Первоклашка на продленке
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Ваш первоклассник уже подрос. Он уже отучился две четверти в школе. Он уже многое понял и ко многому привык. И все-таки есть вопрос, который часто остается камнем преткновения весь первый школьный год, а то и намного дольше. Это отношения в треугольнике: учитель-родитель-ребенок на продленке. Как же с минимальными потерями организовать свободное от уроков время ребенка, входящего в такую непростую пору жизни? Мы предлагаем вашему вниманию два мнения – мамы-журналиста и психолога.
Советы мамы, или Ключ на шее Да, это все-таки случилось: мое чадо выросло, пошло в школу и даже успело проучиться в ней несколько месяцев. И все бы ничего, школьные годы, конечно, чудесные, но вот работающим родителям, не имеющим в радиусе одного города всегда готовых помочь родственников, приходится совсем не чудесно. Уроки, сборы портфеля, отстирывание формы и ранние подъемы — все это знакомо всем мамам школьников. Но это все мелочи по сравнению с вопросом: что делать ребенку после окончания уроков, если никто из родителей не может полдня проводить дома. Неужели продленка?!
В те глубоко советские времена, когда я ходила на продленку, на ней было очень даже нескучно. Народу в школе оставалось много, нас кормили и поили, показывали киношки, мы делали уроки, резвились в игровой комнате, гуляли вокруг школы и на близлежащем стадионе. Еще к нам приходила библиотекарша и читала сказки. Словом, идиллия. Правда, не ходить на продленку считалось очень взрослым, поэтому все втайне лелеяли мысль о ключе на шее и возможности после уроков идти по своим делам.
Что же происходит с продленкой сейчас? Недавно приятельница поделилась своим опытом, вернее, дочкиным:
«Моя Мышка недолго ходила на продленку. Все бы ничего, но... Воспитателем дочкиного класса была генеральша. Настоящая генеральша, жена генерала, мать двух майоров и одного полковника. Шаг влево, шаг вправо, побег, расстрел. Говорят иногда, что на продленке у детей самостоятельности больше, уроки сами делают, родителей не просят. У нас же это было так: дети чуть не под диктовку делали упражнения на черновик, потом генеральша проверяла и тем, у кого все правильно, позволяла переписать в тетрадь. Я еще понимаю математику, хотя где там ошибок непоправимых наделать в первом-то классе. Но русский! Это ж получается, один раз ребенок правильно написал, так ему потом еще спецприз-наказание — переписать еще раз. В общем, со второго полугодия я повесила Мышке ключ на шею и занялась дистанционным контролем по телефону. Благо, школа не через дорогу, а через пустырь, никаких травмоопасностей».
Тут справедливости ради следует сказать, что вместо воспитателя-«генерала» ребенка может дома подстерегать бабушка-«генеральша». Я знаю историю, когда бабушка с солидным педагогическим стажем уволилась и посвятила себя внуку. Выгуливала на рекорд, кормила на совесть, потом занялась развитием и подготовкой к школе, потом мальчик пошел в первый класс, и бабушка ответственно с ним делала все уроки. Потом бабушке пришлось уехать, и оказалось, что ее питомец ничего не может сделать самостоятельно, не получив подтверждения, что вот эту линию он повел правильно...
Опросив множество знакомых, которые сами ходили на продленку, оставляли или продолжают оставлять там своих детей, я получила широчайший спектр мнений — от вполне благожелательного и благодарного (как хорошо, что она есть!), до полного неприятия (ужас, не смогли проходить на нее и неделю!). Разные продленки, разные родители, разные дети... И все же есть некоторые моменты, которые стоит учитывать всем: как сторонникам, так и противникам пребывания ребенка в группе продленного дня.
Советы от «бывалых» родителей
• Не следует считать продленку полным аналогом детского сада, это всего лишь более или менее организованное пребывание детей в режиме ожидания.
• В первом классе ребенок только адаптируется к школе. Ему нужно привыкать к новому помещению и новым требованиям. Тем, у кого этот процесс идет непросто, лучше больше времени проводить дома, в привычной обстановке.
• С приходом в школу на первоклассника буквально обрушивается шквал новых лиц и контактов. Это дополнительная нагрузка, с которой также непросто справиться.
• Если ваш ребенок привередлив в еде, то очень вероятно, что он останется голодным.
• Если все время продленки дети проводят в классе, не имея возможности изменить положение тела и обстановку, это вредно для здоровья.
• Если ребенок сам изъявляет желание остаться на продленке и с удовольствием туда ходит, то нет никаких оснований не оставить его там на час-другой после уроков.
• Упорное нежелание оставаться на продленке может быть не только признаком плохой организации самой продленки, но и низкой адаптации к школе или проблем в новом детском коллективе.
• Надолго оставлять ребенка дома одного без взрослых может быть гораздо более опасно, чем любая продленка.
Виктория Матвеева, журналист, мама первоклассника
Советы психолога, или Давайте жить дружно!
Разумеется, «лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным», то есть иметь возможность заниматься чадом персонально, с упоением наблюдая, как оно растет и развивается. Или уж предоставить ребенка заботам хорошей, качественной продленки, будучи абсолютно уверенной в тех людях, которым доверен ребенок… Да, звучит немного фантастично…
Если вы стоите перед альтернативой «продленка или что-то еще?», то правильный ответ можно дать только после учета всех специфических деталей вашего конкретного случая.
