Первоклассник: как помочь ребенку адаптироваться в коллективе
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок чувствовал себя в школе счастливым и успешным. Особенно о том, как у ребенка все сложится, переживают те, чьи малыши становятся первоклассниками. Как помочь маленькому ученику адаптироваться в школе, научить общаться и решать возникающие конфликты мы расскажем в нашем сегодняшнем материале.
На этапе подготовки
Конечно, если ваш малыш ходил в детский сад, посещал подготовительные курсы, спортивные или развивающие занятия – ему будет проще освоиться в новом детском обществе. Имеющийся социальный опыт поможет ребенку понять, как устроены отношения внутри детской группы, усвоить некоторые правила, научиться общаться.
Еще один неоспоримый плюс – если в первом классе будут дети, которых малыш уже знает. Друзья, соседи, дети с которыми ребенок был вместе в детском саду – психологические зацепки, которые помогут ребенку чувствовать себя более уверенно. Ведь общаться с теми, кого уже знаешь – гораздо легче. Но и тут не все так просто, как кажется.
Наша мама-форумчанкаXiza рассказывает: «У нас в первый класс перешла половина группы детского садика. С одной стороны это удобно, так как дети не волновались, зная, что в школе их ждут знакомые лица. С другой – в классе получилось два клана, старенькие и новенькие. Старенькие – те, что пришли вместе из садика, с трудом налаживают отношения с новенькими. Типа, а зачем напрягаться, нам же есть с кем дружить… Мы с родителями подняли этот вопрос на собрании, попросили учительницу как-то наводить мосты».
Перед подготовкой к школе не забывайте о книгах и телевизионных фильмах. Иногда у ребенка есть какие-то страхи, которые сложно озвучить, или вопросы, которые он боится задать взрослому, и именно сила искусства поможет ему развеять сомнения и справиться с волнением перед первым классом.
Даже шестилетние дети с интересом посмотрят такие замечательные фильмы про школу, как «Приключения Электроника», «Гостья из будущего». Понятия «дружба» и «коллектив» там показаны просто замечательно, а еще за просмотром малыш сможет понять, что такое класс, звонок, расписание, как дети сидят за партами, ходят в форме, носят портфели, отвечают на уроках, поднимают руку и другие обычные для нас, но новые и непонятные для первоклассника моменты.
Книги о школе – неисчерпаемый кладезь оригинальных рассказов о том, что переживает каждый первоклассник, школьник, ученик. Прочитайте вместе с малышом, например, рассказы о школе Виктора Голявкина или Виктора Драгунского, герои которых тоже первый раз идут в школу, боятся, переживают, делают ошибки и со временем избавляются от своих волнений.
Психолог Наталья Карабута рассказывает: «Сейчас не время для рассказов-«страшилок», о том, как вы ежедневно дрались в школе с соседом по парте Серегой, а классная руководительница Светлана Александровна за это ставила вам двойки, вызвала в школу родителей и сильно ругалась в кабинете завуча. Важно, чтобы рассказы взрослых, книги или фильмы были направлены на позитив, на то, что у ребенка в школе все получится. Конечно, не стоит рисовать учебную жизнь сугубо в радужных красках, рассказывая о школе, как об удивительно счастливом месте без проблем. Акцентируйте внимание ребенка не на том, что в школе, могут возникать трудности, а на том, что он сможет с ними справиться, а родители, в случае необходимости, ему в этом обязательно помогут, поддержат. Якорите ребенка на позитиве».
Первый раз в первый класс
Когда в семье появляется первоклассник, все домочадцы осваивают новый темп жизни, подстраиваясь под школьные правила. И, конечно, все волнуются, переживая, все ли у ребенка сложится так, как надо. Однако родителям следует помнить, что их любовь и забота – самое главное.
Хотя в этих советах нет ничего нового, именно родительское понимание необходимо сейчас малышу, как воздух. Позитивная психологическая обстановка дома – тот самый необходимый ребенку тыл, который словно спасательный круг поможет малышу в трудную минуту, если в школе вдруг возникнут какие-то проблемы.
Однако пока не будем говорить о грустном, непосредственно само поступление в первый класс и смена всего привычного уклада и ритма жизни – стресс для ребенка. Ведь ему ко многому придется привыкать: к новому коллективу, новому учителю, учиться налаживать с ними отношения, справляться с ежедневными нагрузками.
