняли участия 35 детей возрастом 4–5 лет, и столько же взрослых. Им показали две по-разному разукрашенные фигуры на экране компьютера и предложили сфокусировать внимание только на одной из них (скажем, на зеленой или синей), и определить, соответствует ли зеленая подсказка на следующем экране тому же оттенку, который они видели раньше.

Оказалось, что взрослые немного лучше справились с заданием: у них 94% правильных попыток против 86% правильных попыток среди детей. Но дети лучше определяли, изменилась ли форма, о которой им не говорили, — они правильно заметили изменения в 77% случаев, против 63% среди взрослых.

Другой эксперимент показал аналогичный феномен — детям и взрослым было предложено обратить внимание на значки X или O на теле персонажа, игнорируя другие черты (например, хвосты с веселой формой). Когда их попросили взглянуть на существ на другом экране и определить формы, дети и взрослые ответили примерно одинаково. Но когда их спрашивали о других, неоговоренных чертах, таких как формы хвоста, выяснилось, что дети значительно лучше запоминают то, что видели, чем взрослые (72% против 59% соответственно).

Поэтому, хотя дети хуже справляются с предложенным заданием, они запоминают то, чего от них не просили, что предполагает, что их внимание может быть менее сфокусированным и более рассеянным. Что вовсе не плохо.

«Мы часто думаем, что по сравнению с взрослыми детям не хватает многих навыков», — утверждает автор исследования Владимир Слуцкий. "Но иногда то, что кажется недостатком, на самом деле может быть достоинством. И это как раз то, что мы обнаружили в нашем исследовании. Дети чрезвычайно любопытны, и они склонны исследовать все вокруг, что означает, что их внимание распространяется на множество вещей, даже когда их просят сосредоточиться на какой-то одной. Иногда это может быть полезно."

Это, безусловно, полезно, когда вы узнаете о мире. Дети — это губки, которые должны впитать и понять как можно больше информации. Поэтому вполне логично, что они будут иметь более широкий и равномерно распределенный вид внимания, чем взрослые.

«Возможность сосредоточить внимание позволяет взрослым сидеть на двухчасовых встречах и поддерживать длительные беседы, игнорируя отвлекающие факторы», — говорит Слуцкий. «Но использование детьми распределенного внимания дает им возможность узнавать новое в незнакомых местах, получая большой объем информации».

Именно поэтому дети могут быть более склонны к дефициту внимания, особенно в классе, где их к этому стимулируют и порой принуждают. «Дети не могут справиться с множеством отвлекающих моментов, — говорит Слуцкий, — они всегда принимают информацию, даже если это не то, чему вы пытаетесь их научить. Нам нужно убедиться, что мы знаем об этом и разрабатываем классные комнаты, учебники и учебные материалы так, чтобы помочь ученикам добиться успеха. Возможно, скучный класс или простая черно-белая рабочая тетрадка будут меньше отвлекать внимание и способствовать более успешному обучению".

Классные комнаты часто заполнены украшениями, стендами, расписанием, таблицами и т. д. Все это разнообразие в декоре, не говоря уже о больших размерах классных аудиторий, может непреднамеренно способствовать отвлечению внимания и рассеянности. Учитывать то, что мы знаем, как и на что способен мозг ребенка на данном этапе развития, нужно, прежде всего, преподавателям. К сожалению, так получается не всегда. Но будем надеяться, что по мере того, как наука будет копаться и изучать неврологию и детскую психологию, учителя (и, конечно, дети) смогут извлечь из этого как можно большую пользу.

Источник: https://www.forbes.com/sites/alicegwalton/2017/04/10/how-attention-deficits-may-actually-benefit-kids/#28e3c1643c05