Проблема адаптации. Страхи первоклашек
- Автор
- Дата публикации
Бубнова Ксения Александровна
Подумать только, ваш шестилетний малыш – уже школьник! Беззаботное детство так быстро закончилось! Ребенку предстоит начать новую жизнь, к которой вы, конечно же, готовились все вместе. Однако и в этом случае могут возникнуть всевозможные проблемы, связанные с психологической адаптацией, особенностями темперамента или характера вашего малыша.
Цель этой статьи – рассказать вам об основных, наиболее характерных сложностях, которые испытывают дети, поступившие в школу.
Существуют очень интересные данные как отечественных, так и зарубежных психологов, позволяющие нам более четко представить себе, насколько серьезен вопрос об адаптации к школе.
Обследование детей школьного возраста показало, что из всего огромного количества разнообразных страхов на первое место выходят три вида:
- страх смерти
- страх темноты
- школьные страхи.
Страх смерти и темноты – сугубо биологические, так что школьные страхи лидируют среди социальных, опередив, например, страх войны, бандитизма и т.п.
Очень важно подготовить ребенка к школе психологически. Ведь помимо учебной деятельности и требований дисциплины малышу придется столкнуться с непривычной для него средой общения, где необходимо общаться с определенной группой детей. Снять проблему приспособления полностью невозможно, а частично или даже очень значительно – вполне реальная задача.
Хорошо, если ребенок заранее ознакомится со школьной обстановкой.
В некоторых школах открывают подготовительные курсы для дошкольников. Например, в гимназии № 178 г. Киева для малышей уже несколько лет существует “Школа развития”. Три раза в неделю дети приходят на занятия, которые длятся в общей сложности два часа. 4 урока по 20 - 25 минут, проведенные в группах по 10 –12 человек, с использованием игровых моментов под силу и самым неугомонным, и самым застенчивым ребятишкам. И, конечно же, уроки эти – не математика и письмо, а развитие речи и математическая логика, рисование и лепка, шахматы, английский язык, подвижные игры.
Понятно, что цель обучения – всестороннее развитие ребенка, его способностей, а не “натаскивание” для поступления в школу. А главное, сводятся к минимуму или отсутствуют вовсе отрицательные психологические моменты (требования строгой дисциплины, перегрузки, оценивание ответов в баллах и т.д.) Так постепенно дети “вливаются” в школьную жизнь, все в ней становится знакомым и совсем “не страшным”! А в 1 классе ребенка будут ждать уже ставшие родными стены, знакомые учителя и друзья, по которым он успел соскучиться за лето.
К сожалению, не все малыши имеют возможность подготовиться к школе таким образом. Можно считать удачей, если ваш ребенок вписался в школьную жизнь сразу, принял ее правила и испытывает психологический комфорт. А если нет? Если после нескольких школьных дней он со слезами на глазах просит остаться дома, беспокойно спит, по утрам с трудом просыпается и не хочет вставать, ссылаясь на плохое самочувствие? Если заявляет, что не пойдет в школу, потому что там злые дети, а учитель не обращает на него внимания, спрашивает только других ребят и т. д.
Скорее всего, страхи ребенка преувеличены, а подобное поведение – следствие стресса, вызванного необходимостью психологической перестройки. Но нужно обязательно разобраться, что же именно травмирует малыша, почему процесс адаптации проходит у него столь болезненно.