Психолог Наталья Карабута рассказывает: «Чаще всего процесс адаптации проходит в течение двух-трех месяцев. За это время ребенок привыкает и к школе, и к коллективу, и к требованиям учителя. Но иногда юный школьник теряется в новой обстановке и задача родителей помочь ему сориентироваться, объяснить, что ничего страшного не происходит, и ему просто нужно понять новые правила и привыкнуть к ним. Малыш хочет взять в школу любимую игрушку? Не стоит запрещать ему это делать, особенно если учитель не против. Игрушка – это кусочек дома, она подарит ребенку уверенность в собственных силах и чувство защищенности, так необходимое в первое время в школе».
Как же в процессе адаптации к школе детям могут помочь родители? Задача взрослых понимать и разделять детские эмоции и переживания. Ведь мы волнуемся перед первым днем на новой работе, первым свиданием, боимся не справиться с новым заданием. Почему же мы не разрешаем такие эмоции своим детям, стараемся не обращать внимания на их волнения и страхи? Пора внедрять новую тактику.
Обязательный режим дня и полноценное питание. Школьный режим будет особенно сложной задачей для малышей-«сов», которые не ходили в детский сад и начинали свое утро не раньше, чем в 10.00-10.30. С началом школьного обучения все изменится, ведь чаще всего, уроки в школе начинаются в 8.30, а учительница просит, чтобы все ученики уже были в классе около 8.10-8.15. Таким образом, утро малыша должно начинаться около 7.00, и для некоторых детей это может быть достаточно сложной задачей, ведь они не привыкли к таким ранним подъемам. Как же быть? Родителям важно постараться еще во время лета постепенно перестраивать режим ребенка таким образом, чтобы он просыпался с каждым днем раньше, а также раньше ложился вечером, ведь отбой в школьное время должен быть не позже, чем в 21.30.
Не стоит забывать и о том, что в период адаптации первокласснику важно хорошо питаться. Конечно, замечательно, если завтрак – привычное дело для ребенка, но если проглотить кашу или омлет в 7.30 утра для него непосильная задача, отпускать голодным в школу все равно не стоит. Как минимум, чай с печеньем, какао с бутербродом, йогурт или что-то подобное утром нужно скушать. После второго урока первоклассников ждет школьный завтрак, а после пятого – обед. Вопрос о том, понравится и подойдет ли ребенку школьная еда – индивидуальный, но если с этим возникают проблемы стоит подумать о том, как будет организовано питание ребенка в таком случае.
Ну и конечно, в школу ребенку стоит давать перекусы: яблочки, печенье, кексы, бутербродики. Не забываем о питье – бутылочка воды или пакетик сока никогда не будет лишним маленькому непоседе.
Малыш вернулся домой? Предлагайте ему его любимые блюда, обязательно свежие, горячие, полезные. Не злоупотребляйте жареным, острым, жирным, старайтесь, чтобы блюдо сохраняло как можно больше полезных веществ и витаминов.
Не перегружать. Первый класс – достаточно серьезная нагрузка как с психологической и эмоциональной, так и с физиологической точки зрения. Поэтому по возможности не спешите записывать ребенка в различные кружки и секции, а также не настаивайте на дополнительных занятиях, разве что только преподаватель не сообщит вам, что это действительно необходимо ребенку. Повышенная утомляемость может спровоцировать у ребенка раздражительность, невнимательность, капризность.
Важно, чтобы ребенок изначально полностью освоился в своем новом статусе, свыкся с новыми требованиями, научился контактировать с учителем и одноклассниками. Видите, что ребенок уже не так сильно устает в школе, ему нравится учиться, и он легко справляется с программой – тогда можно подумать и о дополнительных занятиях, спортивных секциях или кружках.
Помогать в организации. Первое время малышу сложно будет самому запомнить свое расписание, сложить в портфель все необходимое, проследить за тем, все ли элементы школьной формы и обуви в порядке и надеты соответствующим образом.
Родителям обязательно нужно уделять внимание тому, что после уроков говорит учитель о планах класса на завтра, есть ли какие-то задания, которые нужно выполнить дома (например, нарисовать рисунок, взять с собой дополнительно цветные карандаши или принести пустую картонную коробку для поделок на труд). Помогайте малышу собирать портфель, учите ориентироваться на расписание, проверять наличие ручек, резинок, линейки, остроту грифеля карандашей.
Также нет ничего страшного в том, что некоторое время ребенку нужно будет напоминать о том, в какой последовательности стоит надевать рубашку, жилет и форменный пиджак, проверять, правильно ли застегнут пояс на брюках. Не забывайте следить за чистотой рубашек и обуви, готовить одежду на завтра лучше с вечера, без суеты, а не бегать с утюгом и щеткой утром.