Чтобы оценить все преимущества и минусы продленки, ответьте на следующие вопросы:
• Кто именно будет заниматься ребенком в школе?
• Каково будет расписание и последовательность занятий?
• Каким будет наполнение этих занятий (предусмотрены ли развивающие занятия, игры, «культпоходы»)?
• Будут ли ежедневные прогулки? (Помните, что это обязательное условие для «перезагрузки» юного работника умственного труда.)
• Как и кем будет организовано питание?
• Как, с кем и в котором часу ребенок будет добираться домой?
• Будет ли сам ребенок доволен таким режимом дня?
Все эти и многие другие детали - темы для обсуждения с педагогом, и хороший руководитель группы продленного дня будет только рад узнать пожелания родителей. Но… что-то же мешает обсуждать эти вопросы эффективно, то есть предотвращая все возможные конфликты и неудовлетворенность тем, как ребенок проводит остаток дня?..
Что нам мешает?
Условно и грубо родителей можно разделить на две категории по их манере устанавливать отношения с учителями.
Первая категория – «активные» родители, охотно принимающие участие в учебном процессе и досуге ребенка, готовые идти на контакт с учителем, завучем, директором школы и представителями ГорОНО (а порой заходить и дальше).
Вторая категория – «пассивные» родители, которые либо очень заняты (что часто лишь отговорка), либо по убеждениям стремящиеся избегать контакта с учителями, стараясь не быть назойливыми и не портить отношения с педагогом, от которого во многом зависит участь ребенка.
Представители первой категории часто гиперактивны и тем самым создают имидж назойливых и беспокойных контролеров учебного процесса, от которых учителям хочется держаться подальше. Вторые в силу устанавливаемой ими дистанции просто не в фокусе внимания учителя и их легко игнорировать, так же как и их детей. Стоит ли говорить, что обе эти крайности в равной степени мешают учителю уделять должное внимание ребенку, помогают ему становиться «плохим» педагогом?
Стало быть, если уж вы выбираете продленку, то, прежде всего, выработайте правильную стратегию отношений с преподавателем. Выберите время и познакомьтесь с руководителем группы не на родительском собрании, где решаются, прежде всего, финансовые и ремонтно-снабженческие вопросы. На собрании вы всего лишь часть толпы и учителю просто сложно идентифицировать вас как маму Кати Петренко или Пети Катериненко. Для установления эффективных взаимоотношений необходимо установить личный контакт. Выберите время, когда это будет не «на бегу», и договоритесь обо всем, что хотели бы соблюсти для вашего чада.
У вас как у родителя всегда больше ресурсов сотрудничества с педагогами, чем это кажется на первый взгляд. Случается, что родители даже стесняются попросить учительницу обратить внимание на то, что их беспокоит в ребенке, считая это нескромностью и боясь казаться назойливыми (многих ведь учили «не высовываться», загоняя в рамки окриком «ты что, особенный?»). На самом деле это только вредит вашему ребенку. Ваш ребенок особенный и уникальный, пока вы сами верите в это. И если не вы сами с привлечением педагогов сохраните и разовьете в нем эту его уникальность, то кто же тогда это сделает?
Правила позитивного общения • Проявляйте свою заботу о ребенке, искренне уважая того, кому вы доверяете ребенка и воспринимайте его как союзника. И даже в случае с патологической «генеральшей» можно проявить гибкость, дипломатичность и умение договариваться, ведь награда за это - полноценный досуг ребенка, его школьные успехи и удовольствие от школы. Согласитесь, это стоит некоторых усилий.
• Интересуйтесь наблюдениями руководителя группы за тем, как ведет себя ваш ребенок на занятиях, как он общается с другими детьми и учителем, удается ли ему ладить с одноклассниками, не обижают ли его (или он кого-либо), насколько он активен (пассивен) и почему. Спрашивайте обо всем - это даст вам ценную информацию о вашем первоклашке.
• С продленкой или без нее, перекроите свой рабочий график и свое свободное от работы время с учетом учебного расписания ребенка. Чтобы выиграть эти самые часы, исключите все, что неприоритетно на данный момент или может подождать. Отложите необязательные визиты или разговоры по телефону – поверьте, ваши подруги и друзья гораздо более самостоятельны, чем ваш ребенок 7 лет, нуждающийся в эмоциональной поддержке и просто присутствии родителей.
• Обсуждайте с ребенком то, как он проводит свое время на продленке. Чем большей информацией вы владеете, тем меньше у ребенка и у вас возможных проблем. Тогда вы будете в состоянии влиять на то, как протекают занятия вашего ребенка.
Дайте ребенку почувствовать, что вы им занимаетесь, что уделяете ему достаточно внимания, даже перепоручая его продленке. И будьте при этом не контролирующим родителем, а помогающим, таким, который вселяет в ребенка веру в себя, в его собственные силы и успешность. Все то время и усилия, которые вам удастся посвятить адаптации ребенка к новому режиму жизни, окупятся сторицей.
ПСИХОЛОГ ЕЛЕНА КОРНЕЕВА
Журнал "Мир семьи" январь 2006 года