Готовность №1

Автор

Проблема подготовки к новому учебному году актуальна каждый раз с приближением сентября. Изучаем полезные советы и рекомендации!

Особое место в подготовке к занятиям отводится будущим ученикам — первоклассникам.

Вернее не самим ученикам, а заботам их родителей: какую школу выбрать, как туда попасть; где лучше приобрести все необходимое для ученика; как его оздоровить перед школой (справедливости ради отметим, что последнее волнует далеко не всех взрослых).

Общей особенностью всех публикаций на эту тему зачастую становится нагнетание страстей вокруг различных преград на пути у взрослых: какие экзамены устраивают различные «элитные» школы; сколько стоит прием в отдельные учебные заведения; сколько стоит весь обязательный комплект принадлежностей для первоклассника, школьная форма и т.п.

Лишь кое-где посчастливится встретить строчки, пропитанные заботой непосредственно о будущем первокласснике. И совсем не встречаем мы простых жизненных советов для взрослых, которые, прежде всего в ответе за то, как легко, радостно и успешно войдет их малыш в новую жизнь. Жизнь очень и очень важную для него.

Родители всерьез задумываются о готовности ребенка к школе под занавес шестого года своего ребенка. Вспоминаются все свои представления о требованиях к первокласснику, они быстро обрастают информацией из разных других источников, информацией разношерстной, субъективной, а подчас ненужной и вредной. В итоге взрослые обобщенную «рамку» первоклашки примеряют к своему ребенку и начинают наверстывать упущенное. И бедные дети по случаю и без него, за дело и под руку каждый раз получают: «Вспомнишь меня в школе! Будет поздно!», «Привык, чтобы сто раз повторяли тебе! Что в школе будет!», «Садись, почитай, перестань бегать! Будешь двойки в школе получать!», «Таких «копуш» в школе не любят!», «Ты и в школе будешь слезы пускать по всякой ерунде?», «Можешь внятно объяснять? Как ты в школе будешь отвечать учителю?», «Больше я тебе не помогаю собирать свои вещи, ты уже школьник, все должен делать сам. Вот и ищи, где что вчера бросил…». Список может быть бесконечным и более удручающим для ребят.

Справедливости ради надо заметить, что в большинстве своем родители вполне правильно подмечают те особенности поведения своего ребенка, которые могут быть причиной тех или иных неприятных переживаний в школьной жизни. Но вопрос, к сожалению, совершенно в другом. Переход ребенка в школу нельзя рассматривать лишь как замену игр и занятий, которыми дети были заняты большую часть дня в детском саду, на работу на уроках и приготовление домашних заданий.

Необходимо рассматривать переход ребенка из детского сада в школу как начало нового этапа его жизненного пути.

Происходит изменение всего образа жизни ребенка, его забот и интересов, его самочувствия в новом коллективе сверстников, его деятельности, его отношений с окружающими и его собственной социальной позиции.

С переходом в школу ребенок вступает в новую жизнь, в которой на первый план выходит строго регламентированная учебная деятельность, общая и обязательная для всех ребят. Эта новая жизнь требует точного и постоянного соблюдения строгого порядка во времени, использования определенных вещей и их сохранение в определенном порядке. Сама учебная деятельность строго регламентирована: надо писать только те палочки или значки и только в тех клеточках и на той странице, и в той последовательности, которые указаны учителем. Все время ученика, даже внеурочное, подчинено школе: время прогулки, отхода ко сну, возможность посмотреть телевизор.

Резко изменяется и тот микроклимат, та система, которые складываются у ребенка с окружающими его людьми, поскольку меняется содержание и характер его общения (в детском саду — с воспитателем, в школе — с учителем).

Изменяются и отношения маленького ученика со сверстниками, товарищами, поскольку их связывают теперь не совместные игры, прогулки, а, прежде всего совместное обучение, где дети (в особенности на первых порах) объединены не по сходству интересов, а по признаку соседства за партой или занимаемого места в шеренге на физкультуре. И лишь очень постепенно дети начинают с интересом общаться с рядом сидящими сверстниками, но и тут содержание общения обусловлено в первую очередь требованиями учебной работы в классе.

С переходом в школу изменяется и отношение ребенка к членам семьи и к самому себе. Родители подчиняются требованиям и замечаниям учителя, они и к своему ребенку начинают относиться с большим уважением, признавая его новые права ученика. Все эти новые детали, появившиеся в жизни ребенка, резко меняют и его отношение к себе: он приобрел не только новые обязанности, но и новые права, новое положение среди людей, он стал школьником.

Так из чего же складывается эта школьная зрелость, иными словами, что следует рассматривать в понятии готовности к школьному учению?

Следует заметить, что в специальной психолого-педагогической литературе по этой проблеме трудно отыскать четкие, однозначные определения, учитывая, что не так давно школьниками становились 7-летние дети, сегодня 6-летки.

Не лишним будет напомнить взрослым, чтодошкольное детство — особый период в развитии детской личности.