Наша мама-форумчанка Жанна рассказывает: «Сначала мы пробовали выходить из дома все вместе, одним махом. Завозили малого в школу, а потом ехали с мужем по работам. Но я поняла, что процесс совместных сборов для нас - достаточно проблематичная задача. Нужно всех накормить, собрать малого в школу, все проверить, одеть, и как-то в этот процесс мои передвижения из ванны в прихожую и подкрашивания глаза одной левой только напрягают ситуацию и меня лично. И мы изменили наше утро: теперь я спокойно, прямо в халате, кормлю своих мужчин завтраком, собираю им обеды, контролирую, как и что они надели, нежно целую и отправляю в школу и на работу. Все чинно, спокойно и весело. Они уезжают, я убираю утренний разгром в квартире, на кухне, а потом уже начинаю сама собираться на работу. Если у мужа получается по времени, он завозит малого в школу и возвращается за мной. У меня на все про все полчаса. Если нет – я еду сама, но мне так гораздо спокойнее. Я знаю, что ребенок ничего не забыл, я все проверила и все в порядке».
Внимание – на учителя
Очень важно в первом классе ориентироваться на учителя, ведь именно этот человек будет играть «первую скрипку» в формировании коллектива в классе. Все вопросы с конфликтами, ссорами, драками и недопониманием решает именно классный руководитель малышей.
Хорошо, если родители уверены в педагоге, в класс которого попадет ребенок. Но если вы видите друг друга впервые, как определить, что перед вами – энтузиаст, влюбленный в свое дело?
Конечно, большую роль играют отзывы детей и родителей, которые учились у этого учителя. Но не забывайте и про собственное мнение. Еще во время выбора школьного учреждения, присмотритесь к учителю, как он ведет себя на переменках, на продленке, по возможности – на уроках. Обращает ли внимание на детей и чаще занят ими, чем собственными проблемами или общением с коллегами?
Поговорите с педагогом. Вам интересно общаться? Вы понимаете, что этот человек сформирует у ребенка тягу к учебе и увлечет процессом познания нового? Тогда можно смело отдавать свое сокровище в его руки.
Наша мама-форумчанкаPif-Paf рассказывает: «Мы перед тем, как определиться с учителем и школой прошли три собеседования. Было очень интересно наблюдать за тем, как по-разному учителя общаются с ребенком. В одной школе учитель на собеседовании был, как бы, не совсем и заинтересован, типа знаешь-не знаешь – до свидания, при чем я уточнила – это она набирает детей себе в класс. Показалось, что ей все равно, какими они будут... В другой школе все было как в моем детстве, и преподаватели, словно такие же, по 60 лет женщины, такие знающие, но до одури правильные, мне сложно было представить себя и своего ребенка в такой обстановке. А вот третья учительница – хотя мы пришли уже почти в самом конце приема, и она была ооочень уставшая, как-то сразу удивительно нашла подход к ребенку, и малой раскрылся. Болтал с ней и по делу и не по делу, умничал. А она слушала его и улыбалась, и было видно, что не через силу, не потому, что так надо, а ей действительно интересно. Я прямо на собеседовании поняла – вот, это, наш человек. И сын сказал: «Мама, я ни к какой другой учительнице больше не пойду. Поиски закончены». Первый класс мы уже закончили, идем во второй, и хочу сказать, что я не разочарована. Человек она просто замечательный, понимающий, терпеливый. А еще она удивительно настроила ребятню на учебу, на знания. Мой разгильдяй до школы ныл, типа вот это скука, сидеть за партой, учиться, читать не хочу, писать не хочу. А в конце года получил грамоту за старания, горд был, как слон, и учительница его хвалила, и не только его, много в классе ребят, которым нравится учиться. По-моему – это главное для первого учителя».
Уже во время учебного процесса не забывайте обращать внимание на то, чему учитель уделяет больше внимание – формированию в классе единого коллектива из малышей с различным темпераментом и подготовкой или ведению школьной документации. Педагог во время родительского собрания рассказывает только о необходимости ремонта в классе или организует учеников поставить школьный спектакль, а родителей - отложить все дела, прийти и посмотреть, что же у них получилось. Выводы делать вам, однако, если вы понимаете, что в классе что-то идет не так, не стоит думать, что все само собой образуется, важно действовать, не оставляя ребенка один на один с проблемами и сложностями. Хотя и ремонта тоже вряд ли удастся избежать :-)
Первый класс – волнительное событие, к которому готовятся всей семьей. Важно, чтобы ваш общий настрой был положительным, ребенок чувствовал вашу поддержку, и тогда, мы уверены, у вашего маленького школьника все обязательно получится!