Цена оценки
- Автор
- Дата публикации
Попадая первый раз в школу, мотивированный на учебу ребенок настроен очень позитивно. Он ожидает, что там его ждет много нового и занимательного. Счастье, если именно так и происходит. Но нередко связка: «учиться – интересно» рушится у большинства детей после первых же дней общения с учителями. И по иронии судьбы, рушится именно там, где они должны были бы эти знания полюбить! С каждым годом школьного воспитания картина только ухудшается. Но чем сильнее нажимать на чадо, убеждая, что учиться надо и делать это следует только «хорошо», тем тяжелее ему морально. Учеба становится тяжкой повинностью и влечет за собой либо перенапряжение, либо протест в форме невыполненных уроков и прогулов.
Помоги детям сделать учебу в школе не столь оторванной от реальности, наполняй знания живыми и интересными примерами. Начинает ребенок учить биологию – засей вместе с ним грядку петрушки; покажи, как выглядят и из чего состоят цветочки и плоды. И желательно все это сделать заранее (еще до того, как учитель задаст прочесть умный параграф в учебнике). Кроме того, это даст сыну возможность отличиться на занятиях, удивив преподавателя обширными познаниями в данной области. Лучше также «забежать» с ним на урок-два вперед по каждому предмету.
«Думай головой!»
Огромный пласт, который недодает ребенку наша система образования, – это пища для души и сердца. Начиная с первого класса детей приучают к тому, что нужно думать, думать и думать, причем не так, как раньше, когда это было необходимо для решения каких-то задач (например: научиться говорить, чтобы понимать взрослых), а ВСЕГДА! Думать всегда – задача не из легких даже для ученых мужей, а что уж говорить о существе, еще толком не понимающем, почему ему запрещают играть на уроке в солдатиков.
Практически все 10 основных воспитательных лет никто не учит детей... чувствовать, поэтому нередко эмоциональное взросление человека останавливается на возрасте дошкольника. Вот почему нашим ребятам на самом деле так скучно в школе! В отсутствие позитивных эмоций учиться становится просто «невкусно» – ведь каждый день одно и то же! Система заставляет и принуждает, а это работает далеко не всегда.
1. С самой школой сделать что-либо, конечно, не получится, но зато вполне можно определить отношение ребенка к разным предметам, найти среди них самые слабые «занудные» места и попытаться их восполнить. Привить сыну тягу к какому-то уроку нетрудно – достаточно дать ему несколько «интересных» импульсов и убедить, что в этой области он просто гений! Тогда он будет относиться к предмету с любопытством, закрывая глаза на форму подачи и слушая только саму суть того, что преподносит учитель.
2. И второй, еще более важный вывод. При отсутствии профессионального подхода к воспитанию недостающие аспекты своего эмоционального развития ребенок будет восполнять, подражая родителям и ближайшему окружению. Постарайся вести себя именно так, как ты ты хотела, чтобы он вел себя, будучи взрослым. Слова и поучения здесь значения не имеют – будет скопирована общая модель поведения, отношения к миру (дружелюбное, пассивное или агрессивное), порог моральности и какие-то отдельные черты характера.
«Заучи наизусть»
Многие дети, особенно сознательные, часто сами чувствуют, что учатся недостаточно хорошо. И даже прикладывают определенные усилия, чтобы исправить ситуацию. Но это не получается по двум причинам.
Первая. Зубрежка не помогает, а по-другому ребенок не умеет.
Вторая. Со временем клеймо середнячка-троечника настолько прочно укореняется в детском сознании, что все усилия оказываются напрасными. Он сам занижает себе планку успеха: «Я стараюсь, но у меня плохие оценки. Наверное, я таки глупый...» Эту вредную установку сын пронесет с собой по жизни, поэтому очень важно отловить семя еще на подлете к «благодатной» почве и не дать ему прорасти.
На самом деле существует множество альтернативных способов помочь чаду улучшить успеваемость – от реальных вспомогательных систем, таких как эйдетика или кинезилология, и до психологических – повышения его самооценки. Для того чтобы решить задачку, необязательно атаковать в лоб и делать только то, что рекомендуют учителя. Взгляни на мир шире – в нем есть масса возможностей! И затем помоги ребенку выбрать самую интересную для него форму «охоты за знаниями».
«Ходим аккуратненько»
Большой проблемой классической системы образования является «уравниловка». Какими бы качествами, скоростью познания и наклонностями ни обладал ребенок – в обычной школе ему обеспечен стандартный уровень образованности. Интересно тебе или нет, положено уделить «теории приусадебного участка» столько-то часов – будь добр явиться и отбыть! Хочется изучить предмет глубже – покупай взрослые книги и вникай, но выше 12 баллов не поставят. Вполне возможна ситуация, когда Эйнштейн-младший сидит за одной партой с сыном Шарикова. И хотя получают они разные оценки, но осваивают одинаковый курс и меряются общими критериями успеваемости.
Маленькие Эйнштейны со временем теряют свои таланты. Альтернативные системы образования (такие, как Школа академика Щетинина, Милослава Балобанова, Вальфдорская система) доказали, что дети способны осваивать гораздо большие объемы информации и намного легче, если им не приходится при этом зубрить. А обучение для них – захватывающий процесс.
Постарайся предоставлять ребенку как можно больше возможностей для творческой реализации. Это позволяет ему ощутить свою индивидуальность. Успех в одной области, как за ниточку, тянет повышение самооценки и в других направлениях. Речь идет о всевозможных спортивных секция, творческих кружках, хобби. Поддерживай любую разумную инициативу ребенка, даже если тебе кажется, что игра на барабанах – это несерьезно, вязание крючком – непрактично, а дельтапланеризм – опасно. Пусть он самостоятельно определит свою уникальность и, может быть, именно ему суждено стать во главе первого в нашем государстве Министерства по вышиванию крестиком. Кто знает?
«Не хулигань!»
На учебу сильно влияет микроклимат коллектива, в котором оказался твой сын. Если у него нет чувства защищенности, особого желания ходить в школу тоже не будет. Нелюбовь класса, моральное давление, навешенные окружающими ярлыки или появление «врагов» всегда сказываются на желании ребенка учиться. А если снизился показатель успеваемости, причину надо начинать искать в первую очередь в его окружении.
остарайся наладить с отпрыском максимально доверительные отношения. И время от времени спрашивай, как он «чувствует» себя в школе. Если что-то тебя настораживает – лучше не полениться и сходить к учителю, на месте разузнав, что да как. В некоторых, самых нехороших ситуациях (таких, как частая агрессия со стороны других детей, вражда, неубывающее постоянное напряжение), возможно, следует действовать радикально, а то и вообще сменить школу.
Журнал Prevention, декабрь 2010