Ведущей в этот период является сюжетно-ролевая игра и продуктивные виды детской деятельности. Это соответствует возрастным психологическим особенностям дошкольников, в частности их мышлению, где ведущими являются образные формы. Вот почему для обучения начинающему школьнику, прежде всего, нужны образное мышление, восприятие, воображение, которые и формируются в специфически детских видах деятельности в детском саду. Необходимо всячески предотвращать преждевременный перевод ребенка на «школьные рельсы», а такая практика, к сожалению, широко распространяется. В результате мы лишь ценой детского здоровья натаскиваем его умениями и навыками, которые должна вырабатывать школа.

Важно!>

Теперь, когда родители завтрашних первоклассников ознакомились с тем, какая школьная жизнь ожидает наших 6-леток, хочется посоветовать следующее. В оставшиеся дни если и заниматься вопросом, готов или не готов мой ребенок к школе, то лишь для того, чтобы для себя понять, насколько легко или трудно ему будет завтра и где, как и чем ему помочь. Но ни в коем случае не для того, чтобы выуженные недоработки выдавать ребенку в удобных ситуациях: «Будешь еще плакать в школе!..», «Ты так и в школе отвечать собираешься?», «В школе таких нерях не любят!», «Дети в школе за такое отлупят, знаешь как». Помните одно, ребенок меньше всего виноват в этом возрасте в том, что у него не сформированы те или иные навыки. В этом виноваты мы, взрослые. Но даже в этом нет ничего страшного. Сейчас, за оставшееся короткое время ребенку можно во многом помочь. Но делать это надо с большой любовью, приохотить, а не приневолить. Понятно, что над собой тоже придется поработать: отрегулировать режим, добиться терпения и сдержанности. Да и слова отыскать, которыми будете выражать поддержку.

Каждый взрослый должен осознать, что переход ребенка в школьную жизнь — это стрессовая ситуация. А для 6-летних деток — особенно.

И наша задача прозрачна и понятна: постараться всячески смягчить отрицательное влияние всех факторов на ребенка. Прежде всего помните, что именно в первый период ребенку максимально нужна ваша любовь, поддержка, постоянное ощущение присутствия любящего близкого человека, его защита и готовность разделить все переживания.

Очень важно, чтобы именно для ребенка весь период подготовки к школе, встреча с ней и первые «уроки» школьной жизни были радостными, даже несколько праздничными. И такое настроение создает именно семья.

Именно в семейном кругу ребенку демонстрируют свое отношение к его личности: «Мы так гордимся тем, что ты уже школьник!», «Я так хочу тебя скорее увидеть за партой. Представляю, какая ты ученица, как руку поднимаешь, как отвечаешь, как пишешь палочки на доске… Мне так радостно, что ты у нас уже выросла». И даже если у ребенка нет-нет и возникнут свои «страхи»: «А я не умею еще писать…», «А если я забуду и не выучу урок…?», «А если вдруг «2» будет?» — взрослый должен всячески успокоить, уверенно убедить в том, что все у ребенка получится, если он будет стремиться. В разных вариантах надо показать, что в школу идут учиться, не сразу и не у всех все получается, но если постараться, все преодолеть каждый сможет.

Для ребенка большое значение имеет отношение близких взрослых к атрибутам нового школьника: их слова восхищения, эмоционально положительной оценки ребенка в новой форме и с ранцем, полным восхитительных, новых значимых предметов, укрепляет чувство гордости ребенка, его уверенность в своих способностях быть достойным всех ожиданий.

Свое отношение взрослые подкрепляют и тем, как внимательно дома первокласснику подыскивают самое удобное место для его новых атрибутов, оборудуют место для занятий. От этого во многом зависит и отношение первоклассника к своим школьным принадлежностям: бережное отношение к тетрадке и книге, школьной форме, порядок в ранце.

Все это является фундаментом организованного поведения в учении, непосредственно в классе, в школе. И закладываем этот фундамент мы, близкие взрослые в семье. И не нравоучениями, замечаниями, назиданиями, а, прежде всего собственным примером, любовью и терпением, терпением и терпением. К слову, от этого зависит и наше спокойствие, и нормальное отношение к школьной жизни ребенка.

Хочется напомнить родителям первоклассников, что жизнь убедительно показала, что у очень небольшого числа школьников все получается с первого сентября великолепно. Для большинства первые дни отмечены целой вереницей неожиданностей. Осознать, разобраться, что к чему, приспособиться к новым требованиям (даже если слышал их сто раз раньше и знаешь на память) не каждому удается за пару дней. Многим нужны недели, а то и месяцы. Все эти особенности адаптации ребенка к школе давно изучены и проанализированы психолого-педагогической наукой. Но вот их практические рекомендации очень медленно находят свое воплощение в поведении взрослых: учителей и родителей. Растерянность ребенка в первые дни и промахи, как следствие, оборачиваются против него. Он постоянно слышит: «Что же ты такой бестолковый!», «Неужели трудно запомнить?», «Мы только вчера об этом говорили…», «Да что с тобой?!».

Если еще и учитель свои претензии выдает ребенку — отобьет охоту ходить в эту школу уже через месяц. А тут еще подоспеют оценочные суждения взрослых по поводу успехов в выполнении первых учебных заданий. Промахи ребенка в первые дни, недели, а то и месяцы, не всегда отвечают его возможностям, чаще это и есть проявление стресса, о котором мы говорили ранее. И вот где нужна любовь, терпение, поддержка и помощь близкого взрослого. И чем больше родители обескуражены результатом, тем больше от них должно исходить действенной любви к ребенку и совместных усилий в его учении: любовь и труд все осилят.

Жизнь давно убедила нас в том, что источник всех бед последующих кризисных периодов школьной жизни во многом закладывается именно в первый период школьной жизни. Вкладывая свою любовь, внимание, время и силы в налаживание школьной жизни своего ребенка мы тем самым предупреждаем собственные неприятности.

Наконец, еще об одном хочется напомнить родителям. Очень важно как можно раньше установить тесные доверительные отношения с учительницей ребенка, обязательно именно искренние и доверительные. Не надо бояться делиться с ней своими наблюдениями, сомнениями, переживаниями. Главное, чтобы наладилось единство воспитательных воздействий, понимание индивидуальных особенностей и качеств ребенка. Такие беседы проводятся только с глазу на глаз и остаются запретными для распространения даже в кругу семьи. Поддержка авторитета учителя дома очень значима для становления личности ребенка, его отношения к собственной учебной деятельности, к себе самому. Мы ведь не задумываемся о том, как влияет на душу ребенка мимоходом сказанная фраза: «Учительница говорит, что ты не отвечаешь на уроке?! Не знаешь или боишься?» Можете быть уверены, что по меньшей мере причину такого поведения малыша вы лишь усугубили. А надо было вместе с учителем договориться, как помочь ребенку, успокоить этого чем-то перепуганного начинающего школьника. Родители дома, соответственно, применяют успокоительную терапию, а учительница адаптируется к ребенку на уроке. Иногда и целый год лучше не заставлять иного ребенка выходить к доске, а к нему подходить за ответом, пока он отойдет и осмелеет. Это не беда, а лишь индивидуальная тактика воспитания детской личности.

Хочется пожелать взрослым быть повнимательнее к своим детям, прислушиваться к их настроению, переживаниям и помогать им достойно преодолевать преграды. Чтобы учение с первых дней было радостным, желанным и полезным, и вы с гордостью наблюдали за успехами своего ребенка на поприще постижения школьных наук.

Светлана Ладывир, психолог

Кстати:>

Обобщая основные требования разных психологов-исследователей в качестве основных параметров для определения готовности ребенка к школьной жизни, могут быть выделены следующие качества личности ребенка:

Общая познавательная направленность ребенка: наличие у него интересов к познанию нового, стремления уточнять, углублять уже имеющиеся знания; активная пытливость, желание учиться, овладевать чтением, интерес к книге; способность заниматься умственным трудом, проявлять умственные усилия, радоваться собственным достижениям, стремление узнать о практическом применении своих знаний.

Стремление ребенка к активному участию во всевозможных полезных делах окружающих взрослых; стремлении и умении действовать самостоятельно; проявлять инициативу в играх, в труде, в повседневных бытовых делах, в учебных занятиях; попытки и стремление отыскать собственный способ решения той или иной задачи, желание действовать самостоятельно, без помощи и подсказки взрослого в знакомых ситуациях; уметь самостоятельно сформулировать задачу, увидеть новое и необычное в повседневном и знакомом.

Овладение основными предпосылками будущей учебной деятельности: умение наблюдать (всматриваться, отличать, выделять изменения и т.п.), слушать указания (слышать и воспринимать инструкцию с первого предъявления, а не после 2-3-х разового повтора); рассказать, объяснить, спрашивать, кратко и точно отвечать на вопрос, производить простые вычислительные действия, изобразительные и пр.

Oдной из важных особенностей школьной жизни является постоянное возрастание требований к саморегуляции и самоконтролю ребенка. В отличие от занятий в детском саду, деятельность школьника строится не только на интересе, она требует произвольного внимания, постоянного регулирования и самоконтроля по отношению к собственным действиям.

Вхождение в школьную жизнь, наконец, означает для ребенка значительное расширение круга общения с окружающими: и сверстниками, и старшими детьми, и взрослыми. Понятно, что ребенок почувствует себя спокойно и уверенно, сможет работать на уровне своих возможностей радостно и успешно лишь в том случае, когда у него будут на соответствующем уровне сформированы социальные и культурно-гигиенические умения и навыки. В этой связи определенную роль играет уровень нравственной воспитанности ребенка, не только знания о существующих в обществе требований к поведению, а и определенный собственный опыт активного общения с незнакомыми людьми, сверстниками и старшими. Особенно это важно для детей, которые не посещали детский сад.

Журнал «Аленка+Сережка», июль-август 